Беседа с девочками "Межличностные отношения"
классный час
Предварительный просмотр:
Беседа с элементами дискуссии для 7 класса «Как аукнется, так и откликнется»
Цель: учить ребят быть внимательными, доброжелательными к людям, уметь вовремя прийти на помощь, быть уверенными в себе во всех делах.
Ход классного часа
1. Введение в тему.
Классный руководитель. На одном из классных часов мы с вами, ребята, говорили о человеческих чувствах. А позже в анкете вы назвали положительные и отрицательные чувства, которые вам уже пришлось пережить в жизни. Многие из вас к положительным чувствам отнесли любовь. Что это за чувство? В чем оно проявляется?
Плохо без любви, холодно. Мы чувствуем себя никому ненужными, незащищенными, легкоуязвимыми. Страдаем от одиночества, мечтаем о том, чтобы нас, наконец, заметили и выделили из всех, признали, по достоинству оценили нашу индивидуальность, неповторимость. Ну а как вы сами относитесь к людям? Всегда ли доброжелательны, открыты, приветливы, элементарно вежливы?
К этому классному часу я попросила вас, ребята, вспомнить ситуации из вашей жизни, когда вы пытались обратиться к человеку с какой-нибудь просьбой, спрашивали что-то, а в ответ получали «ушат ледяной воды».
- Дайте пояснение выражению «ушат ледяной воды».
- Расскажите, пожалуйста, о том, какие чувства вы испытывали тогда. (Ребята рассказывают.)
2. Обсуждение проблемы людской черствости и душевной теплоты.
Классный руководитель. Что же с нами стало? Почему часто отталкиваем друг друга, незаслуженно оскорбляем? Почему боимся раскрыться, продемонстрировать готовность понять, помочь? Как вы думаете? (Учащиеся отвечают.)
Да, верно, я тоже думаю, что одна из причин - неуверенность в себе. Боязнь, что нас не так поймут, «поставят на место», «отфутболят». Мы все время начеку, все время готовы к отпору, как и окружающие нас люди. Вот тут и срабатывает «закон общения»: мы «отзеркаливаем» отношение к нам других людей. Иначе его можно сформулировать законом нравственности: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.
Получается замкнутый круг. Можно его разорвать? Как? Поделитесь, что вы об этом думаете.
(Школьники высказывают свое мнение.)
Вы попытались сформулировать «законы общения». А вот еще один из них является народной мудростью, которая пришла к нам из глубины веков. И звучит этот закон удивительно просто (читает запись на доске): «Как аукнется, так и откликнется».
- Какие еще, ребята, вы знаете пословицы и поговорки, в содержании которых выражены общечеловеческие законы общения? Поясните их смысл и назначение.
Учащиеся могут назвать пословицы:
• В согласном стаде волк не страшен.
• В мире жить - с миром жить.
• В одиночку не одолеешь и кочку, артельно и через гору впору.
• Делай добро и жди добра.
• Где хлебно да тепло, там жить добро.
• Добро быть в радости и жить в сладости.
• Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
• Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.
• Доброе дело без награды не остается.
• Доброе дело и в воде не тонет.
• Добрым словом и бездомный богат.
• За доброе жди добра, за худое - худа.
• Истинное добро всегда просто.
Классный руководитель. Как видите, люди над этой проблемой задумывались очень давно. Жаль, что в суматохе будней мы редко вспоминаем знакомые с детства поговорки, но еще реже - задумываемся над ними.
3. Копилка добрых советов.
Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения несколько с другой стороны, чем раньше.
Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.
Как вы это понимаете? (Ответы учащихся.)
Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам.
Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучше? (Ответы учащихся.)
В нашем классе есть человек, который придерживается правила: «По жизни только с улыбкой». Как вы думаете, кто это? (Школьники называют.)
Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям. И вам просто не смогут не ответить тем же. Глядишь, светлых лиц станет больше, а значит, и общество наше посветлеет. Излучайте только положительную энергию.
Совет третий. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.
Как вы понимаете этот совет? (Ответы учащихся.)
Совет четвертый. Полюбите себя. Поверьте в себя.
Как вы понимаете этот совет? Всегда ли у вас это получается? (Ответы учащихся.)
Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может любить и уважать других».
А вот что сказала американская студентка, обучающаяся в Москве: «Вы говорите р себе: «Я - совок», «У нас страна дураков». Для нас это так дико, недопустимо, немыслимо! Надо же уважать себя и свой народ, свою страну, а иначе - как жить?» Хорошо сказано, правда?
Нам, россиянам, всегда было и есть за что уважать и себя, и свою страну. Сложное время переживает страна, и мы вместе с ней: многие духовности ценности незаслуженно утратили свое значение, разный уровень благосостояния резко поделил людей на обеспеченных и тех, которые едва концы с концами сводят, то в одном, то в другом месте возникают столкновения на национальной почве и непримиримости... Хватает и на нашу долю невзгод, переживаний, трагедий. Но что бы там ни было, разве могли мы утратить такие национальные качества, как доброта, душевность, всепрощение, хлебосольство?! Нам нельзя забывать о своем личностном и национальном достоинстве. Мы - гуманный, миролюбивый, толерантный, дружественный народ. Эти качества достались нам от предков, их мы передадим потомкам. Любите себя! Верьте в себя!
Совет пятый. Не обижайтесь.
В чем смысл этого совета? (Ответы учащихся.) Да, верно. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным. Ведь обида разрушает жизнь. Есть русская пословица «Кто старое помянет, тому глаз вон».
Совет шестой. «И, отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день?».
«Давайте говорить друг другу комплименты». Знаете, чьи это слова? Правильно, это слова из песни Булата Окуджавы «Давайте восклицать». Послушаем эту замечательную песню. Кто хочет, подпевайте.
В записи звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать». Учащиеся подпевают.
Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.
А теперь на листах, которые лежат у вас на парте, напишите сначала самое хорошее о себе, затем передайте свой лист соседу по парте. Он тоже должен на вашем листе написать о вас хорошие слова.
Учащиеся выполняют задание.
4. Заключение.
Классный руководитель. Подведем итог нашего классного часа. Что нового вы узнали сегодня?
Я желаю вам запомнить советы и руководствоваться ими в жизни. А если это так и будет, значит, наш классный час прошел не напрасно.
Тест «Умеешь ли ты дружить?»
1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех…
а) с кем у меня складываются отличные отношения
б) на кого можно всегда положиться в трудной ситуации
в) кто умеет многого добиваться в жизни.
2. Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…
а) были классными и интересными личностями
б) помогали тебе, когда ты об этом попросишь
в) никогда не предавали тебя в трудную минуту.
3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни
б) про интересных людей и их приключениях
в) детектив или фантастика.
4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?
а) попытаюсь их утихомирить…
б) отойду в сторону – это не мои проблемы!
в) разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.
5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей били бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?
а) думаю, что да
б) я не уверен(а)
в) по-моему, счастье не в этом.
6. Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья?
а) сомневаюсь
б) мне такая мысль никогда не приходила в голову…
в) уверен(а), что есть.
7. Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…
а) не стану дожидаться и позвоню сам(а)
б) посочувствую по телефону
в) попрошу родителей сказать, что меня нет дома.
Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.
| а | б | с |
1 | 0 | 3 | 6 |
2 | 6 | 0 | 3 |
3 | 6 | 3 | 0 |
4 | 0 | 6 | 3 |
5 | 6 | 3 | 0 |
6 | 3 | 0 | 6 |
7 | 6 | 3 | 0 |
0-20 баллов. Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…
Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.
21-33 балла. Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.
34-48 баллов. Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Пытайся спуститься с небес на землю!
Тест «Настоящий друг»
Данный тест поможет вам оценить свой уровень готовности быть настоящим другом. Для этого нужно выразить свое согласие или несогласие с 25 утверждениями, которые приведены ниже. В бланке ответов нужно записать «да» (если вы полностью согласны с утверждением), «нет» (если не согласны) или «не знаю» (если вы не имеете четкого ответа на данное утверждение).
Общая сумма баллов________________
Я считаю, что настоящий друг:
1. Делится новостями о своих успехах;
2. Оказывает эмоциональную поддержку;
3. Добровольно помогает в случае нужды;
4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе;
5. Вовремя возвращает долги;
6. Защищает друга в его отсутствие;
7. Терпим к остальным друзьям своего друга;
8. Хранит доверенные ему тайны;
9. Не критикует друга публично;
10. Не ревнует друга к остальным людям;
11. Стремится не быть назойливым, не надоедает;
12. Не поучает, как нужно жить;
13. Уважает внутренний мир друга;
14. Не использует доверенную тайну в своих целях;
15. Не стремится переделать друга по своему образцу;
16. Не предает в трудную минуту;
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли;
18. Понимает состояние и настроение друга;
19. Уверен в своем друге;
20. Искренен в общении;
21. Первым прощает ошибки друга;
22. Радуется успехам и достижениям друга;
23. Не забывает поздравить друга (например, с днем рождения);
24. Помнит о друге, когда того нет рядом;
25. Ни в чем никогда не завидует другу.
Обработка результатов
За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 очка; за ответ «не знаю» - по одному очку, а за ответ «нет» - 0 баллов. Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.
от 0 до 14 очков. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.
от 15 до 37 очков. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
от 35 до 50 очков. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с презентацией по нравственному воспитанию на тему "Создание позитивных дружеских отношений"
Материал адресован педагогам, работающим в старших классах специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида....
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Конспект беседы с детьми подготовительной группы о бережном отношении к пище по теме: "Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами художественного творчества".
Наш детский сад с 2011 года работает по экологическому проекту "Мусор", основные темы, это "Твердые бытовые отходы", "Пищевые отходы", их утилизация и переработка, моя статья одна из серии бесед, и ме...
Беседа о добром отношении к друг другу
Почему мы судим человека не по личным качествам, а за внешнюю привлекательность - модную одежду, дорогие вещи, стильную прическу и т.д. Что с нами стало? Почему отталкиваем друг друга, незаслуженно ос...
Статья "Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка с ОВЗ через воспитательные беседы"
Авторы статьи: Ким Ю. Д., Заркова Т. А., Хохлова Т. В....