Экзамен без стресса
статья (9, 11 класс)

Полянская Виктория Владимировна

Работаю учителем уже более 25 лет, почти каждый год выпускаю 9 и 11 классы.

Очень часто слышу от педагогов и родителей, что "экзамен - это стресс". Ребенок долго и мучительно готовится к нему, но результаты оставляют желать лучшего. Почему так получается?

Попробуем найти ответ на этот нелегкий вопрос.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekz.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Экзамен без стресса

Работаю учителем уже более 25 лет, почти каждый год выпускаю 9 и 11 классы.

Очень часто слышу от педагогов и родителей, что "экзамен - это стресс". Ребенок долго и мучительно готовится к нему, но результаты оставляют желать лучшего. Почему так получается?

Причин несколько. Первая - перенапряжение, из-за которого на экзамене очень трудно сконцентрировать внимание и выдать всю накопленную за время подготовки информацию. Перенапряжение прежде всего связано с тем, что ребенок не умеет рассчитывать свое время. А в школе редко учат, как готовиться к экзаменам.

Есть определенные правила подготовки к экзаменам.. Так дети по-разному повторяют материал. Кто-то читает себе вслух. Кто-то любит, чтобы его послушали. Иногда можно и почитать ребенку, если он так лучше воспринимает информацию. Часто хорошо с кем-нибудь обсудить материал. Поэтому не нужно запрещать школьнику приглашать к себе друзей для совместного повторения. Ребенок должен сам выбрать наиболее продуктивный для него способ подготовки.

Время непрерывной интенсивной работы - минут сорок. Потом необходим перерыв, во время которого можно потанцевать, размяться, выпить соку. Нельзя стоять над душой и нудеть: "Опять занимаешься черте-чем!"

Кстати, у людей индивидуальная восприимчивость к разным видам музыки. Но при всех условиях, тяжелый рок очень сильно утомляет.

Есть дети, которые занимаются под негромкое звучание радио или телевизора. Следует знать, что такой фоновый шум их ничуть не отвлекает. Дело в том, что они привыкли к нему в школе. Поэтому полная тишина не дает школьникам сосредоточиться во время домашней подготовки.

Бессмысленно сидеть перед экзаменом до утра. И сколько бы об этом ни твердили взрослые, часто ребенок торчит за столом всю ночь и до последней минуты что-то листает, сверяет, повторяет. Но толку от этого мало. Ведь хорошее запоминание информации требует времени и обязательного повторения.

Мало один раз прочитать ответ на вопрос. Хорошо бы еще сформулировать краткие тезисы ответа. И записать их. Если есть такие записи, то перед экзаменом ценно повторить именно это. А не читать заново учебник! Понятно, что такую работу невозможно сделать за день-два до экзамена. Хотя ребенок вроде бы и готовится к экзамену в течение года, но часто делает это бессмысленно. Можно несколько раз прочитать материал учебника, но это знание так и не станет вашим собственным.

Несколько бессонных ночей подряд и бесконечные предэкзаменационные нервы: "Не успеваю!" - способны довести школьника до срыва. Не дай бог, если такое состояние подкрепляется родительским "вот сидишь и валяешь дурака, вместо того чтобы читать учебник!" Взрослым нужно понять, что в процессе подготовки ребенок должен иметь время на отдых: расслабиться, пойти погулять или в кино.

Мне известна семья, где мальчика на время экзаменов просто изолируют от друзей, улицы, телевизора. Только письменный стол и компьютер! Это неправильно. И ни к чему хорошему не приведет. Если ребенок считает, что ему нужно отдохнуть, пусть отдохнет.

Вообще-то доверие к собственным детям должно быть во главе всех наших требований к ним. Не доверяя, мы никогда не научим их быть самостоятельными и ответственными, а ведь так этого хотим! Экзамен - и есть проверка на самостоятельность.

Другая причина провала на экзамене - неверие в успех. Взрослые часто напутствуют ребенка словами: "Ты мало работал, плохо занимался, ничего у тебя не получится". И это вместо того, чтобы всячески его подбадривать и успокаивать. Мы такие враги собственным детям, что собственноручно повышаем их тревогу?

