"Здоровье-сберегающие технологии в работе классного руководителя"
план-конспект занятия (9 класс)

Первушкина Ирина Михайловна

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое и социальное благополучие, можно добавить еще и нравственное благополучие. Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов,  как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе

классного руководителя

Автор: учитель математики, классный руководитель 9 б класса

 ГБОУ лицея №395 Первушкина Ирина Михайловна

        Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое и социальное благополучие, можно добавить еще и нравственное благополучие. Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов,  как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. В этом может помочь классный руководитель. Ведь именно классный руководитель проводит со своим классом много времени во внеурочной деятельности и ведет разъяснительную работу с воспитанниками о профилактике заболеваний, о необходимости соблюдения режима дня и питания. Воспитатель и учитель никогда не смогут заменить ребенку врача, но могут и должны содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей  ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий.

 Классному руководителю необходимо проводить просветительско-воспитательную работу с учащимися для формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребности применения полученных знаний и умений на практике. Одним из таких приемов может послужить классный час. На классном часе дети ведут себя свободно, непринужденно общаются, могут высказывать свои мнения и наблюдения.

Легенда о…  Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…«Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить». В этом и заключается задача педагогов – суметь добежать «до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься профилактикой всеми возможными средствами.

Представленный классный час является одним из видов нетрадиционной формы организации воспитательной работы в классе. Нестандартная ситуация способствует развитию мыслительной деятельности, будит эмоции учеников, заставляет удивляться.                                              

        При проведении данного мероприятия используются элементы технологии деятельностного метода, который обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания и элементы метода социального взаимодействия, описанного в педагогической литературе доцентом МПГУ В.П. Капустиным. Названный метод основывается на закономерностях формирования процессов сознания, самосознания, мотивации.

         На мероприятии используются различные виды деятельности:

- групповая работа – класс делится на творческие группы, которым предлагаются вопросы, требующие исследования, в группе каждому ученику предоставляется возможность высказывать свое мнение, предлагать гипотезы, доказывать или опровергать их;  

- парная работа – работа учеников, сидящих за одной партой.

        На данном мероприятии затрагиваются проблемы, поводом которых служит фактическая информация о вреде курения.

        

Цели.

Воспитательные: формирование сознания, самосознания и мотивации ребенка, активной жизненной позиции; обратить внимание воспитанников на информацию в задачах, составленных на тему здоровья, задуматься над проблемой курения среди подростков.

Развивающие: строить аналогии, доказывать, сравнивать;   привить умение работать с дополнительной литературой, пользоваться библиотечными каталогами.

Оборудование: мультимедиа проектор, наглядные иллюстрации, стеллаж с книгами, рассказывающими о вреде курения,  раздаточный материал. На столах учеников лежат карточки опроса, позволяющие проанализировать  интерес учащихся к рассматриваемой проблеме. Эти карточки можно не подписывать.

Педагогические технологии: проектная технология, информационно-коммуникационные технологии, технология «Мозговой штурм».

Подготовительный этап мероприятия: заранее классным руководителем дается задание воспитанникам (можно вместе с родителями) подготовить информацию о вреде курения, при возможности выполнить компьютерную презентацию, используя дополнительную литературу или источники интернет. Класс разбивается на три группы, каждой из которых дается задача – исследование.

1 группа. Провести опрос среди учащихся 5 – 11 классов школы с целью выявления числа подростков, пробовавших хотя бы раз закурить. Построить график по итогам исследования. Сделать вывод.

2 группа. Проанализировать причины курения школьников. Построить диаграмму. Сделать вывод.

3 группа. Провести опрос учащихся с целью выявления числа курящих родителей подростков. Сделать вывод.

                Классному руководителю необходимо подготовить сведения о вреде курения, о содержании смол и никотина в сигаретах, последствий курения, подготовить необходимую литературу. При необходимом оборудовании данное мероприятие можно провести в школьной библиотеке.

Ход классного часа

1.Организационный момент. Подготовка к дискуссии.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Мы начинаем наш классный час. Я хочу, чтобы этот классный час принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы всерьез задумаетесь над темой нашего разговора.

- Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего классного часа. У вас есть четыре попытки. В словаре С.И. Ожегова о нем написано так:

- связанность явлений, предопределяющая их существование; обусловленность.

- подчиненность другим (другому) при отсутствии самостоятельности, свободы;

- находящийся в … от чего-нибудь; [10]

- на уроках математики вы говорите «… между величинами».

- Это слово «Зависимость»

- Мы сегодня проводим необычный классный час, нам понадобится дополнительная литература,  ваши домашние заготовки, ваше внимание и хорошее настроение.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Организация сознания школьников

- Для успешной работы на занятии я предлагаю вам разминку. Отгадайте еще одно слово, оно пригодится нам, чтобы сформулировать тему классного часа. Перед вами тест, ответьте на вопросы теста, выбирая букву верного ответа. Из выбранных букв  составьте  слово.

        Воспитанники берут приготовленные заранее листочки

1. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней из каждого года теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет?

Т. 30 дней 10 часов.                  П. 120 минут.                       Р. 120 дней.

2. Если молодой человек выкуривает в день примерно пачку сигарет по цене 50 руб. Какую минимальную сумму денег он тратит  на сигареты в месяц?  

    О.    500 руб.              А. 1500 руб.                    Е. 1000 руб.

3. Какой процент своего месячного заработка тратит тот же молодой человек (см п.2) на сигареты, если он зарабатывает 30000 рублей в месяц?  

Б. 5%.              Х. 12 %                     Е. 50 %

4. Посещение тренажерного зала в среднем стоит 300 рублей в час. На сколько часов больше  молодой человек (см п.2) мог заниматься в тренажерном зале, если бы не тратил деньги на сигареты?

    Н.  2 ч.              А. 3 ч.                      О.   6 ч.

5. В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы не курили?  

Т. 11904 чел.      Б. 210 чел.      К.  210 000 чел.

        Ответы на вопросы теста спроектированы на доску.

                             3.  Эмоциональный штурм

- Задуманное слово «табак». Итак, ключевые слова нашего разговора – зависимость, табак. Тема классного часа «Как не стать зависимым от табака».

Мы сегодня попытаемся  выяснить фактический вред от курения, рассмотрим его в цифрах. И может быть, после этого вам никогда не захочется закурить, и вы расскажете своим курящим близким, какой вред они наносят себе такой вредной привычкой. Как говорил Л. Н. Толстой:  «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом . [9]

        Классный руководитель демонстрирует  литературу, в которой можно найти фактическую информацию о вреде курения, последствий курения: «Новая популярная  медицинская энциклопедия», «Большая энциклопедия для настоящих девчонок», «Мальчик. Подросток. Юноша.» и др.

- А теперь проверим домашние заготовки. Демонстрируются презентации, выполненные учащимися совместно с родителями, воспитанники защищают свои исследовательские работы (приложение 1).

         Комментарий классного руководителя: в табачном дыму, помимо никотина, содержится большое число других веществ (бензопирен, синильная кислота, формальдегид, сероводород, аммиак и др.). Вредными считается около 30 из них. В первую очередь они входят в состав смол, которые обладают раздражающим действием на слизистую оболочку, а при длительном действии – и канцерогенным (т. е. вызывающим развитие рака и других злокачественных опухолей). В зависимости от сорта табака содержание смол составляет в нем 5,4 – 6, 6 %. [4]

- Вспомним математику и решим задачки (воспитанники работают в группах):

1 группа: На пачке сигарет читаем: «Смола 12 мг/сиг, никотин 0,8 мг/сиг». Сколько процентов смол содержит одна сигарета? На сколько процентов превышено содержание смол в табаке?  Ответ: 70%; 64 %.

2 группа: При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40 – 60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда?  Ответ: 16мг, 50 сигарет.

        Комментарий классного руководителя: Курящий наносит вред не только своему здоровью, но также и здоровью окружающих. Установлено, что примерно 2/3 дыма от сгоревшей сигареты попадает во внешнюю среду и загрязняет её никотином, смолами и другими вредными веществами. Подсчитано, что пребывание в течение часа в накуренном помещении равносильно «выкуриванию» 4 сигарет. И, к сожалению, родственники и близкие курящих против своей воли оказываются в положении «пассивных курильщиков». Поэтому в нашей стране и в развитых странах мира курение в общественных местах постепенно запрещают. [7]

        3 группа: Одна сигарета содержит до 2,1 мг никотина, яда, более сильного, чем стрихнин. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты? [1]

Ответ: 14  мг, 35 %

        

4. Дискуссия. Активизация мыслительной деятельности, столкновение разных точек зрения. Обсуждение вопросов

1. Какая польза от курения. Может быть, вред не настолько велик, и удовольствие или польза стоит некоторых неудобств?

2. Нужно ли проводить профилактическую работу среди подростков? Какую бы вы предложили?

3. Как вы думаете,  достаточно ли информации на табачных изделиях о вреде курения?

4. В класса отвечают на вопросы на карточках опроса.

- вред невелик, можно курить;

- вред велик, нельзя курить;

- не определился с выбором.

5. Назовите способы, как можно показать свое взросление, привлечь к себе внимание, как можно поднять свой авторитет в любой компании подростков, не прибегая к курению.

        Комментарий классного руководителя: В 17 случаях из 100 знакомство с сигаретами происходит в возрасте 8-9 лет, а если подросток выкурит хотя бы две сигареты, то в 70 случаях из 100 он будет курить всю жизнь. Курение подростков сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. Французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройства пищеварения. [7, 8]

Рисунок 1.

Печальная статистика о вреде курения в подростковом возрасте.

5. Американский психолог  Эрих Фромм (1900 – 1980) сказал: «Все, чем может помочь один человек другому, - это раскрыть перед ним правдиво и с любовью существование альтернативы». [2]

5. Подведение итогов классного часа

1. Какие способы у вас получились?

- Спорт, развитие интеллекта,  занятия музыкой, чтение  книг, игра в компьютерные игры, занятия в  кружках и секциях, красота.

- А почему именно красота?

- Чтобы быть красивым человеком, надо следить за своим здоровьем, интеллектом, развитием.

2. На карточках опроса учащиеся выражают свое мнение:

- сегодняшний разговор нужен и полезен;

- состоявшийся разговор – пустая трата времени;

- мне безразлично.

Использованная литература

  1. Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы: Методическое пособие. Алимова Т.М. - М.: 2003.
  2. Иванов, Петров, Сидоров. Книга для учителя.: Методическое пособие. – Новосибирск: Изд. «Эфлакс», 2003.
  3. Воспитание школьников 9/2001: «Школьная Пресса», 2001
  4. Мальчик. Подросток. Юноша. А.Г Хрипкова, Д.В. Колесов. М.: Просвещение, 1982.
  5. Большая энциклопедия для настоящих девчонок. – Мн.: «Соврем. слово», 2004. 
  6. http://anti-smoking.ru/stati/  Вред курения.
  7. http://www.websib.ru/  Влияние табака на организм
  8. Золотые россыпи. Тумаркин И. Б. – Одесса: «Маяк», 1964.
  9.  Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. – М.: Азбуковник, 1999.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя

Работа  классного руководителя по  сохранению и укреплению здоровья школьников,  воспитанию у них потребности в здоровом образе жизни....

Доклад на тему "Информационные технологии в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете, в котором подробно изложено, как ИКТ помогает в работе классному руководителю....

Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя

Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъект и объект. В традиционной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводилась роль объекта, которому старшее п...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»

В ходе мастер-класса будет продемонстрирован   метод восстановительной технологии,  прием   работы в рамках модуля    «Классное руководство» ...