Классный час "Взаимопонимание. На чём оно основано"
классный час (6, 7 класс)

Бурмистрова Елена Игоревна

Конспек урока-классного часа, посвященный проблеме взаимопонимания между сверстниками, родителями и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_vzaimoponimanie.doc381.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Классный час в 7 классе на тему: «Взаимопонимание. На чем оно основано?»

Цель: выявить уровень представления учащимися о взаимопонимании, раскрыть   причины отсутствия взаимопонимания, содействовать развитию умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

Задачи: 
1) помочь обучающимся понять ценность общения; 
2) раскрыть содержание понятия «общение»; 
3) показать значение общения в жизни человека; 
4) познакомить с правилами культурного общения. 

 Форма проведения мероприятия: диалог с элементами игры. 

Ход классного часа.

1. Просмотр мультфильма https://www.youtube.com/watch?v=2_8yUXy_yNQ 

2. Вступительное слово классного руководителя.

      Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть одиночества. Первым делом он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество.  

  Мы с вами в лучшем положении. Но, оказывается, установить правильные взаимоотношения в обществе, в котором мы живем, не всегда просто. Это общество составляют совершенно разные люди: разные по характерам, взглядам, воспитанию, по своим ценностям, темпераменту и т.д. Одни люди нам нравятся больше, другие – меньше. С одними нам приятно общаться, других нам даже видеть не хочется. Но взаимодействовать с разными членами человеческого сообщества нам необходимо. Как правильно относиться к людям, выстроить взаимоотношения с ними – об этом наш классный час.

3. Ассоциативный ряд.

А) Ученикам дается задание: составьте цепочку из 10-12 слов–ассоциаций к слову ДРУГ (назвать все слова, что пришли в голову в связи с этим понятием).

Б) Обсуждение (после выборочного заслушивания отдельных ответов).

  • Вы прекрасно выявили основные принципы дружбы и качества друзей. Акцентируем внимание на том, что лежит в основе взаимоотношений  (уважение, доброта, взаимопомощь, общение, умение уступать, совместная деятельность и т.д.).
  • Прилагали ли вы усилия для того, чтобы у вас были друзья,  или это получилось само собой?
  • Что конкретно вам приходится делать, чтобы поддерживать дружеские отношения?
  • Вывод: хорошие взаимоотношения между людьми – это труд.

На доске  записывается главное слово ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. По ходу классного часа будем добавлять к нему слова, помогающие раскрыть это понятие.

1 слово — труд

4. Работа по басне Эзопа «Солнце и Ветер».

Раздать листы с напечатанным текстом  басни (или показать текст на экране).

Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.

– Я докажу, что я сильнее, – воскликнул ветер. – Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился. Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.

Чтение басни и ее анализ по вопросам:

  1. В чем смысл спора солнца и ветра? (доказать силу).
  2. Какими методами действует ветер, какими – солнце?
  3. Чьи методы и почему дали результат?
  4. В чем же сила?

Вывод: доброжелательный и дружеский подход и понимание людей скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование.

2 слово — доброта

5. Работа над смыслом слова доброта.

     Доброта. Такое привычное слово. Что оно означает на практике?
    Доброта
– душевная чуткость, отзывчивость души, расположение к людям, участие, доброжелательность.

На кого направлена доброта – на себя или на другого?  Если только на себя, то такой человек называется эгоист.

     Давайте решим, добрый человек – какой он в жизни? Встаньте, когда высказывание характеризует добросердечного человека, и оставайтесь сидеть, если это не так:

  • любит быть в центре внимания;
  • вежлив в словах и поступках; 
  • думает о других прежде, чем о себе;
  • считает себя лучше других; 
  • преследует собственные интересы;
  • делает вид, что любит других, чтобы добиться их любви;
  • ценит и уважает других так же высоко, как самого себя; 
  • любит людей, старается помочь им.

Вывод:  надо проявлять любовь и уважение к людям, ценить их, чтобы всем окружающим было хорошо и тепло рядом с вами.

3 слово - любовь, уважение.

6. Упражнение «Ящик недоразумений»

 Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.

Формируются малые группы. Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта.

Задание: найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.

1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ...  Прокомментируйте ситуацию.

2-я ситуация. Учитель и ученик. Твое поведение не поддаётся никаким объяснениям! Почему ты носишься по коридорам во время перемен и обижаешь одноклассников?!

3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».

- Какова реакция девушки?

- Как бы вы сделали на месте мамы?

4-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ».

- Какова реакция ученика?

- Что бы вы сделали на месте учителя?

Заключение ведущего: среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других.

Деструктивный способ - решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Деструктивно мыслить - значит работать в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствование.

Вывод: если вы хотите иметь мир в сердце и во взаимоотношениях с окружающими, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.

4 слово - контроль мыслей и поступков.

Итак, мы с вами собрали составляющие слова «Взамиоотношения»

Взаимоотношения: труд, доброта, любовь, уважение, контроль мыслей и поступков.

А теперь скажите мне, что нужно добавить сюда для взаимопонимания?

7. Задание  «Улови настроение класса»

    Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умение по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремление и желание.

    «Два- три ученика  выходят из класса, а оставшиеся ребята договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать. (Радость, восторг, огорчение, удивление, обида, страдание и т.д.) Вернувшись в класс, учащиеся должны уловить настроение ребят ( по отдельным группам и в целом в классе)

8. Упражнение «Цветок души»

   - Каждому при рождении дается имя. Вы взрослеете, и вместе с вами растет и взрослеет ваше имя. Произнесите вслух свое «взрослое» имя.

У вас в руках «цветок вашей души». Посмотрите на него, почувствуйте его настроение. В центре цветка напишите то имя, каким вас называют друзья, близкие; имя, которое вам наиболее приятно, или то, каким хотели бы, чтобы вас называли.

- На двух лепестках своего цветка напишите самые главные качества, которые вас характеризуют, ваши достоинства. 4 лепестка оставьте свободными. Передайте свой цветок соседу. На одном из свободных лепестков он запишет то, что ему нравится в человеке, имя которого – в сердцевине цветка. Цветками обмениваетесь до тех пор, пока к каждому не вернется его цветок.

9.  Заключительная часть.

Заключение. В заключении хочется обратиться к словам великого педагога Сухомлинскому

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы окружающим тебя людям было хорошо».

Так давайте относиться к окружающим нас людям по-доброму. Пусть мы все разные, но надо помнить, что у другого могут быть такие качества, которых, возможно, нет у тебя. Жить в мире с собой и в согласии с другими людьми - это значит быть счастливым. Мне бы хотелось, чтобы вы научились беречь мир внутри себя и окружающих вас людей.

10. Рефлексия

Покажите мне своё настроение после классного часа: плохое, нормальное, хорошее

Ответьте на вопросы:

-Поможет ли тебе сегодняшний классный час с пониманием относится к одноклассникам, быть более сдержанным в общении?

-Что на классном часе произвело более яркое впечатление?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология – как одна из основ активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках физики

Представлена  статья, в которой рассматривается вопрос о проведении уроков физики с использованием игровой технологии. В качестве примера рассмотрена, разработанная автором игра  "Физич...

Классный час "Взаимопонимание. На чем оно основано?"

Данный классный час можно использовать в 7-9 классах. Проходит в виде психологичесгкого тренинга....

Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....

Классный час "На чём основано взаимопонимание"

Классный час "На чём основано взаимопонимание"...

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций. Классный час «Поговорим о деньгах»

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.Классный час «Поговорим о деньгах»...

Классный час по формированию основ здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье ребёнка, нормальный рост и развитие во многом определаются средой, в которой он живёт. Здоровьесберегающ...