Классный час "Мы такие разные, но этим и прекрасны мы!"
классный час (5, 6 класс)

Малышева Д.А.

Классный час

«Мы такие разные, но этим и прекрасны мы»

 

Цель: создать условия для осмысления учащимися сущности понятия толерантность.

Задачи:

- сформировать у учащихся представление о толерантности;

- формировать у учащихся толерантность мышления, уважения к своим правам и правам других людей;

- развивать коммуникативные умения через навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- развивать способности к познанию себя и других людей;

- воспитывать чувство уважения друг к другу, к другим народам.

Форма: интерактивное занятие.

Оборудование: портреты людей разных национальностей, стикеры, маркеры, листы бумаги формата А4, ручки, цветные бумажные человечки, клей карандаши, карточки с определением слова «толерантность» с разных языков мира, памятки «20 шагов к толерантности», изображение сердца, глаз, и рукопожатия, карточки с качествами толерантного и интолерантного человека, таблички-шапочки с названиями животных, зонтик, цепь, цветные карандаши, глобус с изображением политической карты мира, разноцветные бумажные ладошки, яркие бумажные сердечки, ватман со словами «Каждый из нас красив и уникален, но когда мы все вместе – это шедевр», проектор, ноутбук, колонки, надписи на доску: «толерантность», «стена гласности», «мы  такие разные, но этим и прекрасны мы», «если я чем-то на тебя не похож, этим я не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю» 

Поручение детям:

Учащиеся готовили материал о представителях разных национальностей в Республике Беларусь и в городе Лида.

Оргмомент (1 мин).

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу в знак пожелания доброго дня и хорошего настроения!

1.      Стена гласности (3 мин).

- Хочу обратить ваше внимание на стену гласности. Посмотрите на утверждение известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, этим я не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю». Прошу вас взять стикеры и маркеры и написать своё согласие или несогласие с этим утверждением.

(Учащиеся подходят к стене гласности и пишут на стикерах «да» или «нет» и крепят на стену. После проделанной работы учитель просит пояснить свой выбор 2-3 учащимся.)

- И правда, все мы разные, у каждого человека свои привычки, убеждения, религия. Из этого и складывается общество – из непохожих частиц. И каждый человек в этом обществе имеет право на своё собственное мнение и имеет право поделится им с другими людьми.

2.     Вводная беседа (4 мин).

- Посмотрите на доску! Наверно, первое, что приходит в голову, почему я вижу здесь эти лица? (на доске развешаны портреты людей разных национальностей.) Кто они такие? Может их объединяет одна профессия? Может они занимаются чем-то похожим? (учащиеся высказывают свои предположения.)  Знаете, всё довольно просто, а просто в том, что все они – люди…Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые. И все мы должны жить и понимать друг друга, поэтому тема нашего классного часа и называется «Мы такие разные, но этим и прекрасны мы». Те качества, которые помогают людям общаться, имеют единое красивое название – толерантность (слово появляется на доске). А может кто-нибудь уже слышал такое слово? Что оно обозначает?

(Ответы детей)

- У нас есть только несколько мнений, а чтобы каждый знал, что обозначает это слово, давайте проведём лингвистический экскурс в понятие толерантность.

(Дети по очереди зачитывают. См. приложение 1)

- Определения отличаются, но каждое из них выражает сущность толерантности.  Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушать права и свободы других людей. Когда праздную День толерантности? (ответы детей).

Качества толерантности (4 мин).

- Теперь давайте попробуем дать характеристику человеку, которого можно назвать толерантным.

(на доске изображён образ человека с большим красным сердцем и рядом изображена мусорница. Учащиеся подходят к доске, вытягивают качество человека и определяют, куда его прикрепить: к сердцу человека или в мусорницу)

Качества: терпение, ровнодушие, чуткость, пренебрежение, сопереживание, доверие, доброжелательность, самолюбие, невежливость, безразличие, высокомерие, раздражительность, агрессивность, расположенность к другим, умение не осуждать других, милосердие, прощение.

3.     Исследование (5 мин).

- Сейчас на Земле насчитывается около 3 тыс. народов. В нашей республике тоже проживает большое количество национальностей. Группе учащихся было дано задание: выяснить, представители каких национальностей проживают в РБ, в городе Лида и обучаются в нашей школе. Дадим им слово.

(Учащиеся демонстрируют свои исследование в виде презентации)

(Слайд 1)

Ученик 1: По итогам переписи, проведённой на территории РБ в 2009 году, численность населения составляла 9 миллионов 503 тысячи 807 человек. Среди них белорусы – 83,7%, русские – 8,3%, поляки-3,1%, украинцы – 1,7%, евреи – 0,14% и другие национальности, среди которых: армяне, татары, цыгане, азербайджанцы, литовцы, немцы, молдоване, грузины, узбеки, казахи, арабы, латышы, чуваши, китайцы.  

Учитель: В 2019 году произойдёт перепись населения РБ и показатели национального состава изменятся. Мы обязательно его с вами сравним.

Ученик 2: (Слайд 2) В 2018 г. В Лиде проживало 51, 38% - белорусов, 35, 28% - поляков, 9, 35 % - русских, 1, 68 % - украинцы. 2, 31 % составляют другие национальности. Их в городе Лида более 50.

- Спасибо ребята за проделанную работу. Стоит отметить, что в нашей школе также есть учащиеся других национальностей: русские, вьетнамцы, поляки, азербайджанцы. Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является представителем группы. Я имею ввиду важность толерантного, миролюбивого отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий и убеждений.

- Каждый человек, независимо от его национальной или расовой принадлежности, уникален. Если вы часто общаетесь с людьми азиатского происхождения, если ваш опыт общения с ними позитивен, вы никогда не скажете, что все азиаты на одно лицо. Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы его понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми.

-  Каждый человек есть индивидуальность. Он вносит свою краску в наш мир. Если он добрый и порядочный, то про такого человека стоит сказать, что он только украшает мир своим присутствием. Посмотрите! (учитель обращает внимание детей на политическую карту на глобусе) – Ведь кто-то же раскрасил наш мир неслучайно! Посмотрите, что написано на этом плакате «Каждый человек уникален и красив, но все вместе – мы просто шедевр!» Каждый из вас нарисовал, вырезал и раскрасил ладошку, как захотел. Давайте соберем ваши ладошки вместе и посмотрим какой шедевр получится у нас! (Учащиеся крепят ладошки к ватману) - Оставим этот шедевр в нашем классе, чтобы помнить, как мы уникальны и как здорово, что мы все вместе.

4. Игра «Чужой среди своих» (6 мин)

- Ребята, мы сейчас с вами немного поиграем. Для этого я предлагаю вам вытянуть карточки с названием животных (кошка-5 шт., собака-5 шт., корова-5шт., + 1 ворона). Ваша задача: не называя данное слово, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найти «своих», разделиться на примерно равные группы. Время пошло. Кто первый соберет свою группу?

-Как вы узнали, где ваша группа? (ответы детей: по одинаковым звукам)

-Легко ли было найти своих? (ответы детей: да, надо только внимательно слушать)

Учитель, обращаясь к вороне, которая стоит без места, спрашивает:

-Почему никто не обращал на тебя внимания? (ответ: т.к. я была одна, произносила не те звуки, была непохожа на группы)

-Как ты себя чувствовал? (ответ: неуютно, одиноко, плохо)

Учитель к детям:

- Ребята, почему вы не обращали на ворону внимания? (ответы детей: т.к. она была не из нашей группы, произносила другие звуки)

- Хотели ли вы быть на месте вороны? (ответы детей: нет, одному быть плохо, тебя никуда не пускают)

- Тяжело ли быть не похожим на всех? (ответы детей: да)

- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? (ответы детей: пожалеем, пригласим к себе в группу)

Вот видите, как трудно быть в обществе человеку непохожему на других. Нужно быть толерантным и понимать человека, который совсем на нас непохож.

4.     Просмотр отрывка фильма х/ф Р. Быкова «Чучело» (7 мин).

- Ребята, давайте сейчас посмотрим отрывок из х/ф Р. Быкова «Чучело» (сцена прихода новенькой в класс)

- Как встретили новенькую? Почему именно так? (не такая как все)

(Ответы детей)

- Какие черты личности школьников вы можете выделить, просмотрев сюжет?

(Ответы детей)

- Да, это - злость, равнодушие, невежливость, самолюбие, агрессивность, непонимание, высокомерие, раздражительность. Это качества, которые характеризуют интолерантную личность.

Интолерантный человек – это человек, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, желанием власти, неприятиятия иных культур, взглядов и традиций.

5.     Игра «Асоциации» (работа в группах) (5 мин)

- Ребята, я предлагаю вам вспомнить, каким должен быть толерантный человек весьма необычным способом. У меня есть волшебный ящик, где находятся различные предметы (зонт, цепь, цветные карандаши). Представитель каждой группы вытянет один предмет, и ваша задача связать этот предмет со словом «толерантность». Давайте попрактикуемся.

(Учитель показывает учащимся картинку, где изображен рой пчёл)

Примерные ответы детей:

- У меня появляется асоциация «Один за всех и все за одного». Только при проявлении усилия всех пчёл появляется результат – это соты с мёдом.

6.     Занятие «Модель дружбы нашего класса» (5 мин)

Наш класс – это единое целое. Каждый нам по-своему важен и необходим. Очень хочется, чтобы все вы были толерантными, это значит, уважали друг друга, невзирая на различия; были внимательными к другим и обращали внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!

(С помощью цветных человечков ребята мастерят модель дружбы их класса).

7.       Подведение итога (2).

(Составление формулы толерантности)

- Сегодня мы познакомились с замечательным словом «толерантность», замечательным по своему значению. Хотелось бы к концу нашего занятия определить формулу толерантности.

- Ребята, нам не хватает двух самых главных составляющих формулы. Давайте подумаем, что это может быть? – Когда мы смотрим на человека, как именно мы сразу понимаем, как он к нам относится.

(Ответы детей)

- Мы смотрим ему в глаза. Не зря же говорят, что глаза – это зеркало души. Потому предлагаю первой составляющей формулы определить – глаза.

(Учащиеся догадываются о второй составляющей формулы)

Формула: глаза + чистое сердце = делают нас человечными.

- Известный писатель Бернард Шоу сказал замечательные слова «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного – научиться жить на земле как люди». Каждый человек имеет право на признание со стороны окружающих, на хорошее отношение к себе и к своей личности. Так давайте же будем терпимыми и добросердечными к окружающим. Давайте будем принимать людей такими, какие они есть на самом деле, уважительно к ним относиться, стремиться к общению и понимать друг руга.

 Рефлексия (3).

Упражнение «Толерантный комплимент».

(Учащиеся на сердечках пишут комплимент своему однокласснику, можно несколько)

Например: «Ты очень красиво поёшь…», «Спасибо за то, что ты всегда улыбаешься»

- Мне было приятно общаться с вами сегодня. И то, что я хочу оставить вам на память, пусть будет напутствием в дальнейшей вашей жизни! (Вручение памяток).

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Классный час «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»

Классный час:  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»...

открытый урок "Мы все такие разные, но этим и прекрасны мы!"

1.   Мы все такие разные, но этим и прекрасны мы!Слайд №1Ход урока.                На доске появляется фото класса....

Классный час в 5 классе "Мы все такие разные, но этим и прекрасны"

Цели:1.     Закрепить у учащихся понятие «толерантность», познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности.2.     Воспитывать в детях уважен...

Информационный час-игра "Мы все такие разные, но этим и прекрасны"

Мероприятие способствует формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе....

Информационный час - игра «Мы все такие разные, но этим и прекрасны» 5 класс

Цель: Способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе....