Система воспитательной работы классного руководителя. Опыт описания.
статья (9 класс) на тему

Цель деятельности классного руководителя- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося. Какими должны быть этти условия7 Что сделать, чтобы эти условия "работали"? Как современного школьника нацелить на понимание  саморазвития, самообразование, как нацелить на новый стиль мышления? В данной статье представлено описание опыта работы и наблюдения классного руководителя показывают, что вовлечение учащихся в социально-активную деятельность во взаимодействии с общественностью создает условия для адаптации, социализации и развития личности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная программа классного руководителя Востриловой Резиды Фаритовны, классного руководителя 9а класса                              средней школы №599 г.Санкт-Петербурга

Цель воспитательной системы: создание условий для включения учащихся в процесс самопознания, саморазвития и самосовершенствования личности, формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.

Задачи:

  1. Способствовать стремлению учащихся к самообразованию и к самовоспитанию;
  2. Содействовать воспитанию демократической культуры и гражданственности;
  3. Стимулировать воспитанников к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности;
  4. Способствовать формированию самостоятельности, готовности брать ответственность за себя и свои поступки;
  5. Способствовать сознательному выбору профессии.

Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства сложно развиваться в полной мере. Воспитательная система моего класса строится на принципах социального партнерства.

1.Сотрудничество с с ГБОУ ДОД Дворцом  творчества детей и молодежи «Молодежный форум «Китеж плюс»

Наша школа активно сотрудничает с ГБОУ ДОД Дворцом  творчества детей и молодежи «Молодежный форум «Китеж плюс». В 2011 учебном году преподаватели Молодежного форума «Китеж плюс» начали заниматься с учащимися моего класса по программе «Служу России». В 2013 – 2014 учебном году «Китеж плюс   реализует  в  классе  двухгодичный социально-педагогический проект «Подросток в современном мире».                          Психологи и социологи выделяют сегодня ряд проблем, имеющих место в подростковой среде, которые связаны, с одной стороны, с особенностями возраста, с другой – с современной социокультурной ситуацией. В данной ситуации представляется актуальным развитие у подростка универсальных социально-психологических навыков, помогающих находить выход из трудных жизненных ситуаций, облегчающих контакт с окружающим миром и с самим собой. Дети на юридическом практикуме обсуждают свои права и права других людей, поднимают вопросы психологического и физического  насилия в подростковой среде и как не стать жертвой  этого насилия. На тренингах также отрабатываются приемы психологической поддержки сверстника в трудной жизненной ситуации.  

2.Сотрудничество с родителями

Традиционно большое внимание уделяется социальному партнерству с родителями, воспитательному потенциалу семьи. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями. Воспитание положительного отношения к школе у учащихся и родителей осуществляется через включение родителей в общественную жизнь школы: участие родителей в классных, общешкольных мероприятиях, совместные встречи детей и родителей.

3.Сотрудничество с клубом «Новая Касталия»

В 2011-2012 учебном году  мы  присоединились к новому проекту «Жизнь каждого – произведение искусства», инициатором которого выступила Академия наук, Институт философии. Программа проекта разработана  Санкт - Петербургским клубом риторики «Новая Касталия», членом которого я являюсь. В этой программе меня привлекла идея движения: каждый участник  строит свою жизнь как произведение искусства. Я считаю важным воспитание в детях ответственности за собственную жизнь, постановку целей, планирование конкретных шагов к достижению целей, осознания способности меняться, воспринимать жизнь как собственное творение. На основании программы проекта  строится программа воспитательной системы. (Приложение № 1)

Одно из направлений моей воспитательной работы с классом является воспитание школьников через экскурсионную деятельность. Санкт-Петербург представляет собой уникальный музей-собрание выдающихся исторических, архитектурных памятников. Популярными стали  сочетание традиционной экскурсии с таким новым видом работы как образовательное путешествие, что дает возможность перевести учащегося из пассивного слушателя в активного участника, способного самостоятельно овладевать знаниями. Культура петербуржца складывается из самых различных проявлений: культуры бытовых коммуникаций; культуры общения между всеми участниками образовательного процесса; культуры поведения в городе и обществе, культуры устной публичной речи

В 2013-2014 учебном году учащиеся активно включились в работу со словом. Научиться тонко чувствовать слово помогает активизация основных факторов, влияющих на эффективность речи, при работе с текстами. Познавательные тексты из разных областей знаний не только позволяют учащимся осваивать речевое мастерство, но и обогащают их кругозор, затрагивают различные нравственные аспекты. Школьники  активно участвуют  в гуманитарных чтениях, в районных и городских конкурсах,  концертах и занимают призовые места.

 4. Сотрудничество с «Санкт-Петербургским Домом  национальностей»  

Сотрудничество с  «Санкт-Петербургским Домом  национальностей»  расширяет возможности для реализации таких задач, как: воспитание молодого поколения в духе толерантности; укрепление взаимопонимания в многонациональном и поликультурном петербургском обществе. Дом Национальностей предоставляет нам возможность участвовать  в  выставках, мастер-классах, концертах

.5.Сотрудничество с  центром содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР»

В соответствии с ФГОС нового поколения в системе общего и профессионального образования становится приоритетным формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии. Профессиональная ориентация подростков является одним из важнейших направлений  деятельности классного руководителя. Последние 2 года Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР» осуществляет социально-психологическую поддержку  школьникам  в соответствии с их ценностными установками, личностными особенностями и возможностями, планами.  Это  индивидуальные консультации по выбору профессии, организация профориентационных экскурсий и посещение образовательных выставок.

В результате я надеюсь развить в воспитанниках такие качества как: потребность в саморазвитии, ответственность за свои поступки, толерантность, патриотизм, потребность к приобщению к культурному наследию.

Наблюдения показывают, что вовлечение учащихся в социально-активную деятельность во взаимодействии с общественностью создает условия для адаптации, социализации и развития личности учащегося.

Приложение № 1

Программа воспитательной системы

Жизнь в социуме.

1. Стать специалистом в своём деле.

 2. Не критиковать, не осуждать ни окружающих, ни окружение.

3. Освобождаться от мелких недостатков и «мелких» грешков, каковыми являются: лживость, ловкачество, зависть, стяжательство,  предательство, интриги  и пр.

 4. Дружба  и  Общение  украшают жизнь, помнить  слова Экзюпери  о  радости  человеческого  общения.

5. Очень важно  воспитать в себе чувство доброжелательности к любому человеку, недопустимо  небрежное  отношение,  эпатаж  окружающих,  при этом помнить – человек – цель, но  не  средство.

6.Стойко  преодолевать  невзгоды,  которые  представляет  жизнь.  Воспитай  геройство  духа.

  1. Санкт-Петербург  -  прекраснейший  город  планеты,  в  котором  нам  представилась  счастливая  судьба  -  жить.   Будем  любить  и  заботиться  о нем.   Помнить:  своей  жизнью  можно  украсить  наш  Санкт-Петербург.  
  2. В повседневной жизни руководствоваться  Императивом  Канта  -  Совестью.
  3. Не  бояться  мечтать!

Самообразование и самовоспитание.

Пути  совершенствования  и  познания.

1. Развитие культуры речи,  благоречие,  исключение из речевого оборота лишних  слов,  ненормативной лексики.  Помнить  -  Слово – это поступок, за который мы несем ответственность.

2. Стремление  к  знаниям на протяжении всей жизни  -  требование  времени.

3. Чтение классической художественной литературы.

4. Любовь к Природе, внимание и забота о ней.

5. Приобщение к высокому искусству, ибо  только классическая музыка, поэзия, архитектура, театр, живопись могут поднять наш Дух к небесам.