Родительское собрание«Воспитание социальной активности. Роль семьи и школы.»
статья

Жбанова Елена Вениаминовна

Семья и школа – это берег и море.

На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

Л.А. Кассиль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_mart_2018_no3.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МБОУ Кочуновская ООШ

Общешкольное родительское собрание






Тема: «Воспитание социальной активности. Роль семьи и школы.»







Март, 2018 год


                                                                              Подготовила: Жбанова Е.В.

Цель:

Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности.

Ход собрания:

Семья и школа – это берег и море.

На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

Л.А. Кассиль

        Развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Но сама активность может быть направлена на разные моменты бытия личности и общества.Термин социальная активность рассматривается, как понятие, в котором термин «социальная» означает общественно-полезную направленность деятельности, а «активность» — меру интенсивности самореализации в общественной деятельности.Социологи выделяют основные виды социальной активности:1. Художественно — творческая.2. Познавательная.3. Коммуникативная.4. Нравственная.5. Общественно — гражданская.6. Трудовая.7. Другие индивидуальные виды активности.Психологи и педагоги считают, что начинать формировать социальную активность личности надо еще в дошкольном возрасте, где закладываются ее первоначальные основы, где закладывается фундамент личности, развиваются многообразные отношения с миром. Усваивая нормы и правила поведения, ребенок перенимает способы действий, одобренные обществом.Поэтому в этом возрасте уже можно говорить о создании предпосылок для возникновения нормативно-личностной активности.Далее формирование социальной активности продолжается в стенах школы.На  современном  этапе  развития  социальных  отношений  одной  из важнейших  проблем  является  развитие  социальной  активности  подростков. Возрастная категория выбрана не случайно. Подростковый период – это период становления личности, это период перехода из детства во взрослую жизнь. Кроме  того,  следующий  этап  в  жизни  старшего  подростка  –  период юности,  на  протяжении  которого  ставятся  важные  жизненные  задачи,  как например,  профессиональное  самоопределение.  Поэтому,  чтобы  подростку было  легче  взойти  на  более  высокий  этап  –  этап  взрослости,  ему  нужно обладать  определенными  качествами,  такими  как  самоконтроль, ответственность,  умение  налаживать  контакт,  которые  помогут  ему  в дальнейшей самореализации. Формировать  личность  подростка,  «социализировать»,  вводить  его  в «мир взрослости» должны непосредственные воспитатели – родители и учителя.

С введением федеральных государственных стандартов второго поколения слово «деятельность» у всех на устах, но деятельностный подход был всегда.В нашей школе образовательно-воспитательная среда позволяет обучающимся реализовать различные формы социально значимой деятельности, получать опыт социального взаимодействия, формировать социальную активность. Работа в этом направлении ведется уже много лет. Разработаны и действуют программы, ориентированные на процесс воспитания социальной активности школьников:

Программа «Береги свое здоровье»

Программа профилактики асоциального поведения обучающихся

Программа «Патриоты страны!»

Программа «Семь – Я»

Программа экологического воспитания младших школьников

Программа воспитания и социализации личности

Общеобразовательная программа «Патриот» военно -  патриотической направленности

Общеобразовательная программа «Истоки» туристско - краеведческой направленности;

Программа внеурочной деятельности «Гармония»  духовно – нравственного направления;

Программа внеурочной деятельности «Экология души»  духовно – нравственного направления; Программы опираются на принцип социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и и единства образовательной и воспитательной среды. Они имеют большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.А организуют эту деятельность педагоги совместно с обучающимися, с представителями социума.Сегодня государство и общество предъявляют высокие требования к педагогу. Педагогический коллектив нашей школы постоянно совершенствуется, осваивает новые педагогические технологии в обучении и воспитании.

Педагоги формируют социальную активность детей как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Хотелось бы отметить один из эффективных методов - метод проектов. Проектная деятельность начинается в начальных классов. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. 
В его основу положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой задачи. 

        В школе организована работа  НОУ «Эврика» . В соответствии с Положением о научном обществе работа  ведется по двум направлениям: начальная школа и основная школа.

Количество участников ШНПК

В течение  года под  руководством педагогов  ребята работают над проектами.  Лучшие проекты представляют на школьной  НПК. Качество проектных  работ  улучшается с каждым годом.  Большинство работ соответствует всем требованиям к исследовательским работам обучающихся.

Темы проектных работ в 2017 году

№ п/п

Тема

Участник

Руководитель

1

«Почему в хлебе столько дырочек?»

Дыдыкина Надежда
4 класс

Савватеева И.А.

2

Волосы – показатель красоты и здоровья человека

Тучина Юлия

4 класс

Савватеева И.А.

3

Как рождается снежинка

Сорочкина Катя

3 класс

Дыдыкина О.М.

4

Жевательная резинка – польза или вред?

Рожкова Лиана

3 класс

Дыдыкина О.М.

5

Вред и польза сотовых телефонов

Репин Денис

5 класс

Смирнова В.Н.

6

Человек и сон

Фролов Николай

5 класс

Смирнова В.Н.

7

Велосипед и экология

Белов Александр

7 класс

Смирнова В.Н.

8

История колхоза

Денисов Александр

7 класс

Смирнова В.Н.

9

Проценты в нашей жизни

6 класс

Шахавнина Л

Кузнецов А

Фролов Н

Косолапов С

Паньшина Г.А.

10

История возникновения обыкновенных дробей

5 класс

Долгорукова Дарья

Сорочкина Ю.А.

11

Тема животного мира в произведениях русских писателей

Исоян Т.

Барахов М.

8 класс

Никишина Е.П.

12

Природные красители в нашей жизни и их влияние на здоровье человека

Сорочкин Роман

5 класс

Кузнецова Е.Б.

13

Роль экологических организаций России и страны изучаемого языка в борьбе с загрязнением окружающей среды

Афиногенова Анна

8 класс

Давыдова А.М.

14

Проблема бытовых отходов в сельской местности.

Пендрякова Кристина

8 класс

Жбанова Е.В.

        Победителей школьной научно - практической конференции  направляем  на районную конференцию.Нужно отметить, что на районной конференции наши дети показывают хорошие результаты.

          Социальная активность формируется у обучающихся и в работе школьного ученического самоуправления. Под руководством педагога - организатора Денисовой И.М. действует детское объединение «Городок Детства». ДО организует и проводит многочисленные акции и мероприятия: «Покормите птиц зимой», «Открытка ветерану», «Зеленая весна» и др. Детское объединение является составляющей частью самоуправления. Совет обучающихся является рабочим органом УС.  Совет обучающихся планирует и организует жизнь детского коллектива, контролирует дежурство, выпуск газет и открыток к праздникам, занимается подготовкой и проведением общешкольных  мероприятий. Участвуя в работе органов самоуправления, обучающиеся получают опыт реального управления, непосредственного участия в планировании, организации воспитательного процесса, приобретают опыт общения и практических действий, готовятся к успешной социализации в обществе.

При организации внеурочной деятельности учащихся мы используем возможности учреждений культуры, спорта. Школа развивает партнёрские и творческие контакты с такими учреждениями, как: СДК Кочуново, СДК Инкино, Сельская библиотека, Центр «Бутурлинец». Основная цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребёнка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

Но,  не смотря  на проделанную работу, один из видов социальной активности - общественно-гражданская активность - у наших учащихся западает.В  феврале   мы изучали уровень воспитанности учащихся, в результате выяснилось, что мы недостаточно работаем по воспитанию активной общественной и гражданской позиции  (у 48% учащихся отсутствует  общественная позиция,  у 45 % учащихся общественная позиция ситуативна, и лишьу 7 % проявляется активная общественная и гражданская позиция).

        Потребность  в  социальной  активности  -  одна  из  острейших  проблем учеников школы. Личность,  не  обладая  социальной  активностью,  «растворяется»  в социуме.  Этому  способствует  и  современная  система  воспитания, ориентированная  на  подготовку  человека  к  выполнению  узких  социальных ролей.  На  сегодняшний  день  возникла  необходимость  не  только  научить учащихся  успешно  приспосабливаться  к  конкретным  условиям  и требованиям общества, но и развивать социально-активную и самостоятельную личность.  Учитывая  социальные  факторы  и  организуя  внешнюю  среду  (в  том числе внеучебную деятельность), а также опираясь на природные предпосылки личности,  современная  система  воспитания  призвана  развить  у  человека потребность и способность к самосовершенствованию .Российское общество нуждается в инициативных, творческих людях. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создания условий для развития его социальной активности, умения мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать очевидна. Почему сейчас так остро встаёт вопрос о единстве семьи и школы? Да, несомненно, школа даёт очень многое. Но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам, общественно-гражданская активность должна  воспитываться, она не заложена в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек всю жизнь не может от них освободиться. Важным средством воспитания общественно-гражданской активности  является пример родителей. Пример – наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Сила примера отца и матери для юношей и девушек зависит от родительского авторитета. Чем старше становятся дети, тем внимательнее, придирчивее, принципиальнее относятся они к родителям. Фундаментом авторитета родителей становится их добросовестный труд на благо семьи и во имя Родины, высокие моральные качества гражданина Отечества, человеческие  качества отца и матери – первых воспитателей своих детей.

