Беседа с девочками "Межличностные отношения"
классный час

Дзреян Татьяна Хугасовна

Беседа с девочками "Межличностные отношения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Беседа с девочками29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с элементами дискуссии для 7 класса «Как аукнется, так и откликнется»

Цель: учить ребят быть внимательными, доброжелательными к людям, уметь вовремя прийти на помощь, быть уверенными в себе во всех делах.

Ход классного часа

1. Введение в тему.

Классный руководитель. На одном из классных часов мы с вами, ребята, говорили о человеческих чувствах. А позже в анкете вы назвали положительные и отрицательные чувства, которые вам уже пришлось пережить в жизни. Многие из вас к положительным чувствам отнесли любовь. Что это за чувство? В чем оно проявляется?

Плохо без любви, холодно. Мы чувствуем себя никому ненужными, незащищенными, легкоуязвимыми. Страдаем от одиночества, мечтаем о том, чтобы нас, наконец, заметили и выделили из всех, признали, по достоинству оценили нашу индивидуальность, неповторимость. Ну а как вы сами относитесь к людям? Всегда ли доброжелательны, открыты, приветливы, элементарно вежливы?

К этому классному часу я попросила вас, ребята, вспомнить ситуации из вашей жизни, когда вы пытались обратиться к человеку с какой-нибудь просьбой, спрашивали что-то, а в ответ получали «ушат ледяной воды».

- Дайте пояснение выражению «ушат ледяной воды».

- Расскажите, пожалуйста, о том, какие чувства вы испытывали тогда. (Ребята рассказывают.)

2. Обсуждение проблемы людской черствости и душевной теплоты.

Классный руководитель. Что же с нами стало? Почему часто отталкиваем друг друга, незаслуженно оскорбляем? Почему боимся раскрыться, продемонстрировать готовность понять, помочь? Как вы думаете? (Учащиеся отвечают.)

Да, верно, я тоже думаю, что одна из причин - неуверенность в себе. Боязнь, что нас не так поймут, «поставят на место», «отфутболят». Мы все время начеку, все время готовы к отпору, как и окружающие нас люди. Вот тут и срабатывает «закон общения»: мы «отзеркаливаем» отношение к нам других людей. Иначе его можно сформулировать законом нравственности: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.

Получается замкнутый круг. Можно его разорвать? Как? Поделитесь, что вы об этом думаете.

(Школьники высказывают свое мнение.)

Вы попытались сформулировать «законы общения». А вот еще один из них является народной мудростью, которая пришла к нам из глубины веков. И звучит этот закон удивительно просто (читает запись на доске): «Как аукнется, так и откликнется».

- Какие еще, ребята, вы знаете пословицы и поговорки, в содержании которых выражены общечеловеческие законы общения? Поясните их смысл и назначение.

Учащиеся могут назвать пословицы:

• В согласном стаде волк не страшен.

• В мире жить - с миром жить.

• В одиночку не одолеешь и кочку, артельно и через гору впору.

• Делай добро и жди добра.

• Где хлебно да тепло, там жить добро.

• Добро быть в радости и жить в сладости.

• Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

• Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.

• Доброе дело без награды не остается.

• Доброе дело и в воде не тонет.

• Добрым словом и бездомный богат.

• За доброе жди добра, за худое - худа.

• Истинное добро всегда просто.

Классный руководитель. Как видите, люди над этой проблемой задумывались очень давно. Жаль, что в суматохе будней мы редко вспоминаем знакомые с детства поговорки, но еще реже - задумываемся над ними.

3. Копилка добрых советов.

Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения несколько с другой стороны, чем раньше.

Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Как вы это понимаете? (Ответы учащихся.)

Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам.

Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучше? (Ответы учащихся.)

В нашем классе есть человек, который придерживается правила: «По жизни только с улыбкой». Как вы думаете, кто это? (Школьники называют.)

Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям. И вам просто не смогут не ответить тем же. Глядишь, светлых лиц станет больше, а значит, и общество наше посветлеет. Излучайте только положительную энергию.

Совет третий. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

Как вы понимаете этот совет? (Ответы учащихся.)

Совет четвертый. Полюбите себя. Поверьте в себя.

Как вы понимаете этот совет? Всегда ли у вас это получается? (Ответы учащихся.)

Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может любить и уважать других».

А вот что сказала американская студентка, обучающаяся в Москве: «Вы говорите р себе: «Я - совок», «У нас страна дураков». Для нас это так дико, недопустимо, немыслимо! Надо же уважать себя и свой народ, свою страну, а иначе - как жить?» Хорошо сказано, правда?

Нам, россиянам, всегда было и есть за что уважать и себя, и свою страну. Сложное время переживает страна, и мы вместе с ней: многие духовности ценности незаслуженно утратили свое значение, разный уровень благосостояния резко поделил людей на обеспеченных и тех, которые едва концы с концами сводят, то в одном, то в другом месте возникают столкновения на национальной почве и непримиримости... Хватает и на нашу долю невзгод, переживаний, трагедий. Но что бы там ни было, разве могли мы утратить такие национальные качества, как доброта, душевность, всепрощение, хлебосольство?! Нам нельзя забывать о своем личностном и национальном достоинстве. Мы - гуманный, миролюбивый, толерантный, дружественный народ. Эти качества достались нам от предков, их мы передадим потомкам. Любите себя! Верьте в себя!

Совет пятый. Не обижайтесь.

В чем смысл этого совета? (Ответы учащихся.) Да, верно. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным. Ведь обида разрушает жизнь. Есть русская пословица «Кто старое помянет, тому глаз вон».

Совет шестой. «И, отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день?».

«Давайте говорить друг другу комплименты». Знаете, чьи это слова? Правильно, это слова из песни Булата Окуджавы «Давайте восклицать». Послушаем эту замечательную песню. Кто хочет, подпевайте.

В записи звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать». Учащиеся подпевают.

Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.

А теперь на листах, которые лежат у вас на парте, напишите сначала самое хорошее о себе, затем передайте свой лист соседу по парте. Он тоже должен на вашем листе написать о вас хорошие слова.

Учащиеся выполняют задание.

4. Заключение.

Классный руководитель. Подведем итог нашего классного часа. Что нового вы узнали сегодня?

Я желаю вам запомнить советы и руководствоваться ими в жизни. А если это так и будет, значит, наш классный час прошел не напрасно.

Тест «Умеешь ли ты дружить?»

 

1.       Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех…

      а) с кем у меня складываются отличные отношения

      б) на кого можно всегда положиться в трудной ситуации

      в) кто умеет многого добиваться в жизни.

 

2.       Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

      а) были классными и интересными личностями

      б) помогали тебе, когда ты об этом попросишь

      в) никогда не предавали тебя в трудную минуту.

 

3.       Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…

     а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни

     б) про интересных людей и их приключениях

     в) детектив или фантастика.

 

4.       На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

а) попытаюсь их утихомирить…

б) отойду в сторону – это не мои проблемы!

в) разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.

 

5.       Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей били бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?

а) думаю, что да

б) я не уверен(а)

в) по-моему, счастье не в этом.

 

6.       Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья?

а) сомневаюсь

б) мне такая мысль никогда не приходила в голову…

в) уверен(а), что есть.

 

7.       Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

а) не стану дожидаться и позвоню сам(а)

б) посочувствую по телефону

в) попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

 

Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.

 

 

а

б

с

1

0

3

6

2

6

0

3

3

6

3

0

4

0

6

3

5

6

3

0

6

3

0

6

7

6

3

0

 

0-20 баллов. Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

 

21-33 балла. Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

 

34-48 баллов. Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Пытайся спуститься с небес на землю!

 

 Тест «Настоящий друг»

 

         Данный тест поможет вам оценить свой уровень готовности быть настоящим другом. Для этого нужно выразить свое согласие или несогласие с 25 утверждениями, которые приведены ниже. В бланке ответов нужно записать «да» (если вы полностью согласны с утверждением), «нет» (если не согласны) или «не знаю» (если вы не имеете четкого ответа на данное утверждение).

 

Общая сумма баллов________________

 

Я считаю, что настоящий друг:

1.     Делится новостями о своих успехах;

2.     Оказывает эмоциональную поддержку;

3.     Добровольно помогает в случае нужды;

4.     Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе;

5.     Вовремя возвращает долги;

6.     Защищает друга в его отсутствие;

7.     Терпим к остальным друзьям своего друга;

8.     Хранит доверенные ему тайны;

9.     Не критикует друга публично;

10.   Не ревнует друга к остальным людям;

11.    Стремится не быть назойливым, не надоедает;

12.     Не поучает, как нужно жить;

13.    Уважает внутренний мир друга;

14.     Не использует доверенную тайну в своих целях;

15.     Не стремится переделать друга по своему образцу;

16.     Не предает в трудную минуту;

17.     Доверяет свои самые сокровенные мысли;

18.     Понимает состояние и настроение друга;

19.     Уверен в своем друге;

20.      Искренен в общении;

21.      Первым прощает ошибки друга;

22.      Радуется успехам и достижениям друга;

23.      Не забывает поздравить друга (например, с днем рождения);

24.      Помнит о друге, когда того нет рядом;

25.      Ни в чем никогда не завидует другу.

 

Обработка результатов

 

         За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 очка; за ответ «не знаю» - по одному очку, а за ответ «нет» - 0 баллов. Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.

 

от 0 до 14 очков. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы  не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

 

от 15 до 37 очков. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

 

от 35 до 50 очков. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с презентацией по нравственному воспитанию на тему "Создание позитивных дружеских отношений"

Материал адресован педагогам, работающим в старших классах специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида....

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о бережном отношении к пище по теме: "Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами художественного творчества".

Наш детский сад с 2011 года работает по экологическому проекту "Мусор", основные темы, это "Твердые бытовые отходы", "Пищевые отходы", их утилизация и переработка, моя статья одна из серии бесед, и ме...

Беседа о добром отношении к друг другу

Почему мы судим человека не по личным качествам, а за внешнюю привлекательность - модную одежду, дорогие вещи, стильную прическу и т.д. Что с нами стало? Почему отталкиваем друг друга, незаслуженно ос...