Система воспитательной работы классного руководителя по воспитанию толерантной личности
статья (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Система воспитательной работы, которую я назвала “Лестница успеха”, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя не только как дносителей духовных ценностей, но понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей достойной судьбы.  Жизнь сегодня ставит перед нами проблему дальнейшего мирного существования и развития человеческого сообщества. Основным способом разрешения этой проблемы является соблюдение принципов толерантности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_vospitanie_tolerantnoy_lichnosti.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы классного руководителя Поздняковой Е.Е. по воспитанию толерантной личности

1) Толерантность – важнейшая ценность, которая означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Лишь толерантный человек может свободно придерживаться своих убеждений и признавать такое же право за другими.

Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его.

Жизнь сегодня ставит перед нами проблему дальнейшего мирного существования и развития человеческого сообщества. Основным способом разрешения этой проблемы является соблюдение принципов толерантности.

2) Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Таким образом, задачу школы мы видим в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как важнейшим компонентом своей жизненной позиции.

3) ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ “ЛЕСТНИЦА УСПЕХА”

– создание условий для формирования духовно-нравственной, творческой и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Система воспитательной работы, которую я назвала “Лестница успеха”, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя не только как носителей духовных ценностей, но понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей достойной судьбы.

Одним из основных результатов своей воспитательной работы я бы считала воспитание человека, способного сделать в жизни правильный моральный и нравственный выбор. Но для этого для этого нужно дать детям материал для личного выбора, обеспечить их знаниями и пониманием гуманного в человеческих отношениях и гражданского в общественном поведении, а также  разъяснить детям возможные последствия, которые ждут человека при иных выборах.

4) Приоритетные направления воспитательной  работы

1) Духовно-нравственная деятельность - «По ком звонит колокол…»

2) Гражданско-патриотическая деятельность “Я – гражданин России”

3) Спортивно-оздоровительная деятельность “Здравствуйте”

4) Творческо-эстетическая деятельность “Созвучие ”

5) работа с семьёй «Отчий дом»

Каждое направление воспитательной работы самостоятельно и в то же время  все они взаимосвязаны, что позволяет поэтапно и целостно и системно формировать толерантность у обучающихся, начиная с уровня восприятие себя самого как личности, и заканчивая уровнем восприятия себя как части целого мира.

Хочу остановиться на некоторых формах организации деятельности по этим направлениям.

5) Духовно-нравственное направление

«По ком звонит колокол…»

«…я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».Эрнест Хемингуэй

Основные этапы этого направления - От стремления к самопознанию и саморазвитию, к пониманию ответственности за свои мысли и поступки.

Начиная с 5 класса, я поняла, что мало анкет, ролевых игр и тестов не бывает. Дети с большим энтузиазмом и интересом погружаются в процесс познания себя и окружающих, и что важно готовы к анализу и самоанализу. Из такого интереса – сначала к себе, потом к соседу по парте или по дому, а потом по социуму или по региону, а потом и по планете! - и прорастут зерна толерантности, осознание богатства мира, людей и культур.

6) Притча.

Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

Вопросы для беседы:

  • Как вы поняли притчу?
  • Какой вывод вы сделали для себя?
  • Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?
  • Хотели бы вы изменить себя?

С 7 класса акцент делается на освоение культуры Малой Родины, своего народа, а также на осмысление себя толерантным участником этой культуры: только человек уважающий свою культуру, будет уважать культуру других

Наиболее запомнившимися стали

Игра Четвёртый лишний. А почему?

Игровая мастерская «Конфликт. Что делать?» (работа по теме «Конфликт» ведется из года в год в разных формах)

Классные часы: «Я родом из…»; «История моей улицы»; «Основы бесконфликтного общения».

Знакомство с судьбами своих земляков заставляет задуматься не только о том следе, который можно оставить после себя, но и о том, как один человек может повлиять на судьбу другого человека: словом, поступком, отношением, взглядом…

Кл.час с презентациями:

О Сергее Есенине

«Евгений Каширин. История и судьбы»

«Знаменитые рязанцы. Я.М.Полонский.»

«Рязанские немцы. Павел Григорьевич фон Дервиз».

Интерактивный классный час «Мои «хочу» и мои «могу»

Проведение акции «Ангел» с 7 класса помогает развивать у учащихся черты толерантной личности

Незабываемой, актуальной и глубокой стала интерактивная беседа «Профессия учителя глазами учеников». Плюсы и минусы профессии, проблемы и достоинства, трудности и положительные моменты. Помогла задуматься о причинах конфликтов, взглянуть на себя со стороны, вникнуть в проблемы взрослых людей, ужаснуться себе самим и сделать выводы о необходимости сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания. Выводы сделали, следующий шаг постепенное их воплощение.

7) Гражданско-патриотическое направление

«Я – гражданин России»

«Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее.» Теодор Рузвельт

Начиная с 5 класса тесное сотрудничество со школьным музеем (Гарамова С.Г.), частые встречи с курсантами, ветеранами войн, посещения десантного училища оказывают большую помощь в формировании толерантности.

Кл.час: «Герои Великой Отечественной войны. Зоя Космодемьянская»  - Гарамова С.Г.

Кл.час: «Великая Отечественная война. Страницы истории» - Гарамова С.Г. с музыкальным сопровождением,

Обращение к мировой истории – к тем его эпизодам, которые свидетельствуют о страшных последствиях интолерантности, человеконенавистничества, особенно сильно воздействуют на эмоциональный мир ребенка.

7 класс - Интерактивная беседа «Урок толерантности»

Форма работы: Диалоговая рефлексия.

Используются - цитаты, стихи, проблемные ситуации, постановка проблемных вопросов, работа в группах, тестирование

Задачи урока

  • Изучение терминологии толерантной личности
  • Обучение формулированию выводов и суждений на основе анализа
  • Развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

8 класс – классный час «Терроризм и Антитерроризм» с презентацией. Знакомство с понятиями, документами, отрывки из документальных фильмов. Важным был этап рефлексии

Подача материала очень опасна – перейти границу между проблемой терроризма и разжиганием межнациональной ненависти. Необходимо провести границу между мирными жителями и террористами, и закономерно встаёт вопрос толерантности в межнициональных отношениях.

8) Спортивно-оздоровительное направление

«Здравствуйте»

«...Тот,кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.»

Д. Боккаччо:

Основная задача направления - способствовать пониманию школьниками значения ценности человеческой жизни в широком понимании.

Знакомство с историей национальных игр, спортивные соревнования, традиционные прогулки в Кремль 1 сентября, беседы о вредных привычках и трудностях избавления от них, способствуют формированию толерантности к людям имеющим проблемы и сложности в жизни.

Традиционные подведение итогов внутришкольных спортивных мероприятий, личных достижений с поздравлениями. Всё это учит детей радоваться чужим победам.

6 класс – экскурсия в ЦентрТелеком «Интернет вам в помощь». Знакомство с историей создания, возможностями, целесообразностью, пользой интернета. Вывод, сделанный детьми: интернет в качестве игры – удел ограниченных людей.

9) Творческо-эстетическое направление «Созвучие»

«Чтобы иметь все основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна.» Генрик Ибсен

Эстетическая, образная система напрямую и особенно сильно воздействует на эмоциональный мир личности, ее ценностной ориентации. Часы искусства, посещение художественного музея (приобщение к творчеству художников других стран), конкурсы рисунков, просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов дают множество возможностей для обращения к проблеме толерантности.

7 класс – классный час: «Концерт одной песни» с использованием мультимедийных средств. «Священная война»

Коллективный выход в кинотеатр «Люксор» - «Рождественская сказка»

Посещение фестиваля детских театров в ДДТ. Спектакль «Запомните нас такими, какие мы есть» с участием Даниловой Дарьи.

8 класс – Коллективный просмотр в классе фильма «Брестская крепость».

Посещение РХМ – выставка миниатюр армянского художника Эдуарда Казаряна

10) Направление по работе с семьёй «Отчий дом»

«Будущее нации – в руках матерей.» Оноре де Бальзак

Именно общение со взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим поколения, не находящие общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или помощь в организации праздника и многое другое.

Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, нашими победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой. На родительских собраниях для нас стал традиционным отчёт о жизни класса: участия в конкурсах, олимпиадах, мероприятиях, соревнованиях. Дети готовят презентации, показываются снятые видео.

Существует много методов и форм работы по развитию толерантности. Выделив три группы приемов воспитания толерантности, я остановлюсь на наиболее часто используемых мной приёмах.

11) Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе

Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела. (проектная деятельность, подготовка к мероприятиям, дежурство)

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты. (Отмечая дни рождения, дети сами рассказывают о своих одноклассниках, вспоминают самые светлые , позитивные и смешные моменты, связанные с именинником, желают ему то, что на их взгляд ему нехватает)

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».

Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

12) Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии

Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. 

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица (чаще в личных беседах).

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

13) Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми, которые являются героями предлагаемого эпизода (ситуации).

Прием «Зачем снимать такие фильмы?». Просмотр и обсуждение фильмов и книг.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов или книг другим людям.

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).

Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии.

Работа с афоризмами

14) 1. "Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)

2. "Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)

3. "Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)

4. "Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит". Китайская пословица

5. «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)

Детям раздаются карточки, на которых записаны афоризмы. Каждый ребенок читает свой афоризм и пытается его объяснить. Учитель в случае необходимости ему помогает.

Цель работы по воспитанию толерантной личности

  • развивать у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека.

Детям я часто повторяю: «Я люблю и буду любить вас что бы не случилось, но я хотела бы гордиться вами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы классного руководителя в кадетских классах

Основной целью моей воспитательной работы как классного руководителя является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное врем...

Роль диагностики в системе воспитательной работы классного руководителя

На основе основной "управленческой" функции диагностики определены ее основные этапы. Предлагаются диагности изучения классного коллектива и личности учащихся. Раскрывается роль диагностики в системе ...

Система воспитательной работы классного руководителя. Опыт описания.

Цель деятельности классного руководителя- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося. Какими должны быть этти условия7 Что сделать, чтобы эти условия "работали"? Как совр...

Описание опыта и системы воспитательной работы классного руководителя МАОУ « Земская гимназия» Зверковой Марины Николаевны

Описание воспитательной работы в " Земской гимназии".Реализация программы" Достоинство,взаимоуважение и ответственность личности"....

Система воспитательной работы классного руководителя МОБУ "Центр образования ГО "город Якутск" Борисовой Я.Б.

Сейчас есть много проблем в процессе формирования личности: видоизменяются нравственные ценности, усиливается ощущение духовной пустоты подрастающего поколения....

Тема: «Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника»

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелиров...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...