Совет взрослым: словами, взглядом, жестами показывать, что не сомневаешься в способностях и успехе школьника или абитуриента. Не нужно программировать неудачу! Давайте настраивать ребенка на успех, чтобы у него появился кураж. Когда-то мой старый преподаватель математики говорил: "Немудрено сдать то, что ты знаешь, попробуй сдать то, чего ты не знаешь!" Он имел в виду способность извлечь из памяти ту информацию, которую, кажется, ты напрочь забыл. Но информация не теряется бесследно, просто в предэкзаменационном мандраже ребенок теряет даже то, что он очень хорошо знал.

Еще одна рекомендация: в день экзамена не следует выяснять отношения, провоцировать какие-то конфликты со школьником. А провокацией может быть все что угодно, даже взгляд взрослого. Поэтому нужно взять себя в руки и в любой ситуации быть спокойным и доброжелательным. Приготовить любимые оладушки на завтрак, сделать что-то приятное. Важно, чтобы ваш отпрыск почувствовал вашу заботу и вашу веру.

Кстати, без завтрака перед экзаменом тошнит "вдвойне": от голода и со страху. Нужно обязательно взять с собой воду (лучше не газированную), шоколадку или яблоко. От апельсина лучше отказаться. Руки будут липкими - лишний повод нервничать.

Теперь о стратегии ответа. На экзамене стоит сначала просмотреть все задачи или все вопросы билета и выбрать те, которые знаешь хорошо. С них и нужно начинать. Преподаватель не будет возражать, если вы начнете с последнего вопроса. А блестящее начало экзамена дает уверенность, появляется настрой на победу, и вдруг вспоминается то, что ты от волнения вроде бы забыл.

И психологически и физиологически очень важно сразу получить положительные эмоции, удовлетворение от того, что ты делаешь. Тогда появляется тот самый кураж, с которым и успех практически обеспечен.

Хорошее впечатление производит тот, кто не боится преподавателей. Абитуриент должен понять, что экзамен - это лишь этап в получении образования, а не конец жизни. Нужно настроиться на то, что при любом стечении обстоятельств сможете отстоять свою точку зрения и, главное, имеете на нее право. А страх сковывает человека чисто физиологически: экзаменуемый не может ничего вспомнить, да и говорить свободно не может.

         

         

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзаменам

I Формула успеха

   Любые экзамены – стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных. Рассчитывать, что пройти это нелегкое испытание удастся шутя, вряд ли стоит. Вопрос в другом: как сделать чтобы затраты труда, времени и нервов использовались с максимальной эффективностью и в конечном счете привели к достижению поставленной цели. Несколько советов учащимся помогут определить собственную формулу успеха.

1.Подготовка физической формы учащихся.

   Конечно, экзамены – это прежде всего испытание ума и знаний. Но, чтобы выдержать экзаменационный марафон до конца,  в первую очередь понадобится хорошая физическая форма. Значит, необходимо так построить свой режим, чтобы расходовать силы экономно, иначе их может не хватить до финиша.

   Первое и необходимое условие – высыпаться. Считается, что для полноценного отдыха человеку требуется не меньше 8 часов сна в сутки. Впрочем, этот показатель индивидуален для каждого человека. Несомненно: важно не только «количество сна», но и его качество. Вот что советуют специалисты:

      1. Наш сон делится на фазы продолжительного около 1,5 часов. Ощущение «разбитости» часто возникает при пробуждении посередине фазы. Поэтому необходимо, чтобы время, отводимое на сон, было кратно 1,5 часам. Иначе говоря, лучше проспать 7,5 часов, чем 8 или даже 8,5. В крайнем случае, можно ограничиться 6 часами сна (1,5 х 4), но, разумеется, в виде исключения. Долго на таком режиме  не протянешь.

      2.  Самый «качественный» сон – до полуночи. Не случайно «жаворонкам», то есть людям, привыкшим рано ложиться и рано вставать, в принципе для сна требуется меньшее количество часов, чем «совам» - тем, кто любит засиживаться допоздна, а утром поднимается с большим трудом. Близкой к идеальной схемой можно считать такую: отбой в 22:30, подъем – 6:00.  «Длинным» покажется день и как много можно успеть за него сделать.

      3.  Нужно избегать  высоких подушек. Процессы кровообращения в мозгу протекают лучше, если голова лежит на низкой, почти плоской подушке, следовательно, организм восстанавливает силы быстрее и эффективнее. В случае, если для сна остается совсем мало времени, а выспаться все-таки надо, можно попробовать улечься вовсе без подушки.

