открытый классный час в 5 классе "Я помню, я горжусь!"
план-конспект занятия (5 класс)

Байбарина Галина Григорьевна

Классный час для 5 класса. Тематика: Великая Отечественная война. Цели и задачи: воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и ее героев. В основе разработки рассказы учащихся о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войне, чтение стихов о войне, прослушивание песен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon кл. час "Я помню, я горжусь" 421.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Чижовская средняя школа»

План-конспект открытого классного часа

« Я помню…Я горжусь»

5 класс

Подготовила:

Байбарина Г. Г., учитель          

                                                                  русского языка и литературы

                                                                                   высшей  категории. 

                                    2016 г.

       МБОУ ЧИЖОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ПЛАН ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

« Я ПОМНЮ…Я ГОРЖУСЬ»

(в 5 классе)

                                       Классный руководитель:

                                                                    Байбарина Г.Г.

                     2014 год

КЛАССНЫЙ ЧАС В 5 КЛАССЕ

"Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!"

Цели:

  1. Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.
  2. Воспитание уважения и глубокой признательности прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.

Оборудование: В качестве сопровождения используется компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

Учитель: Дорогие ребята,   классный час  мы посвящаем самому главному событию нашей страны, 69 годовщине победы нашей страны над фашистской Германией. Мы часто встречаем в книгах, слышим с кино- и телеэкранов такие слова как “Отечество”, “Родина”, “Родина-мать”. И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились? Давайте обратимся за поиском ответа к словам русского писателя, исследователя русского языка Константина Ушинского:

“Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.”

К.Ушинский

Учитель: Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.

Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «АХ, ВОЙНА, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛА ПОДЛАЯ?».

Рассказ Михальченковой Марины о своём дедушке.

Мой дедушка

Мой дедушка, Михальченков Михаил Алексеевич, был на войне. В 1943г. его восемнадцатилетним пареньком призвали на фронт в действующую армию. На войне он был артиллеристом, командовал орудием. Ему было присвоено воинское звание старший сержант. На войне дедушка был ранен ( контужен). Он лежал некоторое время в госпитале. После выздоровления дедушка продолжил воевать и закончил войну в восточной Пруссии.

 За успешные боевые действия, дедушка был награждён правительственными наградами: медалями и орденом Великой Отечественной. После войны дедушка ещё служил в армии до 1950 года.

Я горжусь своим дедушкой. Ему выпали большие испытания в жизни. Вся юность его была опалена войной. В трудные послевоенные годы, мой дедушка работал в совхозе «Чижовский», поднимал сельское хозяйство.

Когда дедушка умер, меня ещё не было на свете. Как бы мне хотелось увидеть его живым, поговорить с ним, но это не возможно. В соей жизни я буду помнить всегда о моём дедушке и быть всегда достойной его памяти, любить свою Родину за которую воевал мой дедушка.  

 

Учитель: У каждого народа своя история, свои даты и переживания, связанные с ними. Но одну из них, жестокую и кровавую войну 40-х годов XX века, наш народ не забудет никогда. Великим испытаниям стала она для человечества.

      Тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны, посвящается…

    В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

   Сегодня я предлагаю вам ребята прочувствовать и пережить то,  через что прошли ваши сверстники во время Великой Отечественной войны. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они встретили войну в разном возрасте:  кто-то был на пороге юности, кто-то был подростком, а кто-то был совсем крохой.

 Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и  гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу.  Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.

Когда наш эшелон разбомбили, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на моих глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя".

      Фашистские нелюди стреляли в нас ради забавы, чтобы посмотреть, как мы в страхе разбегаемся, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.

           Нас заставляли выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю.

      Здесь все было вытоптано, утрамбовано и словно отцементировано сотнями сапог и ботинок. Здесь не то, что цветку - самой неприхотливой травинке не за что было зацепиться, не во что пустить корни. И вдруг шестилетний житель лагеря увидел за колючей проволокой это маленькое манящее чудо, цветок, которому он не знал названия. И он потянулся за ним, забыв обо всем на свете. Где ему было в те минуты помнить о строжайшем запрете лагерных властей: под угрозой расстрела не покидать пределов лагеря. Его сухонькое исхудалое тельце скользнуло под проволоку; и тут на мальчика обрушился град ударов. Резиновая плеть надзирателя только тогда перестала опускаться, когда его тщедушное тельце покинули последние признаки жизни".

       В лагере каждую неделю - баня. Но необычная это была баня, и люди её боялись, словно огня. Её окрестили "прожаркой". От такой "прожарки" с густым настоем хлорки многие теряли сознание, в том числе и мы с Валей. Но раньше отведённого на помывку времени никто не имел права выйти из бани. Наши же лохмотья "прожаривались" в другом помещении, потом выкидывались на улицу. В толпе не так-то просто было найти свою одежду".

       А как цинично нас "сортировали" на  пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И мы отчаянно тянулись вверх,  становились на носочки, казалось, обманем, останемся в живых, но как мы заблуждались,  ведь беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ « ВАРВАРСТВО»

Нина Дюк Гений (121151) 4 года назад

Муса Джалиль. ВАРВАРСТВО

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных.. . Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня.. .
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз.. .
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, --
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо.. .
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. --
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

 4 Сс


Учитель: Нашему народу выпало тяжкое испытание, он принял его! Сегодня мы вспомним Дни воинской славы России из календаря Великой Отечественной войны. Свидетели и творцы этой славы еще живы и хорошо помнят, как нелегко далась нам самая великая наша победа. Разговаривайте с ними о днях их молодости почаще, ведь ветераны не вечны, они уйдут, а с ними уйдет живая память о Великой Отечественной войне. Примеры их неподдельного мужества должны навсегда оставаться в наших сердцах, ибо благодаря ему живёт и наша Россия.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ « НЕИЗВЕСТНОМУ СОЛДАТУ»

Неизвестному солдату 


 

Он умер от семьи своей вдали, 
И гибели его нам неизвестна дата... 
К могиле неизвестного солдата 
Известные солдаты подошли... 
Мы этот образ до сих пор храним – 
Истерзанный свинцом лежал парнишка, 
И не было при нем военной книжки – 
Она в бою погибла вместе с ним. 
Пусть мы его фамилии не знаем, – 
Он был – мы знаем – верным до конца. 
И мы в молчанье головы склоняем 
Перед бессмертным подвигом бойца. 
И дружба воинов неколебима свята, 
Она не умирает никогда! 
Мы по оружию родному брату 
Воздвигли памятник на долгие года! 
Соединим же верные сердца 
И скажем, как ни велика утрата, –
Пусть нет фамилии у нашего бойца, –
Есть звание российского солдата! 
(М. Светлов) Я помню, я горжусь.

Николаева Вера Павловна родилась в 1921г. В деревне Утоки.

        Вера Павловна рассказывает: «В 1942г. Немецкие самолёты бомбили нашу деревню, потому – что там стояли военные машины. Вера Павловна попала под бомбёжку и была ранена. В 1942г. Через нашу деревню гнали пленных. Тех пленных, которые отказывались идти, их убивали и скидывали в кювет. В деревню Утоки был лагерь военнопленных.

        Во время войны Вера Павловна прятала своих маленьких братьев в лесу. В 1943г. Её призвали и направили в военизированный мостопоезд №425, где она находилась до 1947г.

        Восстанавливать мосты приходилось под рвущимися снарядами, бомбами, которые сбрасывали пролетающие над отрядом немецкие самолёты. Было голодно и холодно. Но никто не роптал, все знали ,что нужно помогать фронту, нужно прогнать фашистов с нашей земли.

Николаева Вера Павловна награждена медалью Жукова, юбилейными медалями ( 20. 30, 40, 50, 60 лет победы Великой Отечественный Войны). После войны Николаева Вера Павловна – была награждена медалью матери, за то, что вырастила пять детей, медалью « Ветеран труда », « Победитель СОЦ соревнований».

 

Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сегодня я хочу поговорить с вами о  героях  Безымянной Высоты.

ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ ПЕСНИ « НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ»

История создания песни «На безымянной высоте»

Пт, Апр 24, 2009

Истории создания песен

События, о которых поется в этой песне, не выдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м.

Сколько их, безымянных таких высоток оказывались подчас серьезной преградой на пути наших войск, освобождавших родную землю. Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить ее нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточенного боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь.

Бойцы, отбивавшие одну атаку врага за другой, нуждались хотя бы в кратковременной передышке для того,чтобы сменить и перезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды, перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Годенкин, решил отвлечь огонь врага на себя. В окровавленной и изодранной гимнастерке поднялся он во весь рост и пошел прямо на гитлеровцев.

Рука его была перебита, и потому он держал автомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошел метров пятнадцать — двадцать. Казалось, он шел очень долго. На этом пути был еще несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделать несколько шагов вперед.«Впервые об этом сражении я услышал от редактора дивизионной многотиражки Николая Чайки, когда служил в газете 2-го Белорусского фронта, -  вспоминает поэт М. Л. Матусовский. — Рассказ поразил меня. Позже я познакомился и с героями, оставшимися в живых. А припомнилось мне все это снова, когда в начале 60-х годов режиссер Владимир Басов пригласил меня и композитора Вениамина Баснера работать вместе с ним над фильмом «Тишина» по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Басов попросил нас написать песню, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двух  главных героев картины. Песню, не поражающую масштабностью и размахом событий. И тогда я вспомнил этот бой. В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение!..» Стихи были написаны, но с музыкой к ним дело не шло никак.«Когда третий вариант ее, — рассказывал потом композитор, — был забракован и поэтом, и режиссером картины «Тишина» Басовым, и старшим музыкальным редактором «Мосфильма» Лукиной. Я отчаялся, хотел вообще отказаться от этой работы. Но Басов, выслушав мои сомнения, сказал, что время еще есть, и просил продолжать поиски. Сердитый, ехал я домой, в Ленинград, и вдруг по дороге, в вагоне дневного поезда, почувствовал совершенно новую мелодию… Записать ее было нечем, не на чем — поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть…» Эту мелодию, родившуюся под стук вагонных колес, мы и слышим в картине, которая вышла на экраны страны в 1964 году. Пел песню за кадром артист Лев Барашков.

Но после фильма ее пели повсюду уже многие замечательные певцы. И пожалуй, самым лучшим и непревзойденным ее исполнителем был народный артист Советского Союза Юрий Гуляев. Теперь, когда слышишь эту песню, даже не верится что она сложена в послевоенную пору. Так и кажется, что она оттуда — из войны. Песня М. Л. Матусовского и В. Е. Баснера (род. в1915 г.) привлекла внимание и к судьбе ее реальных героев. Выяснилось, что после боя за высоту в живых осталось лишь двое… Один из них — Герасим Ильич Лапин — был оглушен и контужен в том бою. Засыпанный землей от разрыва снаряда, он пролежал под кустом до наступления темноты, а потом ползком добрался к своим… Другой защитник высоты — Константин Николаевич Власов — был ранен, попал в плен. Бежал, скрывался в лесу, а затем воевал в партизанском отряде…

 Оба они дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели их товарищей был сооружен памятник. Рядом с ним — землянка, над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни. Ближе к дороге — музей. Идущие мимо машины притормаживают и дают продолжительные гудки…

 «Я тоже не однажды бывал в этом музее. Внутри огромного холма — землянка в три наката, — пишет М. Л. Матусовский, — Заходишь вовнутрь, и у вас возникает ощущение, что бойцы только покинули ее. Нарубили лапник повесили шинели и каски. В углу стоит телефонный аппарат. А на деревянной стене в металле вычеканены строки из  нашей песни:

Мы не забудем, не забудем

 Атаки яростные те —

 У незнакомого поселка

 На безымянной высоте…

И когда там, на безымянной, звучала эта песня, я испытывал огромное волнение. Когда мы с композитором ее писали, нам не представлялось, что песня наша найдет такой отклик в душах людей — и ветеранов, и молодых…»

Дымилась роща под горою,

 И вместе с ней горел закат…

 Нас оставалось только трое

 Из восемнадцати ребят.

 Как много их, друзей хороших.

 Лежать осталось в темноте —

 У незнакомого поселка,

 На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,

 Как догоревшая звезда…

 Кто хоть однажды видел это,

 Тот не забудет никогда.

 Он не забудет, не забудет

 Атаки яростные те —

 У незнакомого поселка,

 На безымянной высоте.

Над нами «мессеры» кружили,

 И было видно, словно днем.

 Но только крепче мы дружили

 Под перекрестным артогнем.

 И как бы трудно ни бывало,

 Ты верен был своей мечте —

 У незнакомого поселка.

 На безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята -

 Друзья моих военных дней,

 Землянка наша в три наката,

 Сосна сгоревшая над ней.

 Как будто вновь я вместе с ними

 Стою на огненной черте —

 У незнакомого поселка  На безымянной высоте.

ПОКАЗ ВИДЕОФИЛЬМА И ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ.

Память — наша совесть 

 

Опять война, 
Опять блокада... 
А может, нам о них забыть?


Я слышу иногда: 
«Не надо, 
Не надо раны бередить». 
Ведь это правда, что устали 
Мы от рассказов о войне 
И о блокаде пролистали 
Стихов достаточно вполне.


И может показаться: 
Правы 
И убедительны слова. 
Но даже если это правда, 
Такая правда — 
Не права!


Чтоб снова 
На земной планете 
Не повторилось той зимы, 
Нам нужно, 
Чтобы наши дети 
Об этом помнили, 
Как мы!


Я не напрасно беспокоюсь, 
Чтоб не забылась та война: 
Ведь эта память — наша совесть. 
Она, 
Как сила, нам нужна... 
(Ю. Воронов)

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!

Объявляется минута молчания.

Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!

Р. Рождественский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, 5 класс "Я помню! Я горжусь!"

Классный час ко дню Победы в 5 классе....

Открытое заседание НОУ «Родники» МБОУ «Лицея № 6» города Курска «Я помню! Я горжусь!»

Немало боевых страниц в многовековой истории Курска. Но такой, каким стало лето 1943 года, не знал наш древний край. Находясь в центре Курской битвы, наша малая Родина, также как Орловщина и Белгородч...

Классный час "Я помню, я горжусь..."

Классный час посвящен 70-летию Победы"....

КЛАССНЫЙ ЧАС "Я ПОМНЮ!Я ГОРЖУСЬ!"

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне....

"Я помню! Я горжусь!" Сценарий классного часа

Классный час на основе местного материала по краеведению, посвящённый освобождению Тербунского района от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году...

Сценарий открытия музейной комнаты «Я помню! Я горжусь!»

Сценарий открытия музейной комнаты....

Сценарий классного часа "Я помню. Я горжусь."

Время стремительно бежит вперед. Стала историей  Великая  Отечественная  война. Уже выросло не одно поколение людей, никогда не слышавших ужасный вой сирен и грохот орудий. Много ...