Методическая разработка классного часа для 9 класса на тему «Урок толерантности»
классный час (9 класс) по теме

Григорьева Люция Нурисламовна

Материал для открытого урока для учащихся 9 класса лицея-интерната на туму "Урока толерантности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_urok_tolerantnosti.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат»

Методическая разработка классного часа для 9 класса

на тему «Урок толерантности»

Подготовила:

Григорьева Люция Нурисламовна,

воспитатель

Йошкар-Ола,

2013 г.

«УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Цели: 

 - способствовать развитию толерантного сознания

 - способствовать созданию в классе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки

 - формировать потребность в социально одобряемой деятельности

 Задачи:

- объяснить воспитанникам, что нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на цвет кожи, национальность, социальное положение, разные точки зрения;

- обосновать необходимость толерантного поведения для жизни общества и каждого человека в отдельности;

- объяснить, что быть толерантным – значит быть современным;

- убедить в том, что надо учиться принимать людей такими, какие они есть.

Материалы и оборудование:  фильм режиссера Гарри Бардина «Адажио», бумага для записей, ручки, кружки из цветной бумаги, памятки по составлению синквейна.

Фома проведения мероприятия – классный час.

Место проведения – ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат».

План проведения:

I.  Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня наш разговор будет посвящён толерантности. В последнее время, как вы знаете, эта тема затрагивается довольно часто и для всего мира имеет животрепещущий характер. Ведь современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважения к окружающим.

Наверное не всем из вас понятно слово толерантность, поэтому я попрошу Иванова Ивана  рассказать об истории  появления и значении термина толерантность.

Ученик Иванов Иван зачитывает заранее подготовленный материал.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм режиссера Гарри Бардина «Адажио».

Смотрим фильм (10 минут).

II.  Воспитатель задает несколько вопросов после просмотра фильма:  

1  вопрос: Как, по-вашему, в чём заключается основная идея фильма? Какую основную мысль режиссёр данного фильма хотел донести до нас?

Ребята работают в трех группах, после непродолжительного обсуждения, представитель каждой группы дает ответ.

Воспитатель : Вы говорите в правильном направлении, это философская притча, рассказывающая о серой толпе, которая не знает и не хочет знать своей истории. Нетерпимость к чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи — причина возникновения конфликтов в сегодняшнем мире.

2  вопрос:  Найдите параллели в мировой истории человечества, примеры из фильмов, мультфильмов.

Ответ от каждой подгруппы.

В случае, если у ребят возникают затруднения с примерами, воспитатель помогает им:

1) Джордано Бруно умер, со словами:"А она -вертится!" Умер за свою идею!

2) Жа́нна д’Арк. Она подняла народ на защиту Отечества против английских захватчиков и стала идейным лидером Франции. Тем самым она стала опасной для серой и несостоятельной массы у власти ,а попросту имела больший авторитет чем король.Эта толпа объявила ее ведьмой. Ее сожгли на костре инквизиции. Позже потомки признали ее выдающейся личностью ,а церковь признала ее святой.

      3  вопрос:   Найдите связь с сегодняшней жизнью класса,школы.    

Ответ от каждой подгруппы.       

Если возникли затруднения, воспитатель приводит свои примеры:

 1) все решили прогулять урок ,а один выделился и пошел на урок. А после ему устроят заговор." почему?"- потому что он не поддался стадному чувству, а имеет свое мнение и решительность что бы пойти против класса.

 2) ребята избегают новенького ученика в классе только потому, что он чем-то отличается от них.

      4  вопрос:   Скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать толерантный человек?

Ответ от каждой подгруппы.       

Воспитатель: Уважение к людям разных национальностей, вероисповеданий, общение с ними, принятие их культуры и ценностей – все ваши ответы совершенно правильные, и я с ними полностью согласна.       В сегодняшнем обществе мы наблюдаем активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. И эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем, а многие люди, которым выгодно разжигание межнациональной розни, ещё более подогревают их агрессивные стремления и желания.

      5  вопрос:   Какие еще слои общества нуждаются в дополнительном внимании и понимании со стороны окружающих? Каким образом мы можем проявить к ним свое внимание?

Воспитатель:  Да, вы правы, это, конечно же, люди с различными физическими или умственными недостатками, а также люди старшего возраста. Ведь толерантность – это не только умение принять культуру Китая или африканских стран, это ещё и умение видеть вокруг себя людей, которым нужна помощь и по возможности оказывать её. Ведь зачастую даже минимальное ваше действие, будь то перевод бабушки через дорогу или покупка продуктов для человека, которому трудно дойти до магазина, или просто уступив место в общественном транспорте, - всё это уже характеризуют вас как неравнодушную личность. И это тоже толерантность. Умейте видеть вокруг себя таких же людей, умейте им помочь словом и делом. И тогда вы сможете почувствовать себя полноценными гражданами России, которая, как я уже говорила, весь мир буквально своей кровью, своими сынами вытащила из страшной пропасти.

III.  Воспитатель проводит игру «Белая в ворона». Суть игры: ребята встают в круг, спиной друг к другу. Воспитатель раздает всем разноцветные кружки так, что у половины ребят в руках оказываются кружки одного цвета, у второй половины – другого, и лишь у одного из ребят кружок белого цвета. После того, как у каждого в руках появился кружок, ребята получают задание собраться в группы по цвету кружков. Таким образом, получаются две группы  и один отдельно стоящий ученик, не нашедший никого с таким же кружком.

Воспитатель задает вопросы, ребята отвечают:

-  Что ты почувствовал, оказавшись в роли белой вороны?

 - Какие чувства у вас возникли по отношению к тому, кто остался одинок?

 - Какие чувства у вас возникли, когда вы нашли похожего на себя?

 - А быть «белой вороной» хорошо или плохо?

 - Что было бы, если бы мы все вдруг стали совершенно одинаковыми?

IV.  Воспитатель: Ребята, вспомните, о чем мы сегодня с вами говорили и составьте, пожалуйста, синквейн на слово толерантность. (Памятки по составлению синквейна лежат на столах).

Каждая подгруппа составляет и зачитывает свой синквейн.

Пример синквейна:

  1. Толерантность.
  2. Доброжелательный, внимательный, разумный.
  3. Верить, любить, понимать.
  4. Мы непохожи друг на друга.
  5. Необходимость.

V.  Воспитатель: Ну, что ж, ребята, сегодня вы все были очень активными, мне было очень приятно с вами работать. Я рада, что многие из вас смогли показать себя как цельного и гармоничного человека.

Закончить наш классный час я хочу словами немецкого врача-психотерапевта, Фредерика Перлза:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям

И ты пришел в этот мир,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

Практическая реализация: классный час был проведен в естественнонаучном 9В классе ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат» г. Йошкар-Ола, 20.11.2013 года в форме открытого урока.

Список использованной литературы:

Список литературы

1.   Байбаков   A.M.   Введение   в   педагогику   толерантности:   учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002.

2.  Безлюлева Г.В, Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. -М.: Вербум, 2003.

3.   Берн   Э.   Игры,   в   которые   играют  люди.   Психология   человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М.С. Мацковского; Послесловие Л.Г. Ионина и М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992.

4.  Декларация принципов толерантности // Учительская газета. - 2003., 12 сентября.

5. Зюзько М.В. 5 шагов к себе: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1992. 6. На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2000.

6.     Рожков    М.И.,    Байбородова    Л.В.,    Ковальчук    М.А.    Воспитание толерантности у школьников: учеб.-метод. пособие. - Ярославль, 2003.

7. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2003.

8. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа (7 класс)

Данный классный час целесообразно проводить в начале учебного года...

Методическая разработка классного часа по теме: «Толерантная личность»

Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка на общечеловеческие ценности, улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и ме...

Методическая разработка классного часа "Что такое толерантность?" 10 класс

Президент России Путин В.В., выступая на встрече с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, заявил, что старые стандарты образования не решают проблем формирования лично...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа на день Знаний "Урок мира!"

Методическая разработка классного часа на день Знаний "Урок мира!"Разработчик: Егорова Екатерина Петровна, учитель иностранного языка...

Методическая разработка классного часа. ТЕМА: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ»

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Данное мероприятие направлено на развитие умения понимать чувства, настроения, м...