Информационное сопровождение как способ профессионального самоопределения обучающихся
материал

Канавина Елена Викторовна

Описание работы по теме: Информационное сопровождение как спосою профессионального самоопределения обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационное сопровождение как способ  профессионального самоопределения обучающихся

В концепции модернизации Российского образования говорится, что одной из важнейших задач воспитания является «формирование у школьников  способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Составной частью социализации является профессиональное самоопределение, умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы.

Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.

Профориентационная работа  в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся  посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии. Для решения этой задачи используются формы и методы организации воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.    

Мы остановимся на информационном  сопровождении, так как в современном мире огромное изобилие информации по данному направлению. Кто,  как не классный руководитель,  сможет направить обучающихся на правильный отбор информации. Именно классный руководитель является центральной фигурой в системе профориентационной работы в школе , так как он  координатор всех воспитательных воздействий в классе.

При этом следует помнить, что усвоение учащимися любой информации и в частности профориентационного характера становится эффективным только при соблюдении определенных условий. Во-первых, необходимо сформировать положительное отношение обучающихся к восприятию профинформационного материала. Для этого важно, чтобы информация, которая предлагается ученикам, была согласована по содержанию и формам подачи с возможностями их восприятия и анализа. То есть речь идет о такой подаче  информационного материала, который соответствует познавательным возможностям обучающихся. Что же необходимо для того,  чтобы информационное сопровождение способствовало формированию осознанного, устойчивого и адекватного отношения учащихся к любой профессии? Нужно соответственно построить этот информационный материал. Он, прежде всего, должен быть не только доступным пониманию учащихся, но и объективным и всесторонним. Формы его подачи нужно достаточно разнообразить, чтобы обеспечить активизацию восприятия и умственную деятельность учащихся. Этой цели соответствуют различные формы организации информационного сопровождения. К ним можно отнести:

  1. Профессиограммы. Профе́ссиогра́мма  — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. 
  2. Экскурсии. Экскурсии профориентационной направленности представляют собой форму организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей. Это могут быть экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Посещение предприятий полезно и информативно, оно дает возможность увидеть структуру предприятий и виды деятельности на них.  
  3. Встречи со специалистами по различным профессиям. Это направление деятельности предполагает общение школьников с представителями различных профессий, учебных заведений, предприятий. На такую встречу можно пригласить выпускников школы, которые уже получили профессию и сделали успешную карьеру. Можно также попросить прийти родителей или других родственников учащихся, которые могут увлекательно рассказать о своей профессии и карьерном росте. Интересно было бы организовать встречи с семейными трудовыми династиями. 
  4. Классные часы. При проведении классных часов по профориентации могут использоваться такие методы работы как игры, беседы, конкурсы, доклады учеников о профессиях и путях их получения, обсуждение профессиональных планов.
  5. Профориентационные уроки. Профориентационные уроки призваны помочь школьникам в определении жизненных профессиональных планов, в прояснении временной перспективы будущего, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.
  6. Интернет источники. Интернет несет огромное количество информации, но необходимо эту информацию пускать в нужное русло. С помощью интернета можно найти огромное количество информации о профессиях, их особенностях, протестировать себя на склонности к каким-либо профессиям.   Мы активно пользуемся следующими интернет ресурсами: банк интерактивных профессиограмм, профориентатор (профориентационный портал Кузбасса), профвыбор.  

Актуальность профориентационной деятельности школы, а в частности классного руководителя,  очевидна. Грамотное информационное сопровождение профессионального самоопределения детей позволяет решать многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Очевидно, что если профессиональная перспектива реальна и привлекательна для учащегося, то это обережет многих подростков от необдуманных шагов и «соблазнов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"

Документ содержит программу профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"...

План работы ГБОУ СОШ с. Летниково по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на 2017-2018 учебный год

Цели:сформировать эффективную систему профессионального сопровождения учащихся и воспитанников в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда;создать условия для развития с...

Актуальность педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.П...

Доклад"Использование информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения обучающихся в коррекционных школах VIII вида".

В нашей Уруссинской   школе-интернате в основном обучаются дети с низким уровнем интеллектуального развития.   Для обучающихся  данного учреждения характерно  низкий уров...

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования Больше-Ломовисского филиала МБОУ "Пича...

«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...

Театр моды, как эффективный способ профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Расширение коррекционной развивающий среды для социализации, и профессионального самоопределения обучающихся с ментальными нарушениями...