статья " МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ"
статья
Через вовлечение родителей села в систему медико-педагогического просвещения школы, через партнёрское взаимодействие происходит усиление их мотивации к воспитанию здорового образа жизни, что приводит к повышению активности семьи по сохранению и развитию здоровья детей, что очень важно в сельских условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.88 КБ |
![]() | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
М.В.Рютина, МБОУ Шарагайская СОШ
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Сельский образ жизни, замкнутость социального пространства, низкий уровень образования сельских жителей, низкий уровень общей культуры родителей, особенность труда и быта сказывается на развитии, кругозоре, знаниях детей. Школа в селе является единственным интеллектуально-культурным центром, который должен помочь в воспитании и развитии детей. Одним из важнейших направлений в воспитательной деятельности является формирование здорового образа жизни. Школа должна сохранить и укрепить здоровье учащихся. Эффективного результата можно достичь, если родители будут активно вовлечены в здоровьеформирующую деятельность школьника. Поэтому особенное значение в формировании здорового образа жизни школьника имеет параллельное целенаправленное медико-педагогическое просвещение родителей, формирование их знаний, поведения по здоровому образу жизни, что позволит вызвать интерес учащихся к этим знаниям, а подражание родителям - принять модель здоровьесохраняющего поведения.
В 2013 году меня назначили классным руководителем 5 класса и моё внимание сразу привлекло то, что 50% учащихся класса можно было отнести к категории «ЧБР»(часто болеющий ребёнок). Я проанализировала пропуски учащихся за прошлые года, побеседовала с медиком школы, с родителями, выявила уровень мотивации учения и посещения внеклассных мероприятий. Проведенный мною анализ выявил целесообразность создания педагогических условий для укрепления здоровья учащихся через педагогическое просвещение родителей, (кроме того, что реализовывалась общешкольная программа по здоровьесбережению учащихся «Здоровье – это жизнь») и явился основой разработки отдельной программы педагогического просвещения родителей «Ключ к здоровью детей». Диагностика типологии родителей по двум показателям: уровню педагогической компетентности и уровню удовлетворенности характером взаимодействия с детьми позволила мне спроектировать содержание и формы данной программы. Большинство родителей относилось к группе НУ - некомпетентные удовлетворенные («практики») - «меня воспитывали без специальных знаний, а с ребенком и так все в порядке».
Программа была разработана на 5 лет и построена на партнёрском взаимодействии классного руководителя, родителей, психолога, фельдшера села, врачей Балаганской ЦРБ. Цель процесса просвещения родителей по здоровьесбережению учащихся - повышение активности родителей, систематизация имеющихся у них знаний, формирование здорового образа жизни семьи, вооружение практическими приемами работы с детьми. Основу содержания медико-педагогического просвещения родителей по вопросам здоровьесбережения школьников составляли вопросы организации жизни детей в семье как воспитательном коллективе, формирования личности ребенка, развития его коммуникативной толерантности, профилактика заболеваний, изучения состояния и преодоления факторов риска здоровья школьников, а также развития интереса родителей к педагогическим знаниям путем самообразования. Я проводила для родителей адаптационные занятия, индивидуальные и групповые встречи, организовывала встречи психолога с родителями, с фельдшером села, физкультурные мероприятия. Родительские тематические собрания проводились в виде деловых игр, практикумов по следующим темам: формирования валеологических навыков и привычек ребёнка в семье, физического развития и воспитания подростка, значения заботы родителей о здоровом питании школьника в школе и дома. С удовольствием родители совместно с детьми принимали участие в конкурсах на тему «Здоровое питание», «Любимые продукты нашей семьи», в защите проектов «День хорошего питания для моего здоровья», дискуссии в форме ток-шоу «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Витамины и здоровье». Состоялись спортивные встречи «Семейный рождественский волейбол», сезонные спортивны старты. На классные часы по здоровому образу жизни я приглашала родителей и, наоборот, на родительские собрания приглашала детей.
3 раза в год проводился мониторинг состояния здоровья учащихся, анализ работы, были затронуты самые актуальные вопросы по здоровьесбережению учащихся моего класса.
Анализируя результаты своей деятельности, я отметила положительную динамику в здоровье моих учащихся. К 2017 учебному году в классе не было учащихся категории «ЧБР». Количество пропущенных уроков сократилось. У учащихся сформировались навыки заботы о собственном здоровье, понизился уровень тревожности, самооценка учащихся возросла. Учащиеся моего класса стали самыми активными участниками всех школьных, районных спортивных и предметных и досуговых мероприятий, повысилась работоспособность учащихся, возросла их творческая активность. Несколько лет наш класс являлся победителем школьного конкурса «Класс года».
Данные мониторинга родителей показали, что повысился уровень педагогической культуры родителей, понимание и осознание ответственности за воспитание своих детей, практические умения организации жизни и деятельности детей в семье в вопросах здорового образа жизни.
По итогам мониторинга я выявила взаимосвязь показателей здоровья учащихся с повышением общей культуры родителей, отношением к своему здоровью и детей.
Через вовлечение родителей села в систему медико-педагогического просвещения школы, через партнёрское взаимодействие происходит усиление их мотивации к воспитанию здорового образа жизни, что приводит к повышению активности семьи по сохранению и развитию здоровья детей, что очень важно в сельских условиях.
Предварительный просмотр:
Модель современного учителя как важное условие реализации ФГОС ОО
Современному обществу нужны высокообразованные, целеустремленные, инициативные, конкурентоспособные личности, способные совершенствовать свое образование в течение всей жизни. Непрерывное образование особенно актуально для профессии учителя. В рамках введения ФГОС необходима подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. От качества его труда зависит будущая взрослая жизнь ученика. Целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а - научить учиться.
Меняются требования к качеству образования и учитель обязан каждое новое качество обеспечить обучаемому, обогащая систему ценностей образования. В связи с этим, становится очевидным, что роль учителя не может стоять на месте и не меняться.
Главное предназначение учителя XXI в. быть партнером ученика в присвоении новых компетенций, организатором образовательного процесса. Обществу нужен учитель-исследователь, учитель-воспитатель, учитель-консультант, учитель-руководитель проектов, добрый, внимательный, понимающий интересы современных школьников человек, открытый для любых нововведений, владеющий современными педагогическими технологиями.
Требования к учителю освещены в тексте стандарта, можно выделить следующие: умение постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания; способность проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы; владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы ХХI в.; способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности. Педагоги всех уровней должны быть готовы принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья, обязательна профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. Учитель старшей школы должен заниматься научными исследованиями, разработать свою собственную методику работы с детьми, уметь осмыслить и описать свой профессиональный опыт. Не говоря уже об эрудированности, гибкости в поведении, открытости в общении, увлеченности и умении увлекать за собой других.
Мой опыт практической работы в образовательной организации позволяет мне предположить, что из перечисленных выше требований, среднестатистическому учителю, привыкшему работать в знаниевой парадигме, приходится кардинально менять свой стиль взаимодействия с обучающимися, осваивать технологии интерактивного обучения, способствующие вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний, значительно обновлять собственный профессиональный уровень.
Главным элементом, определяющим личность современного учителя, является профессионализм и педагогическое мастерство. Учителю необходимо владение приоритетными педагогическими технологиями, а именно: технологией сотрудничества и развивающего обучения, технологиями гуманизации и демократизации отношений, информационными технологиями. Необходимо помнить о проблемных, поисковых, творческих подходах в работе, способных активизировать мыслительно-аналитическую деятельность учащихся. Важными компонентами педагогической техники современного учителя являются следующие умения: умение управлять собой, владение своим эмоциональным состоянием, физическое здоровье, социальная чувствительность, правильно поставленная речь; умение взаимодействовать с личностью, организаторские, коммуникативные, оценочные способности. В части личностных качеств современного учителя можно выделить: активность мышления, общительность, грамотная речь, яркое воображение, настойчивость в сочетании с тактичностью, целеустремленность, энергичность, креативность, эмоциональность, ответственность, трудолюбие, правдивость, склонность к импровизации. Чтобы соответствовать этой модели, учителю придется преодолеть ряд трудностей, главные из которых: отказаться от устаревших стереотипов организации процесса присвоения знаний обучающимися, принять концепцию новых стандартов, досконально изучить их требования и уметь их реализовывать в образовательном процессе.
Сам педагог должен раз и навсегда решить для себя хочет ли он шагать в ногу со временем, хочет ли быть успешным профессионалом, ведь только у успешного учителя все ученики успешны. Если ответ будет положительным, тогда необходим план личностного роста, в котором нужно поэтапно определить пути достижения поставленной цели. Нужно научиться быть активным человеком, умеющим справляться с любой поставленной задачей, овладеть профессиональной компетентностью. Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта.
Перед учителем поставлена сложная, но вполне разрешимая задача – соответствовать времени. Чтобы это произошло, нужно всегда помнить, что учитель – человек особенный, чтобы быть способным учить других, необходимо учиться самому. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен работать согласно новым требованиям.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/18/picture-143636-1545164263.jpg)
Социализация учащихся сельской школы во внеурочной деятельности
На современном этапе воспитательная система образовательного учреждения сталкивается с большими проблемами.Перед педагогом сегодня стоит задача воспитать в обучающихся уважение к историческому прошлом...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/28/picture-198497-1706454920.jpg)
статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"
Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-440731-1398246400.jpg)
Формирование позитивной идентичности как фактор успешной социализации учащихся сельской школы.
Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Будущее за большими социокультурными со...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-589959-1423657175.jpg)
доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"
Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-589959-1423657175.jpg)
доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"
Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/11/picture-419456-1478868466.jpg)
План самообразования учителя английского языка по теме:" Расширение образовательного пространства учащихся сельских школ через интерактивные технологии"
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-1015580-1519522914.jpg)
Анализ состояния здоровья учащихся сельской школы
Детское здоровье является приоритетным направлением работы школы, и государства в целом. Исходя из данных Министерства образования Российской Федерации за 2006 г., 87 % учащихся необходима специальная...