Разработка классного часа "Правовая ответственность"
план-конспект урока (8 класс)

Хуснутдинова Гелюся Галияхматовна

Классный час в форме игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка классного часа28.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 32»

Классный час на тему:

«Правовая ответственность ребенка»

Подготовила: классный руководитель 8Г класса

Хуснутдинова Гелюся Галияхматовна

г. Нижнекамск

Классный час на тему «Правовая ответственность ребенка»

 Цели:

  • образовательные: приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе; ознакомление с ответственностью за правовые нарушения; предупреждение правонарушений подростков;
  • развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы.
  • воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности; формировать уважительное отношение друг к другу.

Методы обучения:

  • словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
  • частично – поисковый – выполнение работы в группах;

Форма проведения: классный час в форме игры с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: презентация, иллюстрации, раздаточный материал (карточки)

Ход классного часа:

  1. Организационный  момент.

Здравствуйте, дороги ребята! (слайд 2)

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

                                             Что – то новое узнать.

2. Основная часть.

Учитель: 

      Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? И главный вопрос для нас с вами: какие права и обязанности есть у детей?     

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН   была принята  «Конвенция о правах ребенка». Через год она была ратифицирована нашей страной.  (слайд 4)

Конвенция о правах ребенка очень важный международный документ. Конвенция  призвана создавать благополучные условия для развития детей. Наша страна только  становится на путь правового государства  и поэтому вам очень важно    знать свои права, обязанности, а также уметь применять их в жизни.  

         Мы в предыдущих уроках с Конвенцией уже знакомились, а теперь мы  проведем «Турнир знатоков права»

Будут участвовать 2 команды. Игра состоит из 4 туров, по результатам верных ответов команда будет получать жетоны и команда собравшая большее количество жетонов будет победителем.  

I тур «Теоретический»  (жетон получает команда которая первым правильно ответила)

 1 задание

1 задание

Соотнесите   изображения с  должностью  ( слайд 5)

 1 ------------  президент РФ

2 -------------- президент РТ

3.-------------  глава НМР

 4.------------  председатель правительства

2 задание

В  каких документах говорится о правах и обязанностях  ребенка? (Сдайд6)

-Декларация прав человека,

-Конвенция по правам ребенка,

-Конституция Российской Федерации,

-Устав гимназии.

3 задание ( на столах разрезанные карточки, нужно соотнести дату и их значение)

Соотнесите дату и их значение ( Слайд 7)

1 июня ----------- Международный день защиты детей

20 ноября ------   Всемирный  день прав ребенка

12 декабря ------   День Конституции Российской Федерации

4 июня ------- Международный день детей – жертв агрессии

10 декабря – -----День прав человека

4 задание

Дайте   определение   понятиям:  обязанности, права, долг (Слайд 8)

…………………система    обязательных    правил поведения, санкционированных  государством и  выраженных в определенных нормах.

………………… это   круг действий или задач, возложенных на кого-либо и обязательных  для выполнения.

…………………. это   поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (Слайд 9)

II тур «Кто больше»

1 задание

Какие  вы знаете  права школьника?  (Слайд 10)

-право на бесплатное образование

- право на получение дополнительного образования

- право на охрану жизни и здоровья

- право свободы своих взглядов

- право посещать мероприятия

- право на отдых

- право пользоваться библиотекой

- право на обучение по индивидуальным программам

- право на выбор образовательного учреждения

- право вступать в общественные организации (Слайд 11)

2 задание

Выбери  обязанности  школьника:  (для проверки верные ответы выделены) (Слайд 12)

  1. Защищать свое Отечество
  2. Добросовестно учиться
  3. Беречь школьное имущество
  4. Уважать участников и работников гимназии
  5. Выполнять Устав гимназии
  6. Платить налоги
  7. Выполнять правила внутреннего распорядка

 

3 задание (на столах разрезанные карточки) (Слайд 13)

Составьте пословицы

Грамоте учиться –                       а потехе час                

Делу время,                                  всегда пригодится            

Жить –                                          суда боится                    

Правда,                                          Родине служить             (Слайд 14)

Дело -                                             мастера боится

Тот герой,                                    не сиди на печи        

Хочешь, есть калачи –               кто за Родину горой  

III тур «Проверь себя»  (для проверки верные ответы выделены жирным шрифтом, а у детей на столах тесты без выделения) (Слайд 15 )

1. Кто из взрослых должен следить за соблюдением ваших прав и обязанностей?

А) родители

Б)  учителя

В)  полиция

 2. С какого возраста подросток может устроиться на работу?

А) с 14 лет

Б) с 15 лет

В) с 16 лет

3. В каких случаях закон запрещает труд несовершеннолетних:

А) на вредных и опасных для жизни работах

Б) в ночное время с 22 часов до 6 утра

В) в утреннее время с 6 утра до 8 утра

4.В каком возрасте наступает уголовная ответственность:

А) с 14 лет

Б) с 16 лет

В) с 18 лет

5.С какого возраста ребенок может распоряжаться самостоятельно   своим имуществом,   своим  заработком, стипендией, иными доходами ?

А)14 лет.

Б)

В)

-  в возрасте 12 лет быть исключен из школы за определенные нарушения…  

6.С какого возраста ребенок может дать согласие на изменение своего имени или фамилии?

А)

Б)

В)

7.С какого возраста ребенок может обучаться вождению мотоцикла?

А)

Б)
В)

8.С какого возраста ребенок может самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства? 

А)
Б)
В)

IV тур «Расследование» ( Слайды 16- 20 )

Проанализировать ситуации.  Какие виды правонарушении совершили участники ситуации?  

  1. В школу  по телефону позвонил Сережа  14 лет и сказал, что в школе заложена  бомба, которая   может взорваться. Все  выбежали из здания!  Приехали пожарная машина,  МЧС.  Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Ложный звонок)
  2. Коля, ученик  6 б  класса,  играл в классе мячом.  Ему  сказали, чтоб он этого  не делал. Коля не послушался и  случайно разбил окно в классе. (Порча школьного имущества).
  3. На перемене  Саша попросил у Даши  телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон  новый. Саша обиделся на неё и сломал телефон. (Порча чужого имущества).
  4. Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной  улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал  звать на помощь своих друзей. Через  полчаса  втроем они  нашли  двоих ребят и нанесли  им телесные  повреждения.(Хулиганство- Драка на улице).
  5. Двое 15 летних подростков забрались вечером в  продовольственный   ларек:  побили  бутылки, сломали  стекло, украли продукты.  Ущерб нанесли на сумму  10 тысяч. Кто должен нести ответственность  за материальный ущерб. (Разбой и грабеж).
  6. Друзья  Женя и Миша поссорились и стали  обзывать  друг друга, затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (Угроза жизни).
  7. На крыльце  школы стояла группа ребят.  Максим   стал  рисовать на стене школы фашистки  крест, а потом и стал  портить  обшивку  стены. Ребята, смеясь,  помогали ему  в этом. (Осквернение зданий).

                                         

  1. Заключительная часть. (Слайд 21)

Итоги ???????????????????

  • Права есть, как у взрослых, так и у детей
  • Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом
  • Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои
  • Уважай чужие права!

Товарищи взрослые и дети!

 За своё будущее мы все в ответе!

 Права и обязанности свои знайте,

 Хорошими людьми вырастайте!

Используемая литература:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Основы Советского государства и права. Задания для самостоятельной работы по курсу  Москва «Просвещение» 1987.
  4.  А.Ф. Никитин   200 вопросов и ответов по основам государства и права. Школьникам и абитуриентам.   Москва. 1999г.
  5. www.ysp.ru/proj/program/cgref.htm Историческая справка и основные положения Конвенции о правах ребенка
  6. Сайт - www.viki.rdf.ru

Памятка школьнику

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

10 задание

Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?

Штраф

Конфискация имущества

Арест

Пожизненное лишение свободы

Обязательные работы

Исправительные работы

Лишение наград

Лишение свободы

Смертельная казнь

Лишение права заниматься определенной деятельностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Ответственность", 6 класс.

Классный час в форме правовой игры, знакомит с основами российского законодательства....

Классный час "Ответственное отцовство" для 10-11 классов

Классный час посвящен празднованию Дня отца. Подготовлен и проведен для обучающихся (мальчиков) 10-11 классов. Цель: формирование ответственного отношения будущего поколения к роли отца в семье....

Методическая разработка классного часа "Правовая ответственность"

Материал для классного часа по правовому воспитанию...

Материал к классному часу "Ответственность несовершеннолетних"( в помощь классным руководителям).

     Несовершеннолетние — это особая группа молодых людей, которые еще не адаптировались к жизни, их психика неустойчива к окружающему миру, они лишены возможности правильн...

Разработка классного часа "Подросток.Правонарушения и ответственность"

Цель данного классного часа:  рассмотреть понятие правонарушения, его признаки, виды, а также выяснить причины и условия правонарушений как социальной и юридической категории.В борьбе с прав...

Методическая разработка Классный час для обучающихся 7 классов «Принятие ответственности за свой образ жизни».

Цель занятия : способствовать формированию ответственности за себя, свои действия.Задачи занятия:формировать навыки принятия решения;формировать умение противостоять давлению группы;формировать с...

Методическая разработка «Классный час по теме: «Как воспитать правовую ответственность»»

Цели: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся; обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних; объяснить у...