Тьюторство- педагогическая технология поддержки
материал

     При встрече личности учителя и личности ученика происходят в педагогике великие достижения. Отношение» учитель – ученик» можно рассматривать как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружение» в проблемы и творчество другого человека. Но главное-это построение взаимодействия учителя и ученика, совместной деятельности по созданию и реализации программы образования школьника.Это и составляет основу всех современных воспитательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                            Выступление на педагогическом совете

                  Бокучава М.В.

                                                      Классный  руководитель 9а класса,

                                                            учительрусского языка  и литертауры.

                                                                                              Декабрь.2016г.

Тьюторство- педагогическая технология поддержки

     При встрече личности учителя и личности ученика происходят в педагогике великие достижения. Отношение» учитель – ученик» можно рассматривать как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружение» в проблемы и творчество другого человека. Но главное-это построение взаимодействия учителя и ученика, совместной деятельности по созданию и реализации программы образования школьника.Это и составляет основу всех современных воспитательных технологий.

Напомню их :

Современные воспитательные технологии

 технология проектного обучения;

 личностно-ориентированная технология;

  технология здоровьесберегающая;

 технология учебной деловой игры;

 технология развития критического мышления;

 технология КТД И. П. Иванова;

 технология проведения учебных дискуссий;

 Тьюторство – технология педагогической поддержки;

 технология создания ситуации успеха;

  шоу-технологии;

 ситуативные технологии.

             Одна из проблем, которая стоит перед педагогами - это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед нами  стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни, так как у значительной части выпускников не сформированы компетенции, востребованные на рынке труда. Также можно отметить низкий престиж образования. Основными характеристиками новой социокультурной реальности является множественность линий развития, «изменчивость и неустойчивость картин мира», как следствие, - неопределенность.

       Для достижения цели  пробудить в детях личную заинтересованность в приобретении  знаний необходимо развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Разные педагогические  технологии позволяют  не только выявить познавательные интересы, но сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения.

      Сегодня мне хочется познакомить вас с технологией тьюторства, как одной из современных технологий.«Тьюторское сопровождение» - термин, несмотря на частое употребление, относительно новый: в отечественной педагогической науке еще только формируется его четкое и однозначное понимание. Тьютор - ”tutor” в переводе с английского - педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor - заботиться, оберегать) связана с понятиями -«защитник»«покровитель»«страж.

   Корни тьюторства уходят в доисторические времена спартанской школы, затем та же система отношений культивировалась в средневековой Англии и сохраняется сегодня в привилегированных учебных заведениях.

В России специфика внедрения тьюторства появилась позднее.

Тьюторство в разных классах(см.слайд)

 

      Деятельность тьютора можно характеризовать со следующих позиций:  

позиция воспитателя -«Мастер»«Помощник»;

позиция воспитанника- «Ученик мастера»«Соавтор».

Стиль руководства - поддержка.

Мотив воспитателя - открытость, сотрудничество, поддержка личной инициативы ребенка.

Мотив воспитанника - созидание личного опыта, познание, сотрудничество.

Характер организации деятельности - творческие и продуктивные задания.

 Формы учебных взаимодействий - воспитанник активен, сам ставит цели.

Контроль и оценка - сравнение с предыдущим результатом, личные достижения, самооценка, рейтинг.

                  Говоря о  классном руководителе нельзя сказать, что мы являемся тьюторами

  в полном смысле этого слова, но зато смело можно утверждать, что мы активно используем технологию тьюторства. Поскольку  мы  являемся и организаторами, и консультантами, и наставниками; проводим процесс индивидуальной самоподготовки с учащимися , организуем различные мероприятия по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организуем их персональное сопровождение в образовательном пространстве; сопровождаем процесс формирования их личности (помогаем им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее

ЧТО НОВОГО

Классное руководство превращается в деятельность, ориентированную на личностное, индивидуальное развитие детей и подростков в процессе обучения. Задачи формулируются через описание тех изменений, которые мы хотим произвести в нашем воспитаннике. Классному руководителю следует уделять большое внимание и в ходе уроков и в воспитании -  формированию и развитию надпредметных компетенций .

Тьютор помогает ученику использовать результаты обучения, преобразовать его учебную программу, учебную деятельность в процесс своего собственного индивидуального развития.

Педагог-тьютор способствует: Определению старшеклассником индивидуальных образовательных целей .

Овладению самостоятельной образовательной деятельностью.

Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.

Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными для детей 20 века.

Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?»( клонится к их равнодушию!!) пришел на смену вопросу «Почему?»(любознательность!!). Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного школьника, а смысл поступков и действий.

