Главные вкладки

    Описание опыта и системы воспитательной работы классного руководителя МАОУ « Земская гимназия» Зверковой Марины Николаевны
    статья по теме

    Зверкова  Марина Николаевна

    Описание воспитательной работы в " Земской гимназии".Реализация программы" Достоинство,взаимоуважение и ответственность личности". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_opyt_raboty_opisanie.doc123.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Описание опыта  и системы воспитательной работы классного руководителя  8 « Б « класса МАОУ « Земская гимназия»

    Зверковой  Марины Николаевны

         Земская гимназия – это уникальное образовательное учреждение реализующее классическую модель  земской школы.

    Изначально Земская школа создавалась для решения проблем образования, отчуждённость школы от семьи, бюрократический характер средней школы, формализм, невнимание к личным особенностям учащихся, их здоровью, пренебрежение нравственным и физическим воспитанием детей.

          В основу системы работы Земской гимназии, школы земского типа, был положен приоритет воспитания достоинства личности, здоровой во всех отношениях: духовно, физически, интеллектуально. Формирование этих качеств обеспечивает и высокий уровень обучения.

    В « Земской гимназии» реализуется гуманистически –ориентированная программа « Воспитание чувства достоинства, взаимоуважения и ответственности личности», которая включает воспитание чувства безопасности, чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой Родине, России, к родовым корням, чувства цели, своей миссии. Именно достоинство, самоуважение, ответственность личности - это те основы, которые формируют гражданина и патриота России. С точки зрения методологии, процесс воспитания - это восхождение человека от уровня бескритериального разрешения конфликтов к высшим формам культурного бытия на основе вечных критериев (истинных духовных ценностей).

    Проблемой в воспитании является форма, в которой преподносятся обычно ценностные установки. Назидательность и требование повторять заученные истинны, как правило, вызывают отторжение  у воспитанников, поэтому мы с самого начала решили, что традиционная манера  воспитания не допустима. Наши поиски и размышления привели нас  к личностно-деятельностному подходу, «… я делаю и я понимаю, зачем я это делаю».  

    Центральным принципом воспитательной системы Земской гимназии является принцип согласования.

         Программа воспитания « Достоинство, взаимоуважение и ответственность личности» предполагает целенаправленное развитие у всех участников  образовательного процесса пяти компонентов программы: чувства безопасности, чувства самости (знание о себе), чувства принадлежности, чувства компетентности, чувства целеполагания.

         

    Данная Программа решает следующие главные задачи:

    1. Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).

    2. Изучение и анализ направленности интересов учащихся.

    3. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным  психологом, социологом, учителями-предметниками.

    4. Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.

    5.Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива.

    6. Формирование паспорта развития личности учащихся.

    7. Нахождение путей представления детских творческих достижений.

     

    В основе программы лежат следующие принципы:

    -этичное отношение к ребенку;

    -эмпатическое понимание мира ребенка;

    -конструктивное общение;

    -интерес к личному опыту ребенка и его актуализация;

    -диалогичность;

    -добровольность

          I.Воспитание чувства безопасности.

      В условиях класса  ученики обычно чувствуют себя  в безопасности, если могут доверять и зависеть от учителя, и когда понимают правила  и ограничения для данной ситуации.

    Виды работ: правила  как часть нашей безопасности: правила класса, правила гимназии, правила города, государства. Данный компонент  реализуется  и  через направление « Правила дорожного движения – почёт и уважение».

         II.  Воспитание чувство самости.

    Основная цель: научить определять свои недостатки , достоинства, свои сильные и слабые стороны. Виды работ: анкетирование, заполнение портфолио учащихся.

       III. Воспитание чувства  принадлежности:

     Цель: воспитывать потенциал принадлежности, а именно, чувствовать себя хорошо в семье, обществе, быть связанным с другими. Данный компонент реализуется через направление « Я среди людей».

       IV. Воспитание  чувства компетентности.

     Данный компонент реализуется  через направление « Половое воспитание».

       V. Воспитание чувства цели, своей миссии.

    Данный компонент реализуется  через направление « Этих дней не смолкнет слава».

    Здоровье учащихся – показатель  критерий эффективности и результативности педагогического процесса. Земская модель гимназии позволила включить в программу « Здоровье» родителей, учителей- предметников, учителей физкультуры, администрацию, медиков, психологов, учеников.

           Главным составляющим программы « Здоровьеразвивающие технологии являются принципы, которые научно обоснованы и практически проверены классической русской и советской школой. Это

    1. Раздельно- параллельное обучение мальчиков и девочек.
    2. Работа в классе. Стоя за конторкой с использование специального массажного коврика для ног.
    3.  Письмо перьевой ручкой, при котором формируется и устанавливается

    ритм, согласующийся с естественными ритмами организма.

