Главные вкладки

    Роль диагностики в системе воспитательной работы классного руководителя
    статья по теме

    Буряченко Елена Васильевна

    На основе основной "управленческой" функции диагностики определены ее основные этапы. Предлагаются диагности изучения классного коллектива и личности учащихся. Раскрывается роль диагностики в системе работы классного руководителя с коллективом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon diagnostika_v_rabote_klassnogo_rukovoditelya.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Заседание МО классных руководителей

    Роль диагностики   в системе воспитательной работы  классного руководителя.

    Основная функция диагностики:

    Управленческая (оказать помощь классному руководителю в управлении воспитательным процессом в классном коллективе)

     

    В соответствии с этим определены три типа диагностики:

    начальная

    корректирующая (текущая)

    обобщающая (итоговая).

    Начальная диагностика – планирование и управление классным коллективом. Перед тем как определять воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики:

    первый — когда коллектив сформирован впервые и педагог тоже незнаком учащимся;

    второй — когда коллектив не новый, а учитель впервые начинает работать с классом;

    третий — когда коллектив и педагог уже работали вместе.

    При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников.

    При втором — педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему.

    Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

    Педагогу, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, ему обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности. Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

    Текущая (корректирующая) диагностика – проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику педагог имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников и тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

    Обобщающая диагностика.

    В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Обобщающая диагностика - дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

    ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

    Как известно, основным средством воздействия на личность учащегося является классный коллектив. Воспитателю необходимо уметь прослеживать различные изменения в классе, формирование отношений между детьми, их ценностные ориентиры, тенденции формирующихся отношений.

    Цели изучения классного коллекгтива многоплановы: определение статуса каждого  ученика  в системе межличностных отношений в классном коллективе; выявление уровня развития классного коллектива и стиль его жизнедеятельности; определение психологического климата в коллективе и эмоционального самочувствия отдельных его членов; наличие опыта совместной деятельности и др.

    При систематическом диагностировании классного коллектива каждый раз можно увидеть новый уровень развития во взаимоотношениях старших подростков: возрастает степень его сплоченности, организованности, самостоятельности, расширяется сфера и возможности осуществления в нем разнообразной деятельности.

    Следует отметить, что нельзя изучать личность учащегося в отрыве от изучения классного коллектива. Изучая классный коллектив, мы одновременно в определенной степени изучаем и отдельные личности, входящие в данное объединение, воспитываем подростков и формируем у них психологические предпосылки к самовоспитанию.

    На основе материалов, полученных в ходе диагностирования, составляется психолого-педагогическая характеристика классного коллектива, которая должна постоянно дополняться, уточняться и использоваться в деятельности классного руководителя и воспитателя. Предлагаемые нами методики помогут в этом.

    Предлагаемые методики

    Методики изучения сформированности  классных коллективов, уровня развития детского самоуправления,  состояния эмоционально-психологических отношений в коллективе; сформированности совместной деятельности, удовлетворенности жизнедеятельностью классного коллектива

    «Психологическая атмосфера в классном коллективе(методика  Л. Г. Жедуновой)  

    Методика «Наши отношения» ( Фридман Л. М.)

    Методика «Изучение сплоченности классного коллектива» (Научно-исследовательский институт Российской Академии Образования)

    Методика «Определение привлекательности для школьника группы одноклассников» (На основе индекса групповой сплоченности Сишора).

    Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

    ( подготовлена профессором М.И.Рожковым)

    Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А.Андреевым)

    Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (разработана Р.С. Немовым)

    Методики изучения личности школьников (сформированность  нравственного потенциала, коммуникативного потенциала, эстетического потенциала, физического потенциала, творческого потенциала,нравственная направленность личности учащихся;сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье,  школе, себе, природе, труду, творчеству и т.д.;

    степень социализированности личности учащихся)

    Методика изучения Уровня   социализированности личности (на основе методики Рожкова М.И.) и Личностного роста  на основе методики ГригорьеваД.В., КулешоваИ.В., Степанова П.В.   (1-4 классы)

    Методика Григорьева Д.В., Кулешовой И.В., Степанова П.В.  «Личностный рост» для 5-8 классов

    Методика Григорьева Д.В., Кулешоваой И.В., Степанова П.В. «Личностный рост» для 9-11 классов

    Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (подготовлена Л.В. Байбородовой)

    Методика «Репка»   (по Л.В. Байбородовой) /Цель:определить изменения, происшедшие   в   личности школьника в течение учебного года/

    Упражнение «Ценности»  (можно дописывать  другие качества по желаю учителя)

    «Изучение уровня социализированности школьника» (Рожков М.И.)

    Анкета  «Классный руководитель глазами воспитанников» (Проводится для самоанализа деятельности педагога. Ее цель - побудить классных руководителей «поставить» себя на место своих учеников и посмотреть на образовательный процесс «их» глазами).

    Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система воспитательной работы классного руководителя в кадетских классах

    Основной целью моей воспитательной работы как классного руководителя является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное врем...

    Система воспитательной работы классного руководителя. Опыт описания.

    Цель деятельности классного руководителя- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося. Какими должны быть этти условия7 Что сделать, чтобы эти условия "работали"? Как совр...

    Система воспитательной деятельности классного руководителя

    Презегнтация и описание системы воспитательной деятельности классного руководителя...

    Описание опыта и системы воспитательной работы классного руководителя МАОУ « Земская гимназия» Зверковой Марины Николаевны

    Описание воспитательной работы в " Земской гимназии".Реализация программы" Достоинство,взаимоуважение и ответственность личности"....

    Система воспитательной работы классного руководителя по воспитанию толерантной личности

    Система воспитательной работы, которую я назвала “Лестница успеха”, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя не только как дносителей духовных ценностей, но понять, что уже сего...

    Система воспитательной работы классного руководителя МОБУ "Центр образования ГО "город Якутск" Борисовой Я.Б.

    Сейчас есть много проблем в процессе формирования личности: видоизменяются нравственные ценности, усиливается ощущение духовной пустоты подрастающего поколения....