      4.  Комната, где  спит школьник, должна быть прохладной и хорошо проветренной. Очень полезна – не только во время экзаменов и других экстремальных ситуаций – привычка в любую погоду спать с открытым окном. Если на улице очень холодно, лучше взять лишнее одеяло. Но воздух в помещении должен быть свежим.

      5.  Не следует забывать про вечерний душ, который не должен быть ни слишком горячим, ни слишком холодным. Теплая вода смывает не только дневную грязь – она уносит усталость и напряжение, помогает расслабиться.

      6.  Ни в коем случае не наедаться на ночь, тем более не пить крепкого чая или кофе. Лучший напиток перед отходом ко сну – слабый отвар ромашки или мяты (он продается в виде пакетиков чая, которые остается только заварить кипятком). В отвар можно добавить  1 чайную ложку меда, если, конечно,  нет на него аллергии. В принципе никакой особенной диеты во время экзаменационной сессии не требуется. Есть нужно то, к чему  привыкли и что  нравится. Но все же рекомендовано несколько простых советов:

      1. Основа здорового питания «интеллектуала» - белки и витамины. Поэтому в  рационе должно быть достаточно блюд из мяса и птицы, рыбы, яиц и творога. «Тяжелые» гарниры из картофеля, риса или макарон лучше заменить свежими салатами из всевозможных овощей: капусты, помидоров, огурцов, сладкого перца. Среди овощей «чемпионами» по содержанию витамина С, который часто называют «витаминами здоровья», являются как раз капуста и перец. Вместо слишком острых приправ и жирного майонеза нужно использовать  растительное масло пополам с лимонным соком – это и вкусно, и полезно. И не забывать о фруктах – благо в «горячий» экзаменационный сезон, который приходится на летние месяцы, в свежих фруктах и ягодах недостатка нет.

     2. Консервированные фруктовые соки многим приходятся по вкусу, но… полноценным продуктом питания их, к сожалению, считать нельзя, ведь они производятся из порошка и воды. Другое дело – свежеотжатые соки. Это настоящий кладезь витаминов и ценных минеральных веществ. Использовать для приготовления соков нужно не только фрукты (яблоки и апельсины), но и овощи – морковь, капусту, свеклу.

      3.  Необходимо питаться регулярно. Пропуская час обеда из-за того, что не хочется отрываться от учебников, учащиеся рискуют довести себя до состояния «волчьего голода». Потом  трудно будет удержаться от переедания, результатом которого станет сонливость. Лучше есть понемногу, но вовремя.

      4.  В числе натуральных продуктов, стимулирующих работу мозга и укрепляющих память, специалисты-диетологи называют:

   - сырую тертую морковь с растительным маслом;

   - ананасовый сок;

   - авокадо (по половинке плода ежедневно);

   - креветки (100 г в день);

   -орехи (100-200 г в день, утром и вечером).

      5. От приема лекарственных препаратов (стимуляторов, антидепрессантов) лучше воздержаться – их воздействие на организм не всегда предсказуемо и часто чревато побочными эффектами. Так, в некоторых случаях вместо всплеска энергии они приводят к сонливости и упадку сил. Исключение можно сделать для витаминов типа «Ундевит» и препарата «Глицин», которые считаются безвредными.

2. Подготовка к экзамену.

   Не менее важно правильно организовать саму подготовку к экзамену. За несколько дней до решающего испытания ликвидировать зияющие пробелы в знаниях, если таковые имеются,  не удастся. Значит, речь идет о повторении и приведении в систему того, что в принципе уже знают. Справиться с этой задачей помогут следующие рекомендации:

            1.  Первым делом нужно позаботиться об устройстве своего рабочего места: убрать со стола все лишнее, приготовить учебники, пособия, тетради, бумагу для записей. Существует гипотеза, по которой особенно благоприятное воздействие на повышение интеллектуальной работоспособности оказывают два цвета – желтый и фиолетовый. Трудно сказать, соответствует ли это действительности, но можно попробовать повесить на стену над рабочим столом какую-нибудь картинку, выдержанную в указанных тонах – хуже, во всяком случае, не будет.

             2. Начинать подготовку нужно с «ревизии» имеющихся знаний. Среди прочих способов есть и такой. Взять экзаменационную программу с перечислением тем по конкретному предмету и, вооружившись карандашами разного цвета, внимательно прочитать её. Отмечать одним каким – нибудь цветом, например красным, те вопросы и темы, которые  знаешь «на пять»; другим, скажем, синим, - те, по которым сами себе готовы поставить «четверку»; зеленым – «троечные» и зловещим черным – «двоичные» . Нужно быть к себе предельно объективным! Теперь подсчитать количество тем (вопросов) в каждой категории. «Красные» можно сразу вычеркнуть – не тратить на них драгоценное время. Останутся «синие» и «зеленые». Прикинуть сколько рабочих часов есть в распоряжении школьника (в сутках их окажется около 10; больше просиживать над учебниками бессмысленно). Приняв каждый «синий» вопрос за единицу, а каждый «зеленый» - за две, нужно рассчитать сколько времени  можно уделить повторению каждого. В дальнейшем следует придерживаться этого графика.

      3.  Человеческая память устроена таким образом, что часто мы сами не очень точно представляем себе, что помним, а что нет. Это особенно ярко проявляется в период подготовки к устным экзаменам, когда нужно запомнить большие объемы  информации. Обычно учащиеся читают учебник, делая по ходу необходимые выписки, после чего переходят к следующей теме. Беда в том, что нельзя наверняка знать, что из прочитанного усвоилось твердо, а что, увы, не задержалось в памяти. Существует другой подход. Внимательно прочитать вопрос (задание) и попытаться ответить на него, представив себе, что находишься уже на экзамене. Не спешить открывать учебник, если окажется, что  чего-то не помнишь! Нужно напрячь память, воспользоваться логическими методами рассуждения, аналогиями с близкими темами. В любом случае постараться исчерпать собственный запас по данной теме до дна. И только после этого обратиться к учебнику. Тогда не достающая информация «скользнет» в приготовленную для нее «нишу» и запомнится прочно.

     4.  Стоит ли делать по ходу повторения записи и конспекты? Стоит, если учащиеся  точно знают, что у них хватит времени, чтобы вернуться к ним, скажем, в последний перед экзаменом день. Нужно выписывать лишь самое основное. Короткие заметки должны быть выдержаны в логической последовательности, представляя собой план ответа на вопрос билета.

     5.        Нельзя сидеть за рабочим столом часами напролет. Необходимо обязательно устраивать себе небольшие «переменки». Скажем, час занятий, 10-15 минут перерыв. Во время этой паузы не стоит включать телевизор или возвращаться к прерванной компьютерной игре – учащиеся  сами могут не заметить, как отведенные на отдых 15 минут превратятся в часы. Лучше сделать несколько гимнастических упражнений, можно под музыку, или совершить какой-нибудь мелкий домашний подвиг, например, помыть посуду. Раз в день желательно сделать более продолжительный перерыв, на час-полтора: вывести собаку, прогуляться до магазина и т.п. За это время голова немного отдохнет, а острота умственного восприятия восстановится.

             7. Во время занятий не отвлекаться на пустяки и не позволять другим людям отвлекать. Обрывающим телефон друзьям, желающим во что бы то ни стало поделиться с  последними новостями, вежливо, но твердо говорить, что  заняты. В крайнем случае, отключить мобильный телефон, а к домашнему подходить только во время перерывов. Стараться создать в себе позитивный настрой, верить в себя.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзамен без стресса

Психологическая помощь при сдаче экзаменов 9,11 классы...

"Экзамен без стресса"

Понятие "стресс" прочно вошло  в нашу жизнь. Подготовка к экзамену  связана с большим напряжением организма. Цель данного мероприятия способствовать снижению стресса в экзаменнационный перио...

Программа внеклассного мероприятия для 11-классников "Экзамен без стресса"

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи: обучение выпускников способам релак...

Лекция "Экзамен без стрессов"

Урок на тему стресса и его преодоления для старших классов....

ЭКЗАМЕН БЕЗ СТРЕССА

Призентация...

Советы педагога- психолога выпускникам "как сдать экзамен без стресса".

Советы родителям и выпускникам , как сдать ЕГЭ,ГИА без стессовых ситуаций....

Методическая разработка классного часа "Экзамен без стресса"

Цель: способствовать снижению стресса во время подготовки к экзамену через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию нев...