Из собственной практики

На уроках и во внеурочной деятельности с учащимися стараюсь развивать у учащихся: аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение , выделять главное, делать выводы,синтезировать Ценностно-смысловые компетенции и ставить цели, отвечать за свои решения и поступки, слушать и слышать, проявлять толерантность, познавать себя и других.

 В процессе осмысления этого опыта появятся результат.

(Янин Женя- полная апатия, нежелание ничего, Науменко Дима-очень сложный характер ,Крылова  Валерия- страх-новая школа,новые одноклассники).

 !!!!Задача моя ,как классного руководителя-тьютора состоит в оказании помощи девятиклассникам в принятии решения о выборе направления и профессионального самоопределения последующего обучения,выявление и формирование запроса девятиклассника.

Выявление индивидуальных проблем.

Обучение способам принятия решений,

Анализ возможных ограничителей выбора профиля.

Содействие в определении необходимых «проб выбора»Оценка готовности к принятию решения.

Воспитание детей в школе  должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации.

Тьюторская деятельность является сложной и интегрированной. Она строится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной и тьюторской составляющих. 

    Интересный факт

Тьюторская педагогика в мире одна из самых дорогих, потому что тьютору оплата начисляется не за класс и не за урок, а за каждого ребенка, с которым он работает. Тьютор – это высокооплачиваемая должность. Вряд ли это возможно в России в государственных или муниципальных школах, вся надежда на частные школы, на поддержку родителей, готовых  платить за тьюторство, как за дополнительную услугу или учителей-энтузиастов, работающих бесплатно. Например, обучение в Кембридже с тьютором обходится учащимся в 60 000 долларов в год.

Вывод:

 Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. 

Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - ребенка, учителя, родителя - и тут же реализуются. 

Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… 

Учитель призван реализовывать мечты детей и к этому мы должны приложить максимум усилий. 

И ещё об  одной истине:

«Боги и дети живут там, где их хвалят»-сказал много веков назад великий Гомер.

            Так давайте сделаем всё, чтобы чаще хвалить наших учеников - наших детей.

Спасибо за    внимание .

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

поддержки Классный руководитель 9а класса, Учитель русского языка и литературы Бокучава М.В. 2016 г. декабрь Тьюторство - педагогическая технология поддержки.

Слайд 4

При встрече личности учителя и личности ученика происходят в педагогике великие достижения. Отношение» учитель – ученик» можно рассматривать как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружение» в проблемы и творчество другого человека. Но главное-это построение взаимодействия учителя и ученика, совместной деятельности по созданию и реализации программы образования школьника. Мне близки именно эти идеи, они положены в основе современных воспитательных технологий.

Слайд 5

Современные воспитательные технологии  технология проектного обучения;  личностно-ориентированная технология;  технология здоровьесберегающая ;  технология учебной деловой игры;  технология развития критического мышления;  технология КТД И. П. Иванова;  технология проведения учебных дискуссий;  Тьюторство – технология педагогической поддержки;  технология создания ситуации успеха;  шоу-технологии;  ситуативные технологии.

Слайд 6

Одна из проблем, которая стоит перед педагогами - это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед воспитателем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни, так как у значительной части выпускников не сформированы компетенции, востребованные на рынке труда. Также можно отметить низкий престиж образования. Основными характеристиками новой социокультурной реальности является множественность линий развития, «изменчивость и неустойчивость картин мира» , как следствие, - неопределенность.

Слайд 7

А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Педагогическая технология сопровождения, позволяющая не только выявить познавательные интересы, но сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения. Тьюторство – такая педагогическая технология. Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути

Слайд 8

Сегодня мне хочется познакомить вас с технологией тьюторства , как одной из современных технологий . « Тьюторское сопровождение » - термин, несмотря на частое употребление, относительно новый : в отечественной педагогической науке еще только формируется его четкое и однозначное понимание. Тьютор - ” tutor ” в переводе с английского - педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor - заботиться, оберегать) связана с понятиями - «защитник» , «покровитель» , «страж» .

Слайд 9

Корни тьюторства уходят в доисторические времена спартанской школы, затем та же система отношений культивировалась в средневековой Англии и сохраняется сегодня в привилегированных учебных заведениях. В России специфика внедрения тьюторства появилась позднее.

Слайд 11

Деятельность тьютора можно характеризовать со следующих позиций : позиция воспитателя - «Мастер» , «Помощник» ; позиция воспитанника- «Ученик мастера» , «Соавтор» . Стиль руководства - поддержка. Мотив воспитателя - открытость, сотрудничество, поддержка личной инициативы ребенка.

Слайд 12

Мотив воспитанника - созидание личного опыта, познание, сотрудничество. Характер организации деятельности - творческие и продуктивные задания. Формы учебных взаимодействий - воспитанник активен, сам ставит цели. Контроль и оценка - сравнение с предыдущим результатом, личные достижения, самооценка, рейтинг

Слайд 13

Говоря о классном руководителе нельзя сказать, что мы являемся тьюторами в полном смысле этого слова, но зато смело можно утверждать, что мы активно используем технологию тьюторства . Поскольку одновременно являемся и организаторами, и консультантами, и наставниками; проводим процесс индивидуальной самоподготовки с учащимися , организуем различные мероприятия по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организуем их персональное сопровождение в образовательном пространстве; сопровождаем процесс формирования их личности (помогаем им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее

Слайд 14

ЧТО НОВОГО Классное руководство превращается в деятельность, ориентированную на личностное, индивидуальное развитие детей и подростков в процессе обучения. Задачи формулируются через описание тех изменений, которые мы хотим произвести в нашем воспитаннике. Классному руководителю следует уделять большое внимание и в ходе уроков и в воспитании формированию и развитию надпредметных компетенций

Слайд 15

Тьютор помогает ученику использовать результаты обучения, преобразовать его учебную программу, учебную деятельность в процесс своего собственного индивидуального развития. Педагог-тьютор способствует: Определению старшеклассником индивидуальных образовательных целейОвладению самостоятельной образовательной деятельностьюОвладению культурными средствами самообразования, его институциональными формами

Слайд 16

Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании. Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными для детей 20 века. Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного школьника, а смысл поступков и действий.

Слайд 17

ИЗ СОБСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ На уроках и во внеурочной деятельности с учащимися стараюсь развивать у учащихся: аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение , выделять главное, делать выводы,синтезировать Ценностно-смысловые компетенции и ставить цели, отвечать за свои решения и поступки, слушать и слышать, проявлять толерантность, познавать себя и других. В процессе осмысления этого опыта появятся результат. (Янин Женя- полная апатия, нежелание ничего, Науменко Дима-очень сложный характер ,Крылова Валерия- страх-новая школа,новые одноклассники).

Слайд 18

Задача моя ,как классного руководителя- тьютора состоит в оказании помощи девятиклассникам в принятии решения о выборе направления и профессионального самоопределения последующего обучения,выявление и формирование запроса девятиклассника . Выявление индивидуальных проблем . Обучение способам принятия решений , Анализ возможных ограничителей выбора профиля . Содействие в определении необходимых «проб выбора»Оценка готовности к принятию решения .

Слайд 19

Воспитание детей в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. Тьюторская деятельность является сложной и интегрированной. Она строится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной и тьюторской составляющих .

Слайд 20

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Тьюторская педагогика в мире одна из самых дорогих, потому что тьютору оплата начисляется не за класс и не за урок, а за каждого ребенка, с которым он работает. Тьютор – это высокооплачиваемая должность. Вряд ли это возможно в России в государственных или муниципальных школах, вся надежда на частные школы, на поддержку родителей, готовых оплатить за тьюторство , как за дополнительную услугу или учителей-энтузиастов, работающих бесплатно. Например, обучение в Кембридже с тьютором обходится учащимся в 60000 долларов в год .

Слайд 21

Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - ребенка, учителя, родителя - и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей и к этому мы должны приложить максимум усилий.

Слайд 22

И ещё об одной истине: «Боги и дети живут там,где их хвалят»-сказал много веков назад великий Гомер. Так давайте сделаем всё, чтобы чаще хвалить наших учеников - наших детей.

Слайд 23

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

ТЬЮТОРСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ

   Цель деятельности тьютора - сопровождение процессастановления учащегося как субъекта собственной деятельности....

Приемы педагогической, психологической поддержки.

Педагогическая поддержка со стороны куратора – это система действий, направленная на сохранение и укрепление физического, социального и психологического потенциала в жизненно важных ситуациях его разв...

Проект "Лицейская площадь звезд" как технология поддержки талантливых выпускников

Лицейская площадь звезд – проект, автором которого является Борис Н. А., заместитель директора по образовательной политике МОУ «Лицей №1».Проект ориентирован на поддержку талантливых выпускников и при...

Методы педагогической защиты, поддержки детей, находящихся в трудных ситуациях

В данной статье рассматриваются трудные ситуации в жизни ребенка, его проблемы, методы педагогической защиты, поддержки, способы решения проблемных ситуаций....

Сборник материалов: лучшие механизмы тьюторства педагогических работников дополнительного профессионального образования

Сборник материалов включает лучшие механизмы тьюторства педагогических работников дополнительного профессионального образования педагогических работников дополнительного профессионального образования ...