статья " МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ"
статья

Рютина Марина Владимировна

Через вовлечение родителей села в систему медико-педагогического просвещения школы, через партнёрское взаимодействие происходит усиление их мотивации к воспитанию здорового образа жизни, что приводит к повышению активности семьи по сохранению и развитию здоровья детей, что очень важно в сельских условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryutina_m.v._statya.docx24.88 КБ
Файл statya_model_uchitelya.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

М.В.Рютина, МБОУ Шарагайская СОШ

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Сельский образ жизни, замкнутость социального пространства, низкий уровень образования сельских жителей, низкий уровень общей культуры родителей, особенность труда и быта сказывается на развитии, кругозоре, знаниях детей. Школа в селе является единственным интеллектуально-культурным центром, который должен помочь в воспитании и развитии детей. Одним из важнейших направлений в воспитательной деятельности является формирование здорового образа жизни. Школа должна сохранить и укрепить здоровье учащихся. Эффективного результата можно достичь, если родители будут активно вовлечены в здоровьеформирующую деятельность школьника. Поэтому особенное значение в формировании здорового образа жизни школьника имеет  параллельное целенаправленное медико-педагогическое просвещение родителей, формирование их знаний, поведения по здоровому образу жизни, что позволит вызвать интерес учащихся к этим знаниям, а подражание родителям - принять модель здоровьесохраняющего поведения.

В 2013 году меня назначили классным руководителем 5 класса и моё внимание сразу привлекло то, что 50% учащихся класса можно было отнести к категории «ЧБР»(часто болеющий ребёнок). Я проанализировала пропуски учащихся за прошлые года, побеседовала с медиком школы, с родителями, выявила уровень мотивации учения и посещения внеклассных  мероприятий. Проведенный мною анализ выявил целесообразность создания педагогических условий для укрепления здоровья учащихся через педагогическое просвещение родителей, (кроме того, что реализовывалась общешкольная программа по здоровьесбережению учащихся «Здоровье – это жизнь») и явился основой разработки отдельной программы педагогического просвещения родителей «Ключ к здоровью детей». Диагностика типологии родителей по двум показателям: уровню педагогической компетентности и уровню удовлетворенности характером взаимодействия с детьми позволила мне спроектировать содержание и формы данной программы. Большинство родителей  относилось к группе НУ - некомпетентные удовлетворенные («практики») - «меня воспитывали без специальных знаний, а с ребенком и так все в порядке».

Программа была разработана на 5 лет и построена на партнёрском взаимодействии классного руководителя, родителей, психолога, фельдшера села, врачей Балаганской ЦРБ. Цель процесса просвещения родителей по здоровьесбережению учащихся - повышение активности родителей, систематизация имеющихся у них знаний, формирование здорового образа жизни семьи, вооружение практическими приемами работы с детьми. Основу содержания медико-педагогического просвещения родителей по вопросам здоровьесбережения школьников составляли вопросы организации жизни детей в семье как воспитательном коллективе, формирования личности ребенка, развития его коммуникативной толерантности, профилактика заболеваний, изучения состояния и преодоления факторов риска здоровья школьников, а также развития интереса родителей к педагогическим знаниям путем самообразования. Я проводила для родителей адаптационные занятия, индивидуальные и групповые встречи, организовывала встречи психолога с родителями, с фельдшером села, физкультурные мероприятия. Родительские тематические собрания проводились в виде деловых игр, практикумов по следующим темам: формирования валеологических навыков и привычек ребёнка в семье, физического развития и воспитания подростка, значения заботы родителей о здоровом питании школьника в школе и дома. С удовольствием родители совместно с детьми принимали участие в конкурсах на тему «Здоровое питание», «Любимые продукты нашей семьи», в защите проектов «День хорошего питания для моего здоровья», дискуссии в форме ток-шоу «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Витамины и здоровье». Состоялись спортивные встречи «Семейный рождественский волейбол», сезонные спортивны старты. На классные часы по здоровому образу жизни я приглашала родителей и, наоборот, на родительские собрания приглашала детей.

3 раза в год проводился мониторинг состояния здоровья учащихся, анализ работы, были затронуты самые актуальные вопросы по здоровьесбережению учащихся моего класса.

Анализируя результаты своей деятельности, я отметила положительную динамику в здоровье моих учащихся. К 2017 учебному году в классе не было учащихся категории «ЧБР». Количество пропущенных уроков сократилось. У учащихся сформировались навыки заботы о собственном здоровье, понизился уровень тревожности, самооценка учащихся возросла. Учащиеся моего класса стали самыми активными участниками всех школьных, районных спортивных и предметных и досуговых мероприятий, повысилась работоспособность учащихся, возросла их творческая активность. Несколько лет наш класс являлся победителем школьного конкурса «Класс года».

Данные мониторинга родителей показали, что повысился уровень педагогической культуры родителей, понимание и осознание ответственности за воспитание своих детей, практические умения организации жизни и деятельности детей в семье в вопросах здорового образа жизни.

По итогам мониторинга я выявила взаимосвязь показателей здоровья учащихся с повышением общей культуры родителей, отношением к своему здоровью и детей.

Через вовлечение родителей села в систему медико-педагогического просвещения школы, через партнёрское взаимодействие происходит усиление их мотивации к воспитанию здорового образа жизни, что приводит к повышению активности семьи по сохранению и развитию здоровья детей, что очень важно в сельских условиях.



Предварительный просмотр:

          Модель  современного  учителя как важное условие реализации ФГОС ОО  

 

Современному обществу нужны высокообразованные, целеустремленные, инициативные, конкурентоспособные личности, способные  совершенствовать свое образование в течение всей жизни. Непрерывное образование особенно актуально для профессии учителя.  В рамках введения ФГОС   необходима  подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. От качества его труда зависит будущая взрослая жизнь ученика. Целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а - научить учиться.

    Меняются требования к качеству образования и учитель обязан  каждое новое качество обеспечить обучаемому, обогащая систему ценностей  образования. В связи с этим, становится очевидным, что роль учителя не может стоять на месте и не меняться.

Главное предназначение учителя XXI в. быть партнером ученика в присвоении новых компетенций, организатором образовательного процесса.  Обществу нужен учитель-исследователь, учитель-воспитатель, учитель-консультант, учитель-руководитель проектов, добрый, внимательный, понимающий интересы  современных школьников человек, открытый для любых нововведений,  владеющий современными педагогическими технологиями.

Требования к учителю освещены в тексте стандарта, можно выделить следующие: умение постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания; способность проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы; владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы ХХI в.; способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности. Педагоги всех уровней должны быть готовы принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья, обязательна профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. Учитель старшей школы должен заниматься научными исследованиями, разработать свою собственную методику работы с детьми, уметь осмыслить и описать свой профессиональный опыт. Не говоря уже об эрудированности, гибкости в поведении, открытости в общении, увлеченности и умении увлекать за собой других.

Мой опыт практической работы в образовательной организации позволяет мне предположить, что из перечисленных выше требований, среднестатистическому учителю, привыкшему работать в знаниевой парадигме, приходится кардинально менять  свой стиль взаимодействия с обучающимися, осваивать технологии интерактивного обучения, способствующие вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний, значительно обновлять собственный профессиональный уровень.

 Главным элементом, определяющим личность современного учителя, является профессионализм и педагогическое мастерство. Учителю необходимо  владение приоритетными педагогическими технологиями, а именно: технологией сотрудничества и развивающего обучения, технологиями гуманизации и демократизации отношений, информационными  технологиями. Необходимо помнить о проблемных, поисковых, творческих подходах  в работе, способных активизировать мыслительно-аналитическую деятельность учащихся. Важными компонентами педагогической техники современного учителя являются следующие умения: умение управлять собой, владение своим эмоциональным состоянием, физическое здоровье, социальная чувствительность, правильно поставленная речь; умение взаимодействовать с личностью, организаторские, коммуникативные, оценочные способности. В части личностных качеств современного учителя можно выделить: активность мышления, общительность, грамотная речь, яркое воображение, настойчивость в сочетании с тактичностью, целеустремленность, энергичность, креативность, эмоциональность, ответственность, трудолюбие, правдивость, склонность к импровизации. Чтобы соответствовать этой модели, учителю придется преодолеть ряд трудностей, главные из которых: отказаться от устаревших стереотипов организации процесса присвоения знаний обучающимися, принять концепцию новых стандартов, досконально изучить их требования и уметь их реализовывать в образовательном процессе.

Сам педагог должен раз и навсегда решить для себя хочет ли он шагать в ногу со временем, хочет ли быть успешным профессионалом, ведь только у успешного учителя все ученики успешны. Если ответ будет положительным, тогда необходим план личностного роста, в котором нужно поэтапно определить пути достижения поставленной цели. Нужно научиться быть активным человеком, умеющим справляться с любой поставленной задачей, овладеть профессиональной компетентностью. Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. 

Перед учителем поставлена сложная, но вполне разрешимая задача – соответствовать времени. Чтобы это произошло, нужно всегда помнить, что учитель – человек особенный, чтобы быть  способным учить других,  необходимо  учиться самому.  Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен работать согласно новым требованиям.

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учащихся сельской школы во внеурочной деятельности

На современном этапе воспитательная система образовательного учреждения сталкивается с большими проблемами.Перед педагогом сегодня стоит задача воспитать в обучающихся уважение к историческому прошлом...

статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"

Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....

Формирование позитивной идентичности как фактор успешной социализации учащихся сельской школы.

Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Будущее за большими социокультурными со...

доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"

Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...

доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"

Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...

План самообразования учителя английского языка по теме:" Расширение образовательного пространства учащихся сельских школ через интерактивные технологии"

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...

Анализ состояния здоровья учащихся сельской школы

Детское здоровье является приоритетным направлением работы школы, и государства в целом. Исходя из данных Министерства образования Российской Федерации за 2006 г., 87 % учащихся необходима специальная...