    1. На каждом уроке – обязательная  разгрузочная гимнастика для   глаз  с использование специально разработанного офтальмотренажёра.

    Данное направление школы реализуется мною через направление воспитательной работы  « Моё здоровье».

       

    Моя система воспитательной работы построена  на основе обще- гимназической системы  воспитательной работы и с учётом гендерного подхода . Я работаю в классе мальчиков c 5-го класса.

    Раздельно- параллельное обучение позволило  в мужском классном коллективе создать атмосферу здорового соревнования, достижений успехов в учёбе, в делах.

    Именно гендерный подход в воспитании  нашей гимназии и определил выбор мною основных воспитательных целей  и  задач.

    Цели:

    • создание условий для саморазвития и самореализации личности мальчика, его успешной социализации в обществе;
    • воспитание гражданских и патриотических качеств личности мальчика через пропаганду и утверждение здорового образа жизни.

    Задачи:

    1. Коллективный уровень:
    • Продолжить развивать в мужском  коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;
    • Через организацию КТД, через деятельность микроколлективов показать значение норм, правил, традиций в жизни  мужского коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края;
    • Продолжать формировать представление  мальчиков об основах самовоспитания и саморазвития.
    1. Групповой уровень:
    • Организовывать разнообразную творческую, личностную и общественно значимую деятельность микроколлективов в  мужском коллективе;
    • Учить вести обсуждения вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;
    • Развивать умение микроколлективов организовывать свою деятельность по участию в коллективно творческих делах и коллективно общественных делах, вырабатывать алгоритмы выполнения поручений;
    • Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, споров;
    • Развивать  традиции  семейного общения в форме семейных классных вечеров.
    1. Индивидуальный уровень:
    • Продолжать работу по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа жизни;
    • Активизировать участие каждого учащегося в КТД, в выполнении поручений;
    • Формировать качества приоритетные для мальчика: пунктуальность, организованность, следование правилам.
    • Развивать культуру общения.

    Моя  концепция воспитания сотрудничество, содружество, сотворчество

    Я строю свою  систему воспитательной работы, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. 

    Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы в классе,  направлена на формирование творческой личности,  на совместном партнёрстве « учитель- ученик». 

    Одним из  этапов моей деятельности является  составление плана-программы воспитательной работы с мужским  коллективом.

    Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы мальчики  добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. 

    Воспитательная работа в классе строится на основных принципах гендорного обучения, отражающие особенности психологии поведения и мировосприятия мальчиков.

    Принцип открытости –  мы все  совместно  планируем жизнь класса.

    Принцип привлекательности будущего дела – увлечение учащихся конечным результатом  выполняемого дела.

    Принцип деятельности – предложение учащимся разнообразных внеклассных мероприятий.

    Принцип свободы участия – учет мнения ребят, предоставление возможности выбора.

    Принцип обратной связи – обязательная рефлексия по итогам дела.

    Принцип сотворчества – предоставление права выбора партнера по выполняемому делу, что стимулирует его успешность.

       

    Принцип успешности – искренняя  и неформальная оценка успешности.

      Для реализации поставленных целей и задач используются следующие методы воспитания, актуальны для воспитания мальчиков :

    -        метод переубеждения (воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности);

    -        метод переучивания (включение ребенка в активную социально ценную деятельность);

    -        метод реконструирования  ( создание положительных перспектив  в жизни ребенка); 

     Именно гендерный подход  определил выбор форм работы с коллективом мальчиков:

    1.словесно-логические формы;

    2.образно-художественные формы;

    3.деятельностные (трудовые , игровые)

    При организации процесса воспитания  мальчиков   я стараюсь  выполнять следующие условия:

    1. Формирование базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения.
    2. Поиск нравственных образов духовной культуры и выработка на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
    3. Воспитание мальчиков  с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.
    4. Подготовка мальчика  к трем главным ролям жизни – гражданина, работника, семьянина.

    Основные направления воспитательной работы.

     « Я-гражданин»

    Цель: формирование навыков социально-активного поведения личности, проявляющихся в осознанно правомерном поведении, эффективной реализации своих прав и свобод, умелой и цивилизованной их защите, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, способности в любых ситуациях действовать юридически грамотно, активно проявлять гражданские качества, отстаивать свою гражданскую позицию, бережно относиться к историческому наследию нашего народа.

    Задачи:

    • Создать условия для самореализации и адаптации мальчиков  к конкретной ситуации из общественной жизни полноправного гражданина,
    • Способствовать формированию собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмыслению своей социальной принадлежности, социальных ролей, формированию самооценки и саморегуляции,
    • Привлекать мальчиков к занятиям через сознание игровой ситуации, ученическое сотрудничество, создание ситуации личного успеха,
    • Способствовать обогащению содержания и форм общения, раскрытию социальных норм, регулирующих взаимодействие людей, развитию умений общения.

    «Этих дней не смолкнет слава»

    Цель: военно-патриотическое воспитание учащихся в системе, способной обеспечить решение задач по воспитанию подрастающего поколения.

    Задачи:

    • Воспитание чувства долга перед народом, Отчизной, осознанной необходимости увековечивания памяти воинов, павших в Великой Отечественной Войне,
    • Воспитание личности мальчика  – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны,
    • Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения,
    • Воспитание уважения к своей истории,
    • Развитие творческих способностей.

    «Правилам дорожного движения – почет и уважение»

    Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и передвижения по улицам и дорогам.

    Задачи:

    • Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов,
    • Сформировать  у мальчиков устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения,
    • Применять современные формы и методы обучения, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах,
    • Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения,
    • Использовать материально-технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения

    «Я среди людей»

    Цель: помочь мальчикам  осознать роль самоанализа и самовоспитания в становлении личности, формировать у мальчиков адекватное «Я» в области осознания умений и способностей, воспитывать, развивать и совершенствовать свою личность.

    Задачи:

    • Дать возможность мальчикам  оценить особенности своего характера и исходя из этого заняться самосовершенствованием,
    • Способствовать личностному росту ребенка, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей,
    • Научить мальчиков  развивать свою память, тренировать мышление, вырабатывать деловые качества,
    • Раскрывать творческий потенциал, развивать коммуникабельность.

    Используемые методы:

    Метод исследования личности (диагностика),

    Метод творческого самовыражения в движении, рисунках, письменных работах,

    Метод анализа конкретных ситуаций,

    Лекции, игры, беседы.

    «Половое воспитание мальчика»

    Цель: способствуя гармоничному развитию организма, привить мальчикам  определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки, обучить умению владеть пробуждающимися половыми инстинктами, воспитать сознание высокого предназначения человека, ответственность его за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения.

    Задачи:

    • Проводить профилактические мероприятия,
    • Пропагандировать здоровый образ жизни,
    • Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья, приучать к навыкам, сохраняющим и преумножающим его,
    • Заботиться о развитии души ребенка (в первую очередь нравственного), чтобы вырастить самостоятельного человека с развитой душой и высоким уровнем духовных запросов, разумными потребностями, личным достоинством,
    • В половом просвещении помочь родителям получить представление о главных этапах полового развития, о трудностях, переживаемых детьми, об особенностях физического ухода,
    • Предупреждение половой возбудимости путем выполнения детьми определенных  требований,
    • Усиление связей семьи и школы,
    • Нравственное, социально-гигиеническое, семейно-нравственное воспитание учащихся.

    «Мое здоровье»

    Цели и задачи:

    • формирование осознанного отношения  мальчиков к своему здоровью;
    • развитие здоровьесберегающего мышления  мальчиков и ориентации на здоровый образ жизни;
    • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации мальчиков , а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения, к которым они  более склоны, чем девочки.
    • формировать представления и системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих для них  опасность.

    «Пожарная безопасность»

    Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых знаний о пожарах и мерах профилактики пожаров.

    Задачи:

    • Способствовать формированию знаний о видах и причинах возникновения пожаров, правилах поведения во время пожаров, возникших в разных местах, порядке оказания первой помощи при термических ожогах.
    • Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов,
    • Сформировать  у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил противопожарной профилактики,
    • Применять современные формы и методы обучения, инновационные технологии, направленные на предупреждение пожароопасных ситуаций.

    Самоуправление в классе мальчиков.

    Становление и жизнь ученического самоуправления в классе мальчиков  – процесс, с одной стороны, управляемый классным руководителем, с другой – естественный, саморазвивающийся. Чем серьезнее будет подготовительная работа, проведенная классным руководителем, тем успешнее произойдет переход ученического самоуправления класса в состояние саморазвития.

    Высшим органом ученического самоуправления класса является собрание всех учащихся – классное собрание. Классное собрание избирает старосту, заместителя старосты; решает важнейшие вопросы жизни классного коллектива; утверждает общественные поручения, слушает отчеты об их выполнении. На классных собраниях рассматриваются вопросы: выбора актива классного ученического самоуправления, учебная, спортивная деятельность, дисциплина, дежурство, сохранность учебников, итоги года, анализ проведенных дел.

    В  нашем классе существует система самоуправления, которая представлена в виде схемы:    

    Модель самоуправления класса.

            

            

    Через

    Входя в систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него

             Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

    Работа с родителями.

    Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствует реализация инновационной целевой программы взаимодействия семьи и школы “Семья”, цель которой – привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания (формирование модели взаимодействия с родителями через реализацию принципов пяти СО: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности).

    Работа в гимназии с родителями имеет системный алгоритм.

    Формы работы с семьёй.

             На первую встречу в гимназию обязательно приглашают всю семью и просят предварительно ознакомиться с сайтом, с подробным описанием концепции  и Уставом  здоровьеразвивающей организации учебно-воспитательного процесса гимназии. На встрече с родителями выясняется отношение к приоритету нравственного и духовного воспитания, разъясняется специфика раздельно-параллельного обучения. Родители пишут сочинение « Мой ребёнок», в котором рассказывают в свободной форме о своём ребёнке, о характере, о его здоровье, специфике интересов. В сочинении родители формулируют сой заказ на образование и воспитание.

      Классный руководитель  знакомится с данным сочинением, делая для себя определённые выводы.

              Во второй четверти перед родительским собранием классный руководитель совместно с членами родительского совета класса, психологом организует встречу с каждой семьёй.  Составлен социально-демографический паспорт семей, изучены внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, что позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса.

     Классные собрания ведутся родителями. В классе мальчиков на собрании обязательно должен быть отец.

    При работе с родителями в классе мальчиком нужно выделить   задачи:

    1.Привлекать всех родителей к организации воспитательной работы в классе.

    2. Помочь родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.

    3. Способствовать повышению роли и значения семьи.

    В нашем классе функционирует совет отцов.

    Это контролирующий  и помогающий в организации деятельности мужского коллектива совет.  Совет отцов организует и проводит родительские собрания, планирует и помогает организовать  внеклассные мероприятия.

         

    При работе с классным коллективом не обходится и без различных мониторингов.

    Мною проведены мониторинги:

    -по выявлению психологического климата в классе

     - мониторинг уровня воспитанности   сравнивались 7 и 8 кл

     

    -мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся 8  класса, брала данные 8 класса за три  четверти.

       Каждый ребёнок создал и пополняет свою портфолио.

    В него входят различные разделы, где мне легко можно отследить уровень достижения учащегося.

     

    Не остается в стороне и работа с родителями.

    По - мимо родительских собраний, лекториев, проводится много и другой работы.

     Так, мною выявлен образовательный уровень родителей:

    - имеют высшее образование – 60%;

    - среднее – специальное – 12%;

    - среднее – 22%;

    - неполное среднее – 6%.

    Так же выявлен и социальный состав родителей:

    - социальное положение и социальный статус семьи.

    Ведется мониторинг посещаемости родительских собраний.

     Проводится  анкетирование родителей.

    Заключение.

     Анализ работы, выводы.

         Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств.

         Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного общешкольного воспитательного процесса.

             При  воспитательной работе в классе с мальчиками должен быть высокий темп подачи материала с широким спектром нестандартно поданной информации. Обязательно должно быть разнообразии и постоянно обновление предлагаемых дел. Работа должна строиться в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей в действиях должно проводиться после поисковой работы, то есть через опыт.

            В работе с мальчиками оказались целесообразными дозированная эмоциональность в подаче материала, включение положительной эмоциональной окраски  материала после его логического осмысления.

    Кроме  того, мною используются групповые формы работы  с обязательной сменной лидера.  Как показывает практика, оценка полученных результатов  в дискуссиях должна быть конкретной и конструктивной.

    При оценке поведения   и результатов их деятельности   необходимо помнить, что для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны учителя. 

    Особого внимания  требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

    Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности школьников  (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

     Роль классного руководителя  в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система воспитательной работы классного руководителя в кадетских классах

    Основной целью моей воспитательной работы как классного руководителя является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное врем...

    Роль диагностики в системе воспитательной работы классного руководителя

    На основе основной "управленческой" функции диагностики определены ее основные этапы. Предлагаются диагности изучения классного коллектива и личности учащихся. Раскрывается роль диагностики в системе ...

    Система воспитательной работы классного руководителя. Опыт описания.

    Цель деятельности классного руководителя- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося. Какими должны быть этти условия7 Что сделать, чтобы эти условия "работали"? Как совр...

    Анализ воспитательной работы классного руководителя 7-А класса Мишиной Ольги Николаевны за 2016-2017 учебный год

    Анализ воспитательной работы классного руководителя 7-А класса Мишиной Ольги Николаевны за 2016-2017 учебный  год...

    Система воспитательной работы классного руководителя по воспитанию толерантной личности

    Система воспитательной работы, которую я назвала “Лестница успеха”, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя не только как дносителей духовных ценностей, но понять, что уже сего...

    Система воспитательной работы классного руководителя МОБУ "Центр образования ГО "город Якутск" Борисовой Я.Б.

    Сейчас есть много проблем в процессе формирования личности: видоизменяются нравственные ценности, усиливается ощущение духовной пустоты подрастающего поколения....

    Тема: «Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника»

    Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелиров...