Сценарий родительского собрания "Первый раз в пятый класс"
материал (5 класс)

Регер Елена Александровна

Вводное родительское собрание в пятом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_pervyy_raz_v_pyatyy_klass.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Первый раз в пятый класс».

 Цель: 

  • знакомство классного руководителя с родительским составом класса;
  • оценка адаптационного периода в классе, пути решения и профилактика проблем;
  • определение перспектив развития детского коллектива.

 Задачи: 

  • создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия;
  • ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
  • ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности;
  •  провести выборы родительского комитета.

Ход собрания

1

Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер, уважаемые родители!

Я рада видеть вас на нашей встрече. Начало учебы в пятом классе – особый этап в школьной жизни. Особым он является не только для детей, но и для вас родителей. Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособится к ним. Вопросов и проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но и связаны с организацией жизни в школе в целом. Но прежде, чем приступим к поиску решения проблем, давайте познакомимся.

Представления классного руководителя, ФИО, стаж, предмет, стаж классного руководства, нагрузка

2

Активизирующая игра «Я - пятиклассник».

Проведем небольшую разминку. Представьте , что вы снова пятиклассник. Вспомните какие ожидания , трудности, страхи испытывали вы сами?

Родители называют, а классный руководитель заполняет таблицу

Ожидание успеха

Трудности

Повышение учебной успеваемости Ожидание приобретения новых друзей

Раскрытие новых возможностей и способностей

Страх снижения учебной успеваемости Трудность установления контакта с учителями

 Много учителей, кабинетов Непривычное расписание, новый режим

Проблемы со старшеклассниками

Слова учителя

Период решения проблем, вопросов называется адаптационный. У каждого ребенка он проходит в свои сроки у кого -то он проходит быстрее, у кого- то медленнее. И нам с вами предстоит сделать так, чтобы этот период прошел более безболезно. Для этого давайте разберёмся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

3

Особенности адаптационного периода

Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю и в этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. В данный период наибольшие изменения связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. На эмоциональное самочувствие ребенка в большей степени начинают влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Это все сопряжено с повышением тревожности, появлением неуверенности. Страхов, связанных с решением каждодневных задач. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянная тревога не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Некоторые родители , заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице», предпочитают загружать свободное время ребенка, а именно сейчас дети нуждаются в щадящем режиме. Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители заставляя детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей со своей неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок. В результате соответствовать запросам родителей и требованиям средней школы побуждает ребенка проявлять высокую активность, которая в свою очередь может выливаться как положительном , так и в в негативном направлении. Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения, преодолевать трудности, решать вопросы, делится своими успехами и переживаниями. Можно выделить четыре «камня преткновения»

Камень 1

«Изменения условий обучения»

Учась в начальной школе , ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время учитель знал , на что способен ваш ребенок, как его одобрить , поддержать , помочь разобратьсяв сложной теме. Ребенок спокойно развивался : приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и введению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. Сейчас же слово ОДИН меняется на слово МНОГО. МНОГО учителей, МНОГО предметов, МНОГО кабинетов. Рушится привычный мирок, и конечно, освоить все это непросто. Надо выучить новых учителей, расположение кабинетов, побегать по школе, некому напоминать какой урок следующий и в каком он кабинете. Ко всему прочему, необходимо вновь завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих.

Чем помочь? Каждый день можно интересоваться у ребенка какие уроки на завтра, как зовут учителя, в каком кабинете проходит урок.

Камень 2

«Изменение требований»

Адаптационный период усложняет рассогласованность требований разных учителей предметников. Все эти требования надо не только выучить , но и соблюдать, и не запутаться. Чем помочь? Во первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи» которые так затрудняют ребенку жизнь приносят и свою пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей. Во – вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила. Один из путей- совместное составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий.

Камень 3

 «Отсутствие контроля»

Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. ОН выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напоминал, что надо сделать домашнее задание, другому – чтоб он принес карандаши, третьему простить невыполнение домашнего задания и оставался с ним после уроков. Отслеживалось все. При переходе в 5 класс такой индивидуальный подход исчезает. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много разных параллелей. Запомнить все особенности каждого учащегося он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление , что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что – то не сделать- в общей массе это пройдет незамечено. С другой стороны появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах, не организовывает дополнительные занятия. Отсюда у части детей возникает некоторая регрессия: уходит к первой учительнице, играет с малышами, все время ходит за классным руководителем. А у других начинается восторженное опьянение свободой передвижения, которое чревато нарушениями школьных правил. Чем помочь? Такое отношение к ребенку может обидеть вас. КАК же так, ведь надо , искать индивидуальный подход ко всем ученикам. Конечно, доля истины в этом есть , и учителя прилагают максимум усилий для этого. Но быстро этот подход не находится. А во – вторых , опять – таки найдите и здесь свои плюсы: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность. Это есть прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнения заданий, даже когда тебя никто не контролирует. К тому же ребенок хочет свободы – вот ему и пробный шар.

Доверяй, но проверяй – дневник. Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнения дом. задания с учетом требований учителей. Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Камень 4

«Пробелы в знаниях»

За годы обучения в начальной школе практически у каждого появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный год. В 5 классе такого отслеживания не происходит. И , не усвоив тему ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку и тянет за собой шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки.

Чем помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте усвоение темы в классе. Важно чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения задания, мог объяснить свои шаги. Развивайте память, внимание, мышление. Итоги входных работ Завершая рассказ об адаптации, хотелось бы отметить : продолжительная школьная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями. (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, и тд)Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности и неуспешности, развивать у него стремление проверять свои способности и находить пути их совершенствования. 4. Организация совместной работы 1. выбор родительского комитета. 2. организация досуга 3. кошелек 4. внешний вид 5. правила безопасности 6. о следующем родительском собрании Все мы заинтересованы, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе.

Анкета для родителей

1.Ф.И.О. матери__________________________________________________

2.Год рождения, образование_____________________________________________________ 3.Место работы, должность телефон_________________________________________________________

4.Ф.И.О. отца.___________________________________________________ 5.Год рождения, образование_______________________________________

6.Место работы, должность телефон ________________________________________________________________________________________________________________________________ 7.Количество детей в семье (имя , возраст)________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Условия проживания семьи ________________________________________________________________

 9. Условия для занятий ребенка ________________________________________________________________ 10.Личностные особенности ребенка (замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности) ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

11. «Болевые точки» ребенка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Дополнительное образование (секции, кружки) ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________13. В каких делах класса могли помочь: Проведение бесед, организация экскурсий, ремонт мебели, организация походов, поездок, организация досуговой деятельности, другое ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Дополнительные сведения (одинокая мать, отец, беженцы, вдова (вдовец), многодетная семья, инвалиды, чернобыльцы и тд.) ________________________________________________________________

 15. Здоровье ребенка (хронические заболевания) ________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «В ПЯТЫЙ КЛАСС КАК В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

При обсуждении с родителями проблемы перехода из начальной школы в среднюю необходимо обратить их внимание на адаптацию детей к обучению в средней школе, на ее позитивные и негативные стороны, а также...

Сценарий родительского собрания в 5-ом классе «Формирование жизнестойкости обучающихся»

"Жизнестойкость − тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социаль...

Сценарий спортивного праздника для учащихся пятых классов «Я люблю спорт!!!»

Праздник проходит под девизом  «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»....

Сценарии родительских собраний для 5-9 классов

Разработки родительских собраний для среднего звена на различные темы...

Сценарий родительского собрания для 5-6 классов "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"

Сценарий родительского собрания для 5-6 классов "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"...

Сценарий родительского собрания "Первый раз в пятый класс"

Вводное родительское собрание  в пятом классе...

Сценарий классного родительского собрания в пятом классе

Сценарий классного родительского собрания в пятом классе...