          Следует подчеркнуть, что воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг.

 Собраться вместе – это начало,

 Остаться вместе – это прогресс,

 Работать вместе – это успех.

Наши дети – это наша старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д.

Важнейший институт социализации – это семья. Она являет собой персональную среду жизни и развития человека. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, в учебе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованностижилища, гигиенических особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.

Семья – один из основных факторов социализации не только для детей, но и для взрослых. От семьи во многом зависит физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается нравственно-психологическая атмосфера и отношения в семье. Роль семьи незаменима в процессе социального развития человека потому, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение семьи сказываются на его социальных притязаниях, помогают или мешают ему искать выход в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и новым социальным условиям.

Современная семья переживает сложный этап, характеризующийся снижением ее социального статуса, сокращением воспроизводства, ростом числа разводов, уменьшением продолжительности семейной жизни.

На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство уверенно отвечают – семья и школа. В  современной ситуации между семьей и школой только понимание ими своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, не оппонента, а партнера, и практические действия в этом направлении могут дать положительный результат.

В свою очередь, школа обращается к ресурсам семьи для развития инфраструктуры воспитательного процесса, повышения учебной мотивации учащихся, преодоления кадрового и компетентностного дефицита в сфере воспитания за счет мастерства и опыта отдельных родителей.

Партнерское взаимодействие семьи и школы может принимать разные формы: предоставление услуг (образовательных, информационных, технических), разработка совместных социальных, культурных проектов, совместная управляющая деятельность (управляющие советы школ).

ИТОГИ:

Чтобы подвести своеобразный итог нашему разговору, необходимо еще раз выделить самые важные моменты:

1. Общество, в котором мы живем, состоит из людей. И от того, какие это люди, будет зависеть вся наша жизнь. Эта жизнь будет или цивилизованной, или мы будем жить в зверинце. А значит, на эту тему говорить надо. И школа здесь должна оставаться островами культуры, как бы жизнь не менялась.

2. Школа никогда ничего не может сделать одна, потому что дети большую часть своего времени проводят в семьях, а, значит, мы доносим до вас, родителей важность правильного воспитания ребенка, ибо это прежде всего надо самим детям.

3. Как это сделать? Может быть, не все и получится, но что-то делать надо. И прежде всего обеспечивать интерес к обучению, чтобы дети в школу шли с желанием. И обеспечивать досуг ребят должны и школа, и родители.

Закончить родительское собрание хочу словами: «Успешное взаимодействие и сотрудничество семьи и школы в деле сопровождения и поддержки развития индивидуальности ребёнка значительно ускоряет процесс развития социальной активности. Школа и семья – союзники».

Список использованной литературы:

1. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: , 2013. -329 с.

2.  Социальная педагогика. Словарь (А-О) / Автор составитель Мардахаев Л.В. — М: УЦ Перспектива, 2011. — 244с.

 3. Тожибоева Х. . Педагогические основы развития социально-активной личности / Х. Тожибоева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 26-28.
4. Ресурсы Интернет.

























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихся класса; выяснение меры поощрения и наказания детей; содействовие по формированию у родителей представлений об истинном родительск...

Родительское собрание "Воспитание детей в семье"

Данная разработка родительского собрания помогает классному руководителю разъяснить родителям важность воспитания детей в семье. Проводится анкетирование родителей и учащихся; родителям даются ситуаци...

Родительское собрание "Воспитание в семье. Родительский авторитет"

Родительское собрание по теме "Воспитание в семье. родительский авторитет"Содержание:1. Законы жизни и семьи2. Анкетирование детей "Что значит "почитать своих родителей", "Мои права"3. Авторитет пьющи...

Родительское собрание Воспитание нравственности и формирование правильной самооценки школьника в семье

Общешкольное родительское собрание по теме Воспитание нравственности и формирование правильной самооценки школьника в семье   Цель: 1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, пед...

Презентация к родительскому собранию "Воспитание социальной активности".

Термин социальная активность рассматривается, как понятие, в котором термин «социальная» означает общественно-полезную направленность деятельности, а «активность» — меру ...

Родительского собрание «Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика» 7 класс.

Цель:обратить внимание родителей на роль семьи в развитии работоспособности школьника.Задачи:определить значение трудового воспитания в развитии личности подростка;обозначить проблемы развития работос...

Родительское собрание "Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика"

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика...