Классный час по теме: Толерантная личность
план-конспект урока (5 класс)

Хансуарова Аделя Ришатовна

Данный коспект урока включает в себя несколько игр, заданий и упражнений для обучающихся 5го класса, урок был проведен в рамках недели Толерантности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_urk_gorod_1.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая значимость тренинга состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить обучающихся толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию обучающихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель тренинга: Ознакомить детей с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах. Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, улучшить взаимодействие на принципах толерантности.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Формирование толерантных установок по отношению к друг к другу;
  2. Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
  3. Формирование представлений о равенстве в общении с участниками тренинга и иными спутниками жизни.

Развивающие:

  1. Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
  2. Развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

  1. Знакомство детей с понятием “толерантность”.
  2. Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;
  3. Экспресс диагностика различий среди участников тренинга.

Коррекционные:

  1. Коррекция межличностных отношений.
  2. Повышения самооценки.

10) Развитие коммуникативных навыков .

11 )Снятие напряжения и повышенной возбужденности.

Методы работы:

Беседа, игра, работа в парах, экспресс диагностическая методика, релаксация, творческие задания.

Возраст участников: обучающиеся 10-12 лет

1. Приветствие (слайд №1) (5 мин)

Игра «Давайте поприветствуем друг друга» (на партах кружки разных цветов в хаотичном порядке, пары с одинаковым цветом встают и приветствуют друг друга)

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии. Наша встреча сегодня будет посвящена теме, которая очень актуальна в современном мире. Но я вам эту тему не назову, а расскажу вам притчу, чтобы вы сами смогли догадаться о чем мы с вами будем сегоодня говорить

2. Притча «Ладная семья» (2 мин)

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:…»

3. Как вы думаете какие это слова? (5 мин)

Каждая группа отвечает, комментируя свой ответ.

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

- Какой вывод вы сделали для себя?

4. - Все эти понятия можно объединить, одним словом. Кто знает каким?

-Толерантность. А как мы назовем качество личности? Личность какая? -толерантная! (4 мин) (на слайдах термины толерантности в разных языках)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Конечно, не всем, может быть, знакомо это слово. И, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.

Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.

5. А теперь давайте посмотрим на слайд , тут разбросано много разных слов, некоторые из них являются качествами толерантной личности) (4 мин) (слайд с синонимами и антонимами -толерантный)

(Если человек толерантный, то он:) (терпеливый, мягкий, снисходительный, человечный, миролюбивый, добродушный, сдержанный)

6.  А теперь давайте посмотрим на себя, ведь мы с вами тоже все разные. И само собой, мы должны быть толерантными к друг другу (8мин)

Участники после зачитывания утверждений должны либо встать с места, либо остаться. Участники, которые не могут определиться, просто поднимают руку. Основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Примеры утверждений:

Самый важный предмет - математика.
Играть "в компьютер" лучше, чем смотреть телевизор.
Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
Не иметь высшего образования - стыдно.
Самая классная музыка - рэп.
«Кока-кола» вкуснее «Фанты».
Изучать иностранный язык легче, чем русский.


Обсуждение упражнения:

Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? На все ли вопросы, о которых люди спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

«Можно ли утверждать, что если ты любишь мороженое, то это хорошо и правильно, а если не любишь, то — плохо?»

Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете.. и учимся в одной школе, в одном классе и поэтому… мы должны принимать друг друга такими как есть. И у каждого из вас разные интересы, способности, хобби

7. ТРИ ТОЧКИ (2) (слайд с тремя точками, след слайд разные фигуры из 3х точек)
На слайде нарисованы три точки. Детям задается вопрос, что бы это могло быть? Ответы надо написать на листочках, затем по очереди дети их зачитывают.

Выясняется, что большая часть участников увидели в трех точках одно и то же — треугольник и только один человек — «танцующих цыганский танец девушек, если смотреть сверху».

Дети приходят к выводу, что мы не только «любим — не любим» что-то свое, но даже можем увидеть в одном и том же совсем разные вещи. И в этом тоже нет ничего плохого.

8. МОЙ ПОРТРЕТ В ЛУЧАХ СОЛНЦА(10 мин)
Детям раздаются картинки солнышка, на лучиках  которого дети должны написать те качества, способности, за которые они себя уважают и любят. Затем именной листочек с солнышком передается соседу по парте, и каждый участник подчеркивает лучики, если он согласен с тем, что такие качества есть у его товарища, и добавляет другие лучики — качества, которые он видит в этом человеке. В конце концов листочки возвращаются к авторам

А теперь давайте создадим одно солнышко Толерантной личности и выпишем те качества, которые в вас самих выделил ваш сосед по парте.

дети подходят к доске с ватманом и вписывают свои качества

В то время как это происходит - идет видео (лица планеты)

9.Давайте еще раз посмотрим на наше солнышко, это солнышко получилось только благодаря вашим же качествам, которые заложены в вас самих. Так давайте мы постараемся с вами поддерживать и развивать эти качества, а те которые ваш сосед не подчеркнул - постараемся изменить. Согласны?

Итак, наш урок подходит к концу. Все ли вам было понятно, ребята? Что вам больше всего понравилось? А что показалось сложным?

И закончить нашу встречу мне хочется такими словами:

Только в этом спасенье,

Спасенье в одном:

Относиться друг к другу с добром и теплом.

Научиться свободно, с достоинством жить, но при этом к другим

Равнодушным не быть.

Всего вам доброго, счастья, успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему " Толерантность"

Разработка классного часа...

Классный час на тему "Толерантность - это что?"

Предлагаю сценарий классного часа на актуальную тему - толерантные отношения в коллективе подростков....

Классный час по теме "Толерантность"

Цели:Сформировать у учащихся представление о толерантности; развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения ...

Методическая разработка классного часа по теме: «Толерантная личность»

Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка на общечеловеческие ценности, улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и ме...

Классный час с психологом "Толерантная личность"

Классный час с психологом "Толерантная личность"...

Система воспитательной работы классного руководителя по воспитанию толерантной личности

Система воспитательной работы, которую я назвала “Лестница успеха”, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя не только как дносителей духовных ценностей, но понять, что уже сего...

Классный час на тему «Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия». 10-11 классы.

классный час посвященный толерантной и антолерантной личности, для учащихся 10-11 классов....