Разработка классного часа "Мир толерантности"
классный час (6 класс)

Карпова Людмила Анатольевна

Цель: формирование толерантных установок у учащихся.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
  • способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»

Открытый классный час

Выполнила: Карпова Л.А.

Классный руководитель 6 класса.

2018 г.

Тема: «Мир толерантности».

Цель: формирование толерантных установок у учащихся.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
  • способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.

Этапы классного часа:

  1. Вступительное слово учителя (1-2 мин).
  2. Основная часть занятия- экскурсия по Миру толерантности (40 минут).
  1. Река знаний: ознакомить учащихся с понятием «толерантность», показать многоаспектность термина «толерантность».
  2. Дворец милосердия: обсудить проявления толерантности и нетерпимости в обществе.
  3. Город дружной семьи: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
  4. Берег согласия: дать возможность школьникам оценить степень своей толерантности.
  5. Залив талантов: показать функциональную роль чувства собственного достоинства, поддержать процесс формирования у воспитанников позитивной самооценки; дать возможность ребенку осознать свои способности, личностные черты.
  6. Волшебная лавка: дать участникам возможность выяснить, каких чувств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми; развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.
  7. Дерево толерантности: рефлексия, подведение итогов.
  1. Заключительное слово учителя (3 мин).

Форма проведения: виртуальная экскурсия по Миру толерантности.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, нарисованное дерево толерантности.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Вступительное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада.

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

        Тебе иногда приходят в голову интересные мысли. ты хочешь знать, как устроен мир, как общаются между собой живые вещества, человек или животное. Не зависимо от того, где ты спишь, радуешься или плачешь, что ты кушаешь, есть у тебя телефон, играешь ли ты в шашки или нет, каждый имеет право на любовь, признание другими и толерантное отношение к себе.

        Сегодня я приглашаю совершить экскурсию в Мир толерантности.

        Не для всех, может быть, понятен смысл этого слова, поэтому наша цель сегодня – разобраться в сущности понятия «толерантность», обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе. А чтобы Вы поняли, что это за мир, я расскажу Вам одну притчу.

        «Жили много лет назад два молодых человека – Тол и Ран. Тол – по образованию инженер, говорил обычно быстро, всегда на одной ноте и иногда резко и грубовато. Ран по образованию был психолог, говорил протяжно, мягко, словно усыплял собеседника. Они были друзьями и решили разводить сады, но у Тола цветы росли хилыми, неяркими и почему-то вяли, а у Рана цветы были радостные, красивые, жизнелюбивые. Не мог понять Тол, почему же у Рана такой красивый сад. Как-то оба юноши сидели на лужайке и беседовали. Тут-то Ран и признался Толу, что любит в своём саду каждый цветочек, дружит с каждой травинкой. После такого открытого разговора Тол долго думал о необходимости принятия других в этом мире, он всё понял, и сад его заблагоухал, и в честь этих двух юношей был назван цветущий, чувственный, понимающий, дружелюбный мир толерантности».

        Итак, давайте начнем нашу экскурсию по этому замечательному и загадочному миру.

        Вначале мы проплывем по реке Знаний. Что же она нам поведает?

Что же означает это слово на разных языках?

  • С французского – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе, нежели ты сам;
  • С испанского – способность признавать отличные от собственных идей или мнений;
  • С английского – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • С китайского – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • С арабского – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В Российской энциклопедии социологии толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям и идеям.

А мы продолжаем нашу экскурсию и приближаемся к Дворцу милосердия. Как вы думаете, почему в мире толерантности есть дворец с таким названием?

Удивительно мир многоликий,

Всё, теряя, его обретаем,

Был Бетховен глухим, но великим,

И Асадов был слеп, но читаем.

И тому, кто судьбою обижен,

Отчего бы не быть даровитым,

Оказавшись на корте в Париже,

Можно стать и без ног знаменитым.

Жить слепому поэту не просто,

В ранах сердца рождаются рифмы,

Но когда я иду по помосту,

Исчезают подводные рифы.

В этих словах слепого поэта Николая Омельченко, говорится о жизни людей с ограниченными возможностями, но, как вы думаете, помимо физических проблем отличаются они от других людей? Нет, они такие же равноправные жители нашей планеты, но к ним нужно относиться с пониманием и милосердием.

        Нельзя отрицать тот факт, что люди отличаются по возрасту, национальной принадлежности, вероисповеданию, политическим взглядам, уровню интеллектуального развития и темпераменту, и очень часто на почве таких различий возникают не терпимые отношения даже между близкими людьми. Но в Мире толерантности любят каждого, не сравнивая, ни с кем. Наверное, в этом мире есть Город дружной семьи. Давайте его посетим (звучит песня «Родина моя»).

        Давайте докажем, что мы с вами можем проживать в этом городе. И сделаем это с помощью простого упражнения.

На первый взгляд мы с вами все разные, но все, же можно найти и сходства (например: «Рита, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что, у нас с тобой одинаковый цвет волос» или «Мы похожи тем, что мы жители Земли», или «Мы одного роста» и т.д.).

Рита выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.

Посмотрите, оказывается, мы все чем-то похожи, мы держимся за руки, а это признак дружбы. Так давайте относиться друг к другу по-доброму, терпеливо и уважительно. Давайте поаплодируем друг другу (ребята садятся на места).

Но возникает вопрос, а все ли Вы проявляете толерантное отношение друг к другу? Выясним это на береге Согласия. Для этого я предлагаю выполнить небольшой тест, который поможет хотя бы приблизительно определить степень терпимости, уважение к чужому мнению. Условия проведения: отвечайте быстро, не задумываясь (приложение 1).

        А теперь подсчитайте баллы. Чем выше ваш балл, тем выше ваш уровень толерантности.

        Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все были преданными друзьями. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать окружающих таким, какие они есть, т.е. быть толерантными.

        Мне бы хотелось, чтобы вы задумались о результатах этого теста и при необходимости попытались изменить своё отношение с окружающими, покажите всем свой богатый внутренний мир.

        А определить свою ценность и значимость в мире мы сможем в Заливе талантов.

        У каждого из нас случаются приступы хандры, плохого настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Предлагаю вам вспомнить свои достоинства, достижения, способности, лучшие черты и записать их в таблицу (приложение 2). (учащиеся заполняют, затем несколько человек записывают).

        Посмотрите, мы только, что выяснили, что все мы одинаковые и одновременно разные. Оказывается вы такие талантливые и способные! Предлагаю из данной таблицы сделать себе памятку и  записать в неё все свои достижения. Если бы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать других.

        А все хорошие черты, которые вы указали в памятке, пригодятся вам в Волшебной лавке, куда мы сейчас и отправимся.

        В ней есть весьма необычные вещи: терпение, снисходительность, расположенность к другим и т.д. (приложение3).

        Я буду в роли продавца, а вы – покупателей. Предложу каждому из вас приобрести ту черту, которой вам не хватает, и попрошу взамен назвать то лучшее качество, которое вы записали в памятке.

        Я желаю, чтобы качества, которые вы приобрели в Волшебной лавке, помогли бы вам проявлять толерантное отношение к окружающим людям.

        Мы завершаем нашу экскурсию. И по традиции Мира толерантности каждый, посетивший его, должен вырастить дерево толерантности. Но сделать это возможно, если вы хорошо усвоили, по каким принципам и правилам живут толерантные люди. Я предлагаю вам выбрать из предложенных вариантов те, которые характеризуют толерантное отношение.(Выбирают и прикрепляют к нарисованному дереву магнитами).

Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось. (Дети по очереди зачитывают выбранные определения).

Заключительное слово учителя. Мир толерантности. Неважно, какого цвета твоя кожа, к какой национальности ты принадлежишь, где живешь – в роскошном многоэтажном доме или маленькой комнате, в какой школе ты учишься, какой статус имеют твои родители, как ты одет, есть ли у тебя свой сотовый телефон. Любить здесь также естественно, как дышать, и на доброту здесь нет запретов также, как на свет и воздух. В этом мире между людьми нет запрещающих заборов, нет преград и нет лишних людей, и никто не мешает одному человеку при встрече видеть другого, обрадоваться ему и протянуть руки ему навстречу.

        Раскрытые ладони и сердце одного здесь всегда встречают такие же ладони и сердце другого. Это прозрачный и спокойный мир, здесь много тепла и нежности и нет боли непонимания. Это простой и честный мир. Тут не надо завоевывать любовь другого через унижение более слабого, и не надо выгадывать или обманывать, потому что все, что человеку надо, есть в каждом для каждого.

Здесь нет ссор и войн, нет драк и клеветы, нет кличек и обзываний. Эта планета преисполнена изобилия добрых чувств. Ты нуждаешься в понимании – тебя поймут. Тебе хочется согреться – тебя согреют и сердцем, и руками, и дыханием, и всем теплом души.

Урока время истекло!

Я вам ребята, благодарна,

За то, что встретили тепло,

И поработали ударно!

Приложение 1

Тест

Вопрос

Ответ

Баллы.

  1. Предстоит ролевая игра. Что Вас устраивает?

А. Чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

Б. Чтобы играли те, кто незнает ещё правил

  1. Вы спокойно встречаете жизненные трудности?

А. нет

Б. да

  1. Болезненна ли для Вас ситуация, когда приходиться отказываться от своей идеи, потому что аналогичную идею предложили Ваши друзья?

А. нет

Б. да

  1. Вызывает ли у Вас неприязнь люди, которые нарушают правила общественного поведения?

А. они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

Б. не вызывают неприязни, если они не переступают допустимых границ.

  1. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые имеют иные, чем у Вас, верования, обычаи, намерения.

А. вам всегда это трудно сделать.

Б. сравнительно легко.

  1. Как вы реагируете на шутку, объектом, которой становитесь?

А. пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

Б. вы не переносите не шуток, ни самих шутников.

  1. Согласны ли Вы с бытующим мнением, что многие люди пытаются делать «не своё дело», стремятся казаться лучше, чем есть?

А. да

Б. нет

  1. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция?

А. вы рады за знакомого.

Б. Вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам.

 А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:

1-Б, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-Б, 6-А, 7- Б, 8-А. Сложите баллы.

Приложение 2

Мои достоинства

Мои лучшие черты

Мои способности и таланты

Мои достижения

Черты толерантной личности

  • Расположенность к другим.
  • Снисходительность.
  • Доброжелательность.
  • Доверие.
  • Чуткость.
  • Умение владеть собой.
  • Умение слушать.
  • Способность к сопереживанию.
  • Терпение.
  • Умение не осуждать других.
  • Гуманизм.
  • Способность к сопереживанию.
  • Чувство юмора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир толерантности

Слайд 2

Цели: Разобраться в сущности понятия «толерантность»; Обсудить проявления толерантности и нетерпимости в обществе.

Слайд 3

Река Знаний

Слайд 4

Что же означает это слово на разных языках? С французского – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе, нежели ты сам; С испанского – способность признавать отличные от собственных идей или мнений; С английского – готовность быть терпимым, снисходительным; С китайского – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; С арабского – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Слайд 5

Дворец милосердия

Слайд 6

Город дружной семьи

Слайд 7

Берег согласия

Слайд 8

Вопрос Ответ Баллы. Предстоит ролевая игра. Что Вас устраивает? А. Чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры. Б. Чтобы играли те, кто незнает ещё правил Вы спокойно встречаете жизненные трудности? А. нет Б. да Болезненна ли для Вас ситуация, когда приходиться отказываться от своей идеи, потому что аналогичную идею предложили Ваши друзья? А. нет Б. да Вызывает ли у Вас неприязнь люди, которые нарушают правила общественного поведения? А. они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать. Б. не вызывают неприязни, если они не переступают допустимых границ. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые имеют иные, чем у Вас, верования, обычаи, намерения. А. вам всегда это трудно сделать. Б. сравнительно легко. Как вы реагируете на шутку, объектом, которой становитесь? А. пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме. Б. вы не переносите не шуток, ни самих шутников. Согласны ли Вы с бытующим мнением, что многие люди пытаются делать «не своё дело», стремятся казаться лучше, чем есть? А. да Б. нет Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция? А. вы рады за знакомого. Б. Вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам. Тест

Слайд 9

Подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1-Б; 2-Б; 3-А; 4-Б; 5-Б; 6-А; 7- Б; 8-А. Сложите баллы.

Слайд 10

Залив талантов

Слайд 11

Мои достоинства Мои лучшие черты Мои способности и таланты Мои достижения

Слайд 13

Черты толерантной личности Расположенность к другим. Снисходительность. Доброжелательность. Доверие. Чуткость. Умение владеть собой. Умение слушать. Способность к сопереживанию. Терпение. Умение не осуждать других. Гуманизм. Способность к сопереживанию. Чувство юмора.

Слайд 14

Дерево толерантности

Слайд 15

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме: «Толерантная личность»

Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка на общечеловеческие ценности, улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и ме...

Методическая разработка классного часа для 9 класса на тему «Урок толерантности»

Материал для открытого урока для учащихся 9 класса лицея-интерната на туму "Урока толерантности"....

Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов по теме «Толерантность».

 Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов по теме «Толерантность».Тема выбрана  не случайно. В последнее время в подростковой и молодежной среде не все и не всегда относятс...

Методическая разработка классного часа "Что такое толерантность?" 10 класс

Президент России Путин В.В., выступая на встрече с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, заявил, что старые стандарты образования не решают проблем формирования лично...

Методическая разработка классного часа "ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ"

Классный час: ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИЦель урока:ознакомить учащихся с понятием «толерантность»;стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности...