Лекция "Экзамен без стрессов"
план-конспект урока по психологии (9 класс) на тему

Урок на тему стресса и его преодоления для старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_ekzamen_bez_stressov.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция «Экзамен без стрессов»

(9 и 11 класс)

Что такое стресс?

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Когда мы испытываем стресс?

Чем опасен стресс?

Непроработанный стресс остается в теле и может проявиться в качестве симптома на физическом, умственном и эмоциональном уровнях.  Назовите примеры  расстройств на каждом уровне.

  1. субъективные – депрессия, низкая самооценка, тревога.
  2. поведенческие – подверженность несчастным случаям, алкоголизм, токсикомания, переедание, курение
  3. познавательные – нарушение внимания, снижение умственной деятельности
  4. физиологические – повышение ЧСС и АД, расширение зрачков, попеременное ощущение жара и холода.
  5. организационные – низкая производительность, неудовлетворенность учебой (работой)

Соответственно возрастает риск психосоматических заболеваний. Привести примеры психосоматических заболеваний.

Существует два вида стресса – эустресс и дистресс.

Эустресс – стресс полезный, т.к. вызывает мобилизацию организма, дает нам возможности для самореализации. Дистресс – (истощение) – это вредоносный стресс, связанный с отрицательными переживаниями и приводящий к  развитию психосоматических заболеваний.

Предстартовые состояния.

Относитсятся к сложным состояниям стресса. Часто бывает у представителей коммуникативных профессий. Это состояние, которое возникает у человека в ожидании значимых событий, исход которых трудно прогнозировать.

Методы регуляции предстартового состояния:

  1. Метод  «Зеркало» Заключается в том, что если мы, используя волевое усилие, придаем своему телