Классный час «Приносит счастье крепкий мир»
классный час (5 класс)

Леутина Елена Валентиновна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Мира
 

Цель:  создание педагогических условий для формирования гражданских  и патриотических чувств  у  школьников через обращение к событиям и фактам, связанным с необходимостью защиты, сохранения и укрепления мира.          

Задачи:

-актуализация  исторической памяти и использование электронных ресурсов для формирования интереса и уважения к общественной деятельности в защиту мира;

-  формирование представления о мире  как  многозначном понятии и высшей ценности современной цивилизации;

- воспитание гуманистических качеств личности;

- формирование понимания, что сохранение мира на Земле может быть

достигнуто только в результате активной личной позиции каждого человека.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация,

Ход классного часа:

    Сегодня – наш первый урок и говорить мы будем об очень серьезных и       важных вещах. Тему нашего урока вы сами определите, после того, как я прочитаю стихотворение.

Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!»

 Ребята, что означает слово МИР?  (высказывания учащихся)

1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.

2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны;  тишина, покой; соглашение о прекращении войны.

Существуют  символы мира. Символы мира (слайды)

Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий. «Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливым»- какие замечательные слова  сказал .Г.Х.Андерсен
- Как вы понимаете эти слова? - (высказывания ребят).

            В мире, когда ежедневно навязываются военные конфликты, наращивается гонка вооружения, правительства разных стран львиную долю денежных средств отводят созданию и закупке современного оружия, мы будем говорить о мире. И это не случайно. Ведь крепкий мир напрямую зависит от того, насколько основательно государство готово к войне. Эта мысль настолько древняя, что нам, потомкам 21 века, уже давно пора на веру принимать изречения древних мудрецов, так как ход истории все уже неоднократно подтвердил.
          Римский историк
Корнелий Непот, живший в 1 веке до н.э. (99—24 года до н. э), сказал: «Si vis pacem, para bellum» (рус. «хочешь мира — готовься к войне») правомерность этих слов доказана ходом истории. На сильные государства не нападают. А если нападают, то самое время напомнить слова русского выдающегося полководца - Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

Война и дети. Понятия несовместимые, так как война убивает не только физически, но и морально – она убивает ребенка в ребенке. Он мыслит, как взрослый, он действует, как взрослый – все понимая и принимая.


 Таня Савичева - школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года.  Ее маленькая записная книжка - обтянутый шёлком, блокнотик, ставший блокадным дневником Тани - это крик о помощи, о том, что ничего нет на свете страшнее войны. По силе эмоционального воздействия этот документ не оставляет равнодушным никого.


Этот небольшой блокнотик, подаренный братом Леонидом (Лёкой) сестре Нине, служил рабочим справочником чертёжника-конструктора. Половину его страниц Нина заполнила данными котловой арматуры: задвижек, клапанов, вентилей, а другая половина этого самодельного справочника, с алфавитом, оставалась чистой. Этой незаполненной алфавитной части записной книжки и суждено было стать скорбным дневником, в котором синим карандашом сестры Таня делала, ставшие бессмертными, записи.


Оставшись одна, еле передвигая ноги, она отправилась к бабушкиной племяннице - тёте Дусе. Путь предстоял совсем неблизкий, в Смольнинский район. С Васильевского острова тётя Дуся перевезла в свою комнату на хранение многие вещи Савичевых и взяла опекунство над Таней. Уходя на работу, отправляла её на воздух, на солнце, а комнату запирала на ключ. Нередко случалось, по возвращении заставала Таню, спящую прямо на лестнице.


Дистрофия прогрессировала, необходимо было срочно помещать Таню в стационар. И в начале июля 1942 года тётя Дуся, сложив с себя опекунство, определяет её в детский дом № 48 Смольнинского района, который готовился тогда к эвакуации в Горьковскую область.
Учитель: Эшелон, в котором находились ленинградские дети, неоднократно попадал под бомбёжки, и только в августе 1942 года прибыл, наконец, в село Красный бор, расположенное в 25 километрах от Понетаевки. Детей разместили в одном из зданий средней школы, где они должны были пройти 2-х-недельный карантин. 140 истощённых, больных и раненных, измученных тяжёлой дорогой ребятишек выхаживало всё село. Но Таня была настолько слаба, что её пришлось направить в Понетаевский дом инвалидов, хотя и там ей не стало лучше. По состоянию здоровья она была самым тяжёлым больным. Таню перевели в Шатковскую районную больницу, но прогрессирующие дистрофия, цинга, нервное потрясение, да ещё костный туберкулёз, которым она переболела в раннем детстве, сделали своё дело. Из всех детей, эвакуированных из Ленинграда в Горьковскую область, не удалось спасти только Таню Савичеву. Она умерла в возрасте 14 с половиной лет с диагнозом - туберкулёз кишок.


О ленинградской школьнице Тане Савичевой, ставшей известной всему миру благодаря её блокадному дневнику, отразившего участь тысяч семей, погибших в осаждённом гитлеровцами городе, написано невероятно много. Тане посвящены стихи, памятники, о ней сложены песни, её именем в 1971 году названа одна из малых планет Солнечной системы, № 2127.


Анна Франк  — еврейская девочка, уроженка Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшаяся с семьей от нацистского террора в Нидерландах, автор знаменитого «Дневника Анны Франк» — документа, обличающего нацизм и переведенного на многие языки мира. Эта книга сразу стала мировым бестселлером — не только из-за своей пронзительной интонации, но и главным образом потому, что сумела объединить в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных с нацистским геноцидом. Анна Франк и её семья считаются одними из самых известных жертв нацизма.


В мае 1940 года Германия оккупировала Нидерланды, и оккупационное правительство начало преследовать евреев. Семья Франк не получила разрешения на въезд в США в мае 1941 года. В июле 1942 года Франкам приходит повестка в гестапо на имя Марго – сестры Анны. 6 июля семья Анны Франк переселилась в убежище, устроенное сотрудниками фирмы «Опекта», производящей джемовые добавки, в которой работал Отто Франк, отец Анны. Поскольку квартиру Франки покидали в спешке, то Отто Франк оставил записку, в которой написал, что вся семья уехала в Швейцарию. Утро 6 июля было очень дождливым, что Франкам было на руку, потому что они рассчитывали, что при такой погоде на улице будет мало гестаповцев. Поскольку амстердамским евреям в то время уже запрещалось пользоваться общественным транспортом, то Анна с родителями шли несколько километров под дождём. Чтобы создать иллюзию, что они без багажа, на всех троих было по несколько комплектов одежды.


Как и другие здания Амстердама, стоящие вдоль каналов, дом номер 263 на набережной Принсенграхт, где разместилась фирма «Опекта», состояла из парадной и задней части. Офис и помещение хранилища занимали переднюю часть строения. Задняя часть дома — нередко пустующее помещение. Вот его-то с помощью своих коллег и приспособил Отто Франк под будущее убежище. Вход был замаскирован под шкаф с документами.


В убежище Анна вела дневник в письмах на нидерландском языке (первым её языком был немецкий, но и нидерландский она начала учить с раннего детства). Эти письма она писала своей вымышленной подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день. Свой дневник Анна назвала Het Achterhuis («В заднем доме»). В русской версии — «Убежище». Первую запись в дневнике Анна сделала в день своего рождения, 12 июня 1942 года, когда ей исполнилось 13 лет. Последнюю — 1 августа 1944 года.
Учитель: Запись 19 ноября 1942: «Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось - старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход».


Сначала Анна вела дневник только для себя. Весной 1944 года она услышала по нидерландскому радио выступление министра образования Нидерландов Херрита Болкештейна. В своей речи он призывал граждан сохранять любые документы, которые станут доказательством страданий народа в годы немецкой оккупации. Одним из важных документов были названы дневники.


Под впечатлением от выступления Анна решила на основе дневника написать роман. Она тут же начала переписывать и редактировать свой дневник, параллельно продолжая пополнять первый дневник новыми записями. Обитателям убежища Анна, включая себя, даёт псевдонимы. В 1944 году власти получили донос на группу укрывающихся евреев, и 4 августа дом, где пряталась семья Франк, был обыскан голландской полицией и гестаповцами во главе с Карлом Зильбербауэром. За книжным шкафом они нашли дверь, где 25 месяцев прятались евреи. Все восемь человек четыре дня содержались в тюрьме на улице Ветерингсханс, а затем были помещены в транзитный концентрационный лагерь Вестерборк, где, как уклонившиеся от повесток, были помещены в «штрафное отделение» и направлены на самые тяжёлые работы.


3 сентября они были депортированы в Освенцим. Этот 93-й состав, в котором было 1019 человек, стал последним эшелоном, увозившим голландских евреев в лагерь смерти, — после него депортация евреев из Вестерборка в Освенцим прекратилась. К тому же обитатели убежища имели несчастье попасть в Освенцим во второй половине 1944 года, когда уничтожение евреев в немецких концлагерях было особенно интенсивным.

По прибытии Анна вместе с матерью и сестрой была насильственно отделена от отца. Все были отправлены на отбор к доктору Йозефу Менгеле, который решал, кто будет допущен в лагерь. Из 1019 человек 549, включая всех детей, которые были младше 15-ти лет, были отправлены в газовые камеры. Анна, которой исполнилось 15 несколько месяцев назад, оказалась самой юной заключённой, которая не подверглась этому отбору из-за своего возраста.


Августа, Эдит, Марго и Анна были направлены в барак 29, где три недели провели на карантине. 7 октября в блоке, где содержались Франки, прошёл отбор женщин для работы на оружейной фабрике. В числе отобранных были Эдит и Марго, однако у Анны к тому моменту началась чесотка, из-за чего её мать и сестра отказались от этого предложения, потому что не хотели бросать Анну.


Сёстры Янни и Лин Бриллеслейпер, которые подружились с сёстрами Франк ещё в Вестерборке, вспоминали, что в последние дни жизни Марго упала с нар на цементный пол и лежала там в забытьи, однако ни у кого не было сил её поднять. У Анны же была высокая температура, и она часто улыбалась в бреду. У обеих были явные признаки сыпного тифа. В начале марта 1945 года умерла Марго, после чего у Анны окончательно пропало желание сопротивляться, и спустя несколько дней Лин и Янни обнаружили, что место Анны на нарах пустует, а саму Анну они нашли снаружи и с трудом оттащили к братской могиле, куда раньше отнесли Марго. Точные даты их смерти неизвестны. 15 апреля 1945 года англичане освободили Берген-Бельзен.

Единственным членом семьи, выжившим в нацистских лагерях, был отец Анны - Отто Франк. После войны он вернулся в Амстердам, а в 1953 году переехал в Базель (Швейцария). Он умер в 1980 году.


Дневник Анны Франк впервые был издан в Нидерландах в 1947 году, в США и Великобритании - в 1952 году под названием «Дневник девочки». На основе дневника было создано несколько художественных произведений.


 Садако Сасаки  — японская девочка, жившая в городе Хиросима. 6 августа 1945 года, во время атомной бомбардировки Хиросимы, она находилась дома, всего в полутора километрах от эпицентра взрыва. Умерла через 10 лет от лейкемии, которая, скорее всего, стала последствием радиационного облучения.


 В момент детонации «Малыша» двухлетняя Садако была дома на расстоянии приблизительно 2 километров от эпицентра. Взрывная волна вынесла её через окно, но девочка осталась жива. В ноябре 1954 у неё проявились первые признаки болезни — на шее и позади ушей проявилась опухоль.


В январе 1955 года опухоль появилась на ногах, и 21 февраля девочка была помещена в госпиталь с диагнозом лейкемия. По мнению докторов, ей оставалось жить не больше года. 3 августа от своей лучшей подруги - Тидзуко Хамамото, она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги.


Но здоровье Садако, к сожалению, постоянно ухудшалось, и 25 октября 1955 года она умерла. По легенде из книги «Садако и тысяча бумажных журавликов», она успела сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.


Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны. Вдохновленные её мужеством и силой воли, друзья и одноклассники Садако опубликовали её письма. Они начали планировать строительство монумента в память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки. Молодые люди со всей Японии начали собирать средства на этот проект.


В 1959 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш плач. Это наша молитва. Мир во всём мире». Существует статуя Садако и в Парке Мира города Сиэтл, США. Статуя в натуральную величину также изображает девочку с бумажным журавликом в руках. На постаменте написано: Садако Сасаки. Дитя мира. Она подарила нам бумажного журавлика, символизирующего нашу надежду на мир во всём мире.


Сад Мира Садако  был открыт 6 августа 1995 года к 50-летию атомной бомбардировки Хиросимы и назван в честь Садако Сасаки.

 Садако Сасаки — одна из четырёх известных девочек, историям которых посвящено произведение Юрия Яковлева «Страсти по четырём девочкам. Мистерия». И четвертая девочка, ставшая символом мира, - Саманта Смит.


Саманта  Смит родилась 29 июня 1972 года в городе Хоултон, в штате Мэн, США.. Саманта как-то увидела на обложке журнала «Time Magazine» президента США Рейгана и нового советского руководителя – Юрия Андропова в качестве человека года. В одной из статей того журнала было сказано, что новый руководитель СССР является весьма опасной личностью и что под его руководством Советский Союз как никогда угрожает безопасности США. Тогда Саманта спросила у своей матери, что «если Андропова все так боятся, почему не напишут ему письмо и не спросят, собирается ли он начинать войну?» Мать, шутя, ответила: «Ну, напиши сама», и Саманта написала: «Уважаемый мистер Андропов, меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с избранием на новую должность. Я очень беспокоюсь, не начнётся ли ядерная война между СССР и Соединенными Штатами. Вы собираетесь начать войну или нет? Если вы против войны, скажите, пожалуйста, как вы собираетесь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на мой вопрос, но я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Бог создал Землю, чтобы мы все вместе жили в мире и не воевали. Искренне Ваша, Саманта Смит».


Письмо Саманты было отправлено в СССР в ноябре 1982 года, а в начале 1983 года — опубликовано в газете «Правда». Саманта была счастлива, когда узнала об этом, но ответа на своё письмо к тому моменту она ещё не получила. Тогда она написала письмо советскому послу в США, спрашивая, собирается ли Андропов ответить ей. 26 апреля 1983 года получила письмо от Андропова:
«Дорогая Саманта! Получил твоё письмо, как и многие другие, поступающие ко мне в эти дни из твоей страны, из других стран мира.
Мне кажется — я сужу по письму, — что ты смелая и честная девочка, похожая на Бекки, подружку Тома Сойера из знаменитой книги твоего соотечественника Марка Твена. Эту книгу знают и очень любят в нашей стране все мальчишки и девчонки.
Ты пишешь, что очень обеспокоена, не случится ли ядерная война между двумя нашими странами. И спрашиваешь, делаем ли мы что-нибудь, чтобы не дать вспыхнуть войне.
Твой вопрос — самый главный из тех, что мог бы задать каждый думающий человек. Отвечу тебе на него серьёзно и честно.
Да, Саманта, мы в Советском Союзе стараемся делать все для того, чтобы не было войны между нашими странами, чтобы вообще не было войны на земле. Так хочет каждый советский человек. Так учил нас великий основатель нашего государства Владимир Ленин.
Советские люди хорошо знают, какая ужасная и разрушительная вещь война. 42 года тому назад нацистская Германия, которая стремилась к господству надо всем миром, напала на нашу страну, сожгла и разорила многие тысячи наших городов и сёл, убила миллионы советских мужчин, женщин и детей.
В той войне, которая закончилась нашей победой, мы были в союзе с Соединенными Штатами, вместе боролись за освобождение от нацистских захватчиков многих народов. Я надеюсь, что ты это знаешь по урокам истории в школе. И сегодня мы очень хотим жить в мире, торговать и сотрудничать со всеми своими соседями по земному шару — и с далёкими, и с близкими. И, конечно, с такой великой страной, как Соединённые Штаты Америки.
И у Америки, и у нас есть ядерное оружие — страшное оружие, которое может в один миг убить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно когда-либо было пущено в ход. Именно поэтому Советский Союз торжественно, на весь мир объявил, что никогда — никогда! — не применит ядерное оружие первым ни против какой страны. И вообще мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле.
Мне кажется, что это — достаточный ответ на твой второй вопрос: «Почему вы хотите завоевать весь мир или по крайней мере Соединенные Штаты?» Ничего подобного мы не хотим. Никто в нашей стране — ни рабочие и крестьяне, ни писатели и врачи, ни взрослые и дети, ни члены правительства не хотят ни большой, ни «малой» войны.
Мы хотим мира — нам есть чем заняться: выращивать хлеб, строить и изобретать, писать книги и летать в космос. Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта.
Приглашаю тебя, если пустят родители, приехать к нам, лучше всего — летом. Узнаешь нашу страну, встретишься со сверстниками, побываешь в интернациональном лагере детворы — в Артеке на море. И сама убедишься: в Советском Союзе все — за мир и дружбу между народами.
Спасибо за твоё поздравление. Желаю тебе всего самого хорошего в твоей только что начавшейся жизни.Ю. Андропов».


Саманта с родителями выехали в СССР 7 июля 1983 года. В аэропорту её встречало много людей, неравнодушных к событию и политике.  За две недели, проведённые семьёй Смит в Советском Союзе, посол доброй воли - Саманта посетила Москву, Ленинград и главный пионерский лагерь - «Артек» в Крыму. В лагере «Артек» руководство готовилось к приёму Саманты: достроили столовую, подготовили самую лучшую комнату. По предложению сверстников она надела и носила пионерскую форму. Форма ей очень понравилась, и она увезла её с собой. В лагере она соблюдала обычный распорядок дня, как и все советские дети. Хотя тяжело больной Андропов так и не встретился с Самантой, они разговаривали по телефону.


СМИ СССР, США и всего мира следили за каждым её шагом, за каждой фразой. Перед отлётом домой 22 июля Саманта улыбнулась телекамерам и с улыбкой крикнула по-русски: «Будем жить!». А в своей книге «Путешествие в Советский Союз» Саманта заключила, что «они такие же, как мы»..

Саманта Смит погибла в авиакатастрофе 25 августа 1985 года. В тот день Саманта с отцом возвращались со съёмок сериала, где Саманта играла одну из ролей. Джейн Смит ждала мужа и дочь в аэропорту города Огаста. Однако самолёт с Самантой и её отцом был направлен в муниципальный аэропорт Оберн-Льюистон к юго-западу от Огасты. Полёт проходил в сложных метеоусловиях, и из-за плохой видимости при посадке пилот небольшого двухмоторного самолёта Beechcraft 99 промахнулся мимо взлётно-посадочной полосы. Самолёт рухнул в 200 метрах от её торца (44°28). Никому из 6 пассажиров и 2 пилотов выжить не удалось. Тела Саманты и её отца были погребены недалеко от Хоултона (Houlton), где она родилась.

В штате Мэн (США) первый понедельник июня официально отмечается как день памяти Саманты Смит.

В 1989 году Комитетом защиты мира была учреждена Медаль Четырёх Девочек (Тани Савичевой, Анны Франк, Садако Сасаки и Саманты Смит), вручаемая борцам за счастье детей и авторам лучших художественных произведений, под девизом «Мир — детям мира!».


2 учащийся: Медаль была изготовлена по рисунку художника Геннадия Правоторова. Первым лауреатом медали стала американка Патриция Монтандон — руководитель организации «Дети как миротворцы». Медаль была торжественно вручена ей в Москве 25 января 1990 г. в Колонном зале Дома Союзов.

 В имени Саманты как будто собраны имена других девочек с этой медали: Садако, Анна, Таня... 22 декабря 1986 г. в г. Огасте был торжественно открыт памятник Саманте Смит, установленный по инициативе Глена Майклза, коммерческого директора торгового центра в г. Оберне, неподалёку от которого в 1985 г. разбился самолёт. Автор памятника скульптор Гленн Хайнз изобразил Саманту в полный рост, выпускающую из рук голубя. К её ногам прижимается медвежонок — покровитель штата Мэн.

            В заключение урока  обращаюсь к вам, молодому поколению.  Мир - это то, что нас окружает.  Трава, солнце, небо, деревья,  птицы, жучки, паучки. Он так прекрасен этот мир: живой и неживой природы. Будьте внимательны и откройте удивительный, загадочный, волшебный мир, который окружает нас каждый день. Учитесь радоваться первым лучам солнца, пению птиц, бабочкам, цветам, удивительным звукам природы. Уважайте и цените друг друга!

Нам нужен мир
На голубой планете.
Его хотят
И взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись
на рассвете,
Не вспоминать,
Не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить
города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир
Навеки! Навсегда!

Приносит счастье крепкий мир,
Мир без боев, атак, сражений.
Бесценна радость тишины.
Мы скажем «Нет!» угрозам и лишениям.

Когда есть мир – то жизнь полна
Улыбок, смеха и мечтаний,
Когда есть мир, то нет чреды
Потерь и разочарований.

Мы донесем до всех сердец,
Как важно жить под мирным небом,
Чтоб наслаждаться тишиной,
И ароматным, теплым хлебом.


«Счастливый мир! Мы для тебя
Что можем, сделаем, конечно,
И жизнь на нашей маленькой Земле,
Пусть будет светлой и сердечной.

Пусть будет мир! Он нужен нам,
Не для боёв мы родились. Согласны?
Для счастья, света, добрых дел,
Для дней удачных и прекрасных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дом счастья"

Цель проведения: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи. Формирование положительного отношения, уважения к семьям о...

Классный час "Семейное счастье"

Материал данной разработки может  быть использован при проведении классных часов  в 10, 11 классах, а также   при проведении классных часов  в  учреждениях СПО ....

Классный час "Семейное счастье"

Классный час для учащихся 10 класса нацелен на формирование  у обучающихся ответственного отношения к созданию семьи и воспитанию будущих детей....

классный час "Семейное счастье"

Учащиеся в группах решают проблемные вопросы: как общаться с родителями, чтобы семья была счастливой....

Классный час "Построим счастье своими руками"

Данный классный час проводился мной в рамках творческого дня, приуроченного к юбилею школы.  Материал предназначен для классных руководителей и может быть полезен для подготовки к различным внекл...