Как не надо себя вести
методическая разработка (5 класс)

Инсценировка с целью заставить учащихся заду­маться о самих себе, побудить их к самокри­тичной оценке, исправлению своих недостат­ков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ne_nado_sebya_vesti.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Инсценировка "Как не надо себя вести"

Школьники не всегда видят свои отрицательные качества. Учитель должен помочь им задуматься о самих, себе, побудить их к самокритичной оценке, исправлению своих недостатков. С этой целью можно провести со школьниками VI классов инсценировку "Как не надо себя вести". Она поможет сформировать у ребят сознательную дисциплину, культуру поведения, чувства товарищества и дружбы. В, инсценировке используются стихи поэтов А. Барто, С. Маршака, Б. Заходера. Каждое стихотворение разыгрывается ребятами. Роли распределяются заранее. Дети используют плакаты, элементы одежды, помогающие лучше воспринять текст стихов. Инсценировка сопровождается музыкальными мелодиями. Ее участники исполняют куплеты, из детских песен. В инсценировке участвует 12—13 учеников, двое ведущих.

Ведущий. Ребята, в нашей школьной жизни еще много недостатков. Есть ученики, которые постоянно нарушают дисциплину: невнимательны, разговаривают на уроках, выкрикивают с мест, бегают, дерутся на переменах.

Вот что советовал писатель-Н. А. Островский: "Для самовоспитания надо прежде всего призвать самого, себя на собственный суровый, беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия... выяснить свои недостатки, пороки... и решить раз и навсегда, буду я с ними мириться, или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами иди я должен выбросить ее за борт".

Замечательные поэты Маршак, Барто и Заходер в своих стихах критиковали многие недостатки школьников и рекомендовали избавляться от них. Прислушайтесь к их советам, постарайтесь стать дисциплинированными и серьезными учениками, настоящими товарищами, добрыми друзьями.

Ученик. Посмотрите инсценировку стихотворения С. Маршака "Угомон".

Что случилось нынче в школе.

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс

И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша.

Он сказал: "Ребята, тише!"

"Тише!" — крикнули в ответ

Юра, Шура и Ахмет.

"Тише! Тише!" — закричали

Коля, Оля, Галя, Валя.

"Тише! Тише!" Тишина!" —

крикнул Игорь у окна.

"Замолчите!" — на весь класс

басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья

Просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон…

Вдруг явился Угомон.

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

"Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам!"

Ведущий. К сожалению, в школе не изжиты драки ребят в классах, на переменах. Поэт Б. Заходер рассказал об .этом в стихотворении "Мы — друзья".

Первый ученик.

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый,

Я — худой.

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!..

(Звучит первый куплет песни В. Шаинского "Все мы делим пополам".)

Второй ученик.

Дело в том, что он и я

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем.

Даже вместе... Отстаем! ' '

Первый ученик.

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

Второй ученик.

Что-то, Вова,

Позабыл.

Первый ученик.

И я забыл!

Ну не важно! Дрались честно,

Как положено друзьям!

Я как стукну!

Второй ученик.

Я как тресну!

Первый ученик.

А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Словом, скромничать не буду —

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим — что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

(Девочка делает вид, что обливает мальчиков из ведра.)

Второй ученик.

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

— Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя.

(Вновь звучит мелодия песни В. Щаинского "Мы — друзья".)

Ведущий. Во время перемены вы, ребята, должны отдохнуть, мысленно приготовиться к следующему уроку. Ну, а вы на самом деле как себя ведете в перемену, что делаете? Об этом хорошо рассказал С. Маршак в стихотворении "Перемена".

Ученик.

Перемена! Перемена! —

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог —

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

продремавший весь урок,

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним б-о-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он гляди какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел;

Он постав ид три подножки

Ваське, Кольке и Сережке,

Покатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся, с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачу,—

Словом, сделал все, что мог!

Ну, а тут — опять звонок...

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем!

— Ничего,— вздыхает Вова,

На уроке отдохнем.

Ведущий. Надо строже относиться к себе. Чем жестче человек относится к себе,— утверждает выдающийся шахматист Анатолий Карпов,— тем большего он может достичь в жизни". Каждый день и час приказывайте себе: "Я должен", мобилизуйте свою волю, преодолевайте трудности, добивайтесь поставленной цели. Известный всем вам писатель Жюль Верн в своей книге "Пятнадцатилетний капитан" написал: "Кто, с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица... тот предназначен: для больших дел, ибо в нужный; день и час у него найдется воля и сила для свершения их".

Ленивые люди ищут и находят для себя оправдательные аргументы. Часто они оправдывают себя нехваткой времени. Но на его недостаток чаще всего жалуются те, кто впустую растрачивает время.

А вот еще аргумент, к которому прибегают ленивые люди: "Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней". Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет вдохновение. Глубокое заблуждение! Чтобы втянуться в работу, нужно в начале ее приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение. Но этих волевых усилий и боится малодушный ленивец. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым.

        Ученица. Послушайте юмористическое стихотворение .С. Маршака:

Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня, бы мыло —

Хорошо бы это было!

Если б, скажем, мне волшебник

Подарил такой учебник,

Чтобы он сам бы мог

Отвечать любой урок.

Если б ручку мне в придачу,

Чтоб могла решить задачу.

Написать диктант любой —

Все само, само собой!

Если б книжки и тетрадки.

Научились быть в порядке,

Знали все свои места —

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут бы мама перестала

Говорить, что я лентяй...

Ведущий. Сейчас группа ребят покажет инсценировку стихотворения С. Маршака "Кот и лодыри".

Ученик.

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

Ребята, исполняющие роль лодырей, бросают портфели, изображают катание на коньках. Затем они, пританцовывая, исполняют первый куплет и припев песни композитора Е. Крылатова "Маленькие дети".)

Ученица.

Видят, видят, лодыри: из ворот

Хмурый и ободранный кот идет.

(У мальчика, изображающего кота,— усы, ушки, хвост, на руках перчатки, "лапки" согнуты.)

Спрашивают лодыри у него:

— Ты чего нахмурился? Отчего?

Замяукал жалобно серый кот:

— Мне коту усатому скоро год.

И красив я, лодыри, и умен.

Школа не построена для котят.

Научить нас грамоте не хотят.

А теперь без грамоты пропадешь,

Далеко без грамоты не уйдешь.

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть!  

Отвечают лодыри:

— Милый кот, нам пойдет

Двенадцатый скоро год.

Учат нас и грамоте и письму,

А не могут выучить ничему.

Нам учиться, лодырям, что-то лень,

На коньках катаемся целый день.

Мы не, пишем грифелем на доске,

А коньками пилим мы на катке!

Отвечает лодырям серый кот

— Мне коту усатому скоро год.

Много знал я лодырей вроде вас,

А с такими встретился в первый раз!

Ученик. Послушайте стихотворение А. Барто "Лешенька".

Лешенька, Лешенька,

Сделай одолжение:

Выучи, Алешенька,

Таблицу умножения!

— Миленький, хорошенький! —

Мама просит сына,

Ходит за Алешенькой

Чуть не вся дружина.

Охает вожатая:

— Единица в табеле!

Значит, мы внимание

К мальчику ослабили.

— Лешенька, Лешенька,

Сделай одолжение:

Выучи, Алешенька,

Хоть первое; спряжение.

Отвечает Лешенька:

— Вы просите пуще.

Я же несознательный,

Я же отстающий.

Лешенька, Лешенька,

Сделай одолжение...

Так и не меняется

Это положение.

Ведущий. Многие ребята из нашего класса бывают несобранными, неусидчивыми при выполнении домашних заданий. Они часто откладывают их выполнение, а делая задания, постоянно отвлекаются. Все это мешает им хорошо учиться. Об этом рассказал писатель Б. Заходер в стихотворении Вредный кот".

(Во время чтения этого стихотворения один мальчик исполняет роль кота.)

Первый ученик.

— Петь, здорово!

Второй ученик.

— Здравствуй, Вова!

Первый ученик.

— Как уроки?

Второй ученик.

— Не готовы...

Понимаешь, вредный кот

Заниматься не дает!

Только, было, сел за стол,

Слышу: "Мяу".

Ты зачем пришел?

Уходи! — кричу коту.—

Мне и так... невмоготу!

Видишь, занят я наукой,

Так что брось и не мяукай!"

Он тогда залез на стул,

Притворился, что уснул.

Ну и ловко сделал вид —

Ведь совсем как будто спит!

Но меня же не обманешь.

"А, ты спишь?

Сейчас ты встанешь!

Ты умен, и я умен!"

Раз его за хвост.

Ведущий. Послушайте стихотворение А. Барто "Сережа учит уроки".

Первый ученик.

Серёжа взял свою тетрадь,

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Второй ученик.

Но тут как раз пришел монтер.

Сережа начал разговор

О пробках, о проводке.

Через минуту знал монтер,

Как нужно прыгать с лодки,

И что Сереже 10 лет,

И что в душе он летчик,

Но вот зажегся свет

И заработал счетчик.

Первый ученик.

Сережа взял свою тетрадь,

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но вдруг увидел он в окно.

Что двор сухой и чистый,

Что дождик кончился давно  

И вышли футболисты.  

Он отложил свою тетрадь —

Озера могут подождать.

Второй ученик.

Он был, конечно, вратарем,

Пришел домой

Не скоро,

Часам примерно к четырем

Он вспомнил про озера.

Он взял опять свою тетрадь,

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Первый ученик.

Но тут Алеша, младший брат,

Сломал Сережкин самокат.

Пришлось чинить два колеса

На этом самокате,

Он с ним возился полчаса

И покатался кстати.

Но вот Сережкина тетрадь

В десятый раз открыта.

— Как много стали задавать! —

Сказал он вдруг сердито.—

Сижу над книжкой до сих пор

И все не выучил озер.

Ведущий. Ну а что же порой мы видим на уроках? Посмотрим, чем заняты наши одноклассники.

Ученица читает стихотворение Б. Заходера "Морской бой":

Что за шум на задней парте?

Ничего нельзя понять.

Кто-то там шипит в азарте:

Е - один!

А - шесть!

К -пять!

Это снова Вова с Петей

Позабыли все на свете:

На уроках день-деньской

Бой идет у них морской!

Бьются два военных флота

На листочках из блокнота.

Вова с Петей не пираты,

Не берут на абордаж,

А наводят на квадраты

Дальнобойный карандаш!

И противника догонят

Залпы меткие везде!

Вот линейный крейсер тонет

В разлинованной воде.

Вот уже близка победа:

Миноносец бьет в упор...

Ну, еще одна торпеда —

И на дно пойдет линкор!

Но внезапно все пропало:

 Море, волны, корабли...

Прогремело Громче шквала:

— Курс на доску, адмиралы!

Адмиралы; на мели...

Петька, друг, спасай — тону!

— Я и сам иду ко дну!

Часто терпит поражёнье

Самый храбрый адмирал,

Если место для сраженья

Неудачно он избрал!

Ведущий. Многие ребята, к сожалению, очень грубы друг с другом, с родителями и учителями. Иногда в школе ведут себя хорошо, ну; а после школы... Об этом говорит А. Барто в своем стихотворении "Любочка".

Ученик.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

(Звучит полька. Любочка танцует под нее.)

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

(Звучит полька. Любочка танцует под нее.)

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит с порога,

Объявляет на ходу:

 — У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае

— Она билета не берет,

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

— Фу, какая теснота!

Говорит она старушке:

— Это детские места.

— Ну, садись! — вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

Ведущий. В классе много таких ребят, кто по поводу и без повода жалуется на всех остальных учительнице и родителям. У них возникает привычка постоянно и порой несправедливо в чем-то обвинять, обличать окружающих, преувеличивая их действительные недостатки, не, говоря уж о мнимых. Такие ребята становятся недоброжелательными, нетерпимыми, спесивыми по отношению к людям. Как правило, окружающие их не любят, избегают с ними общаться. Стоит хорошенько подумать, стоит ли так вести себя.

Ученица.   Послушайте стихотворение А. Барто "Сонечка":

Тронь ее нечаянно

— Сразу: — Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

— Ой, я укололась!

— Слышен Сонин голос.

— Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

— Голова болит...

Я бы полежала бы —

Мама не велит.

— Сговорились мальчики!

— Мы откроем счет:

Сосчитаем жалобы —

Сколько будет в год!

Испугалась Сонечка

И сидит теперь тихонечко.

Ведущий. Посмотрим, как обстоит дело с вежливостью, особенно у мальчиков.

Ученик читает стихотворение А. Барто "Вежливый поступок":

Было лето,

Пели птички...

Павлик ехал в электричке.

Вдруг на станции Фили

Две девчонки в дверь вошли.

(Звучит любая современная мелодия.)

Не толкаются девчонки,

Скромно стали в уголке

И беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял:

Иностранки!

Это видно по осанке!

Может быть, они туристки,

Первый раз у нас в стране?

И с трудом он по-английски

Произнес: — Позвольте мне

Пригласить вас на скамью!

Ну, а сам я постою!

Было лето,

Пели птички...

Две девчонки

В электричке

Сели около окна.

— Между прочим,

Мы москвички,—

Улыбается одна.

Павлик крикнул:

— Как же так!

Значит, я...

Попал впросак?!

И теперь не пьет,

Не ест он!

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место —

Неизвестно почему.

Ведущий. Ребята, вы часто, обсуждая какое-либо общее дело, беспричинно спорите, ругаетесь между собой. В результате задуманное дело остается невыполненным. Будьте благоразумны и помните об общих интересах.

Ученик читает стихотворение А. Барто "Про один квартет":

Басню выбрали давно,

Распределили роли,

Решило выступить звено.

На утреннике в школе.

Решили девочки прочесть

"Квартет" (такая басня есть).

Светлане роль не подошла:

— Я вовсе не упряма,

Зачем же мне играть осла?

Мне не позволит мама.

Артистки начали шуметь,

Одна кричит: — Она медведь,

А вовсе не мартышка!

Кричит другая: — Чур! Чур!

Сказала я еще вчера:

Я, косолапый мишка.

Проходит день, и два денька,

Потом проходит пять —

На репетиции никак  

Артисток не собрать.

Пришел козел и сел за стол.  

Но нету соловья.

— Ну, если так,— сказал козел,—

Тогда уйду и я!

(Козел уходит под музыку.)

Проказница-мартышка

Умчалась на каток,

И косолапый мишка,

Схватив свое пальтишко,

Пустился наутек.

То нет мартышки,

То козла

Куда-то тетя увезла,

То мишка косолапый

Ушел на лыжах с папой...

Ребята (хором):

Когда в товарищах согласья нет,

Не прочитать им и "Квартет".

Учительница. Ребята, многие из вас не записывают в дневнике задание на дом. В результате, когда приходит время делать уроки, вы не знаете, с чего начать, и пытаетесь узнать об этом у товарищей по телефону. Вы нервничаете, теряете время, зря занимаете телефон, мешаете соседям. Чтобы этого избежать, советую вам овладеть приемом самоубеждения, самоприказа. Вы говорите себе: "Я должен это сделать!". И делаете — записываете в дневник задание. По самоприказу можно вставать рано утром с постели, выполнять режим дня, соблюдать дисциплину, совершенствовать свои личные качества, выполнять трудную работу.

Ученик читает стихотворение А. Барто "Почему телефон занят?":

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой —

Ответственные лица:

Живут у нас три старших школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики,

И начинаются звонки —

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

— Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи!

Все снова по порядку.

Ну, ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

— Сережа, вот какой вопрос:

Кто полушария унес?

Я в парте шарил, шарил,

Нет карты полушарии!

Не замолкают голоса.

Взывает в трубке кто-то:

— А по ботанике леса,

Луга или болота?

Звонят, звонят ученики.

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан.

Ведь телефон-то рядом:

Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки.

Ведущий. Всегда ли вы готовы прийти на помощь другим? Если быть честными перед собой, то не всегда.

Помните, что люди, которые бескорыстно способны помочь другому, даже незнакомому человеку, сделать для него доброе дело, чем-то поделиться с ним, заслуживают всеобщую любовь и уважение. Канадский ученый Г. Салье справедливо считает: если ты хочешь, чтобы тебя любили (а это нужно каждому человеку!), то должен добиваться этого, делая что-то хорошее для других, порой даже отказываясь от того, что нравится тебе. Вот почему даже самые большие эгоисты способны отказаться от своего эгоизма во имя того, кто их любит, оберегает, заботится, чтобы не потерять этого человека.

Ученик читает стихотворение Д. Барто "Наташа":

Встали девочки чуть свет,

В сад спешит бригада.

Говорит Надюша вслед:

— Больше всех им надо!

Посадили деревца,

И заботы хватит.

Для чего же без конца

Бегать поливать их?

В гости к девочке больной

В праздник шла бригада.

Снова голос за спиной:

— Больше всех им надо!

Я у девочки больной

В будни посидела.

Что мне тратить выходной

На такое дело?

— Надя, где твоя душа? —

Говорит, бригада.

И, орешки шелуша,

Надя молвит не спеша:

— Для чего же мне душа?

Больше всех мне надо?!

Ведущий. Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить. Но если кто-то прикидывает: "А что я с этого буду иметь?", то это не дружба. Она всегда бескорыстна.

Послушайте стихотворение А. Барто "Требуется друг":

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки.

А характер кроткий.

Я шепчу: — Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты, учти —

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

— Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

А девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: — А ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать —

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы! Говорят:

— Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг.

Ведущий. А сейчас пусть на себя посмотрят мальчики: умеют ли они помочь девочкам, а главное, хотят ли?

Ученик читает стихотворение А. Барто "Рыцари":

В коридоре, в классе ли —

Всюду парты красили,

Терли краску, терли мел,

Каждый делал, что умел.

Труд делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Девочки, девочки.

А два парня-крепыша

Стул тащили не спеша.

(Звучит бравурная музыка, например марш тореадора.)

Ведущий. Как часто ребята дают одноклассникам прозвища-ярлыки, которых многие стесняются.

Ученик читает стихотворение А. Барто "Тупица":

Мальчишка круглолицый

Хитро прищурил глаз.

— Слыхали, я тупица,

Тупица я у нас!

А если я тупица.

Что в школу, торопиться?

Шестьсот гусей на тридцать

Помножить я не мог.

"Петров, не будь тупицей",—

Сказал, мне педагог.

Все стали веселиться:

"Тупица он, тупица!"

Прилипло, словно пластырь,

Ко мне это словцо!

"Привет, тупица, здравствуй!" —

Мне все кричат в лицо.

Смеются все: тупица!

А матери не спится...

Во двор бы приходила —

Нет, там я не тупой,

Я первый заводила,

И все за мной толпой.

А в школе я — тупица.

Ну что ж, мне утопиться?

Нет, я не унываю,

Я прицеплюсь к трамваю

И еду, напевая.

Тот мямля, тот тупица,

А этот бестолков.

Нельзя ли обходиться,

Друзья, без ярлыков?

Ведущий. Мы надеемся, что из того, о чем здесь шла речь, вы сделаете выводы. А о том хорошем, что появилось в поведении ребят после этой инсценировки, мы поговорим в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как себя вести. (Практикум по культуре поведения для учащихся 5 класса).

В классном часе рассказывается ол правилах поведения в общественных местах....

Беседа:"Как себя вести"

о правилах поведения в общественных местах, истории этикета...

Беседа: "Как себя вести"

о истории этикета, правилах поведения в общественных местах...

Классный час «Умеем ли мы себя вести»

Главная цель занятия - развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, трансп...

Классный час "Как не надо себя вести"

Предлагаю сценарий классного часа , который я проводила в 6 классе....

Практикум "Как себя вести" для учащихся 5 класса.

Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях....

Комикс "Приключения 5"А" класса в столовой, или как не надо себя вести"

Правила поведения в столовой на основе известных плакатов. Сделано совместно с детьми....