Формирование позитивной идентичности как фактор успешной социализации учащихся сельской школы.
статья на тему

Базарова Лхамажап Содбоевна

Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Будущее за большими социокультурными сообществами , а такой  всегда была Россия, то их консолидация не может не основываться на позитивно ориентированной идентичности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Кусочинская средняя общеобразовательная школа»

Базарова Лхамажап Содбоевна, учитель истории и

обществознания МОУ «Кусочинская средняя

 общеобразовательная школа»

Формирование позитивной идентичности как фактор успешной социализации учащихся сельской школы.

Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Эрик Эриксон, американский психолог, придавал значение идентичности, как центральной социальной проблеме, с которой сталкиваются подростки в современном обществе и считал, что идентичность – твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру. Позитивная идентичность - это личностное образование, включающее в себя позитивный «мы-образ» (осознание  особенностей своей  группы, чувство сплоченности, эмоциональной приверженности группе и общей удовлетворенности своей групповой принадлежностью), который сочетается с положительной оценкой (ценностным отношением) других  групп и их культур. Если будущее за большими социокультурными сообществами , а такой  всегда была Россия, то их консолидация не может не основываться на позитивно ориентированной идентичности. Такая идентичность предполагает поддержание широкого консенсуса вокруг выбора модели общественного развития, готовность к диалогу в публичной сфере, гражданскую лояльность и согласие вокруг необходимости «самостояния» России как уникальной социальной и культурной общности. Очевидно, что подобное согласие будет вырабатываться медленно и с большим трудом, но другого пути, если мы хотим избежать крупных катастроф, просто не существует. Для консолидации общества необходима позитивная идентичность, считает Владимир Игоревич Пантин - доктор философских наук, заведующий отделом ИМЭМО РАН.

 Но главная проблема для общества заключается сегодня все-таки в том, что разрушен культурно-исторический слой, поле самоидентификации  молодежи.

В целом, как показывают социологические опросы, современное российское общество отличает низкий уровень межличностного доверия и доверия к основным политическим институтам, сосуществование различных по своей природе ценностей, стереотипов поведения. Нужно восстановить это социокультурное поле самоидентификации и начать борьбу за здоровое ясное чувство идентичности сельских школьников. Важность его формирования обусловлена социокультурными условиями их проживания: замкнутость социума, удаленность от культурных центров, ограниченность возможностей самообразования и получения культурно-досуговых услуг. Также особенностями организации учебно-воспитательного процесса сельской школы: малочисленность классного и ученического коллектива, ежеурочный  контроль учащихся, однообразие контактов, несогласованность  отдельных социальных структур села в реализации единой системы обучения, воспитания и развития сельских детей. Одним из способов является создание условий для формирования позитивной идентичности сельских школьников посредством взаимодействия школ в Образовательном холдинге. Взаимодействие по обмену информацией между участниками Образовательного Холдинга способствует использованию личностного потенциала и потенциала образовательной среды для создания социокультурного поля позитивной самоидентификации. В Образовательный Холдинг входят близлежащие по реке Онон школы и не только сельские (Ортуйская, Ононская, Единенская и Кункурская), но и поселковые, как Оловяниннские №1, №235, Ясногорская. Школы разных районов как Могойтуйского, Оловяннинского, Агинского, но и бывших разных субъектов Российской Федерации. В начале создания взаимодействие шло на уровне педагогического сообщества, а затем при оформлении определенной образовательной среды Холдинга перешли на уровень школьников. Были проведены межмуниципальные олимпиады: Молодежный предметный чемпионат для 9-11 классов на базе Оловяннинской школы№235, Чемпионат юных гениев- младшие школьники собирались в Оловяннинской школы№1 и Весенние игры разума для 7-8 классов на базе Кусочинской школы. Отдельно стоит остановиться на последней олимпиаде. Для сельских детей из бывшего АБАО было культурным шоком приезд большого количества именно не спортсменов, а интеллектуалов из бывшей Читинской области, хоть из соседнего, но другого района. Тут явно налицо неумение сельских ребят устанавливать контакты с другими детьми, не говоря уже о коммуникативной активности. Правда последующие товарищеские встречи по разным спортивным видам игры и интеллектуальные поединки разряжают обстановку и появляется возможность свободного общения. Все это дают возможность положительного отношения к другим детям. Поэтому формирование позитивной идентичности становится проблемой, требующей безотлагательного разрешения.

 Реализация проекта способствует насыщению школьной жизни, расширению условий для проб социальных ролей всеми субъектами образовательного процесса, которые формируют позитивную идентичность, и в целом, успешной социализации сельских школьников. Реформы в образовании требуют внедрения новых способов взаимодействия субъектов образовательной среды, совершенствования их деятельности с целью формирования позитивной идентичности школьников от которого зависит будущее России. Школа останется основным центром воспитания и образования, а основная задача учителя —воспитывать и образовывать сельских мальчишек и девчонок с здоровым и ясным чувством идентичности, которые будут строить современную, устремлённую в будущее Россию.

Литература

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. – М.:      Флинта, 2006. – 342 с.;
  2. Пантин В.И. Самоопределение как ресурс экономики.  Независимая газета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классов

Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классовМОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»Тема: «Волевые качества как фактор успешной социальной адаптации учащих...

Социализация учащихся сельской школы во внеурочной деятельности

На современном этапе воспитательная система образовательного учреждения сталкивается с большими проблемами.Перед педагогом сегодня стоит задача воспитать в обучающихся уважение к историческому прошлом...

Доклад на семинаре "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ"

Доклад на семинаре "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ"...

Формирование социальной компетентности как фактора успешной социализации личности.

Благодаря социальной компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Приобретение знаний, умений, опыта, желания де...

Участие в экологических акциях как фактор успешной социализации учащихся

Из опыта работы экологического объединения "Природа и мы" подросткового клуба "Лира" МКУДО "Центр внешкольной работы"...

Формирование социальной компетентности как фактора успешной социализации личности.

Социальная компетентность как основополагающий фактор в развитии обучающихся в ОВЗ...

Формирование устной речи, как фактор успешной социализации обучающихся с ОВЗ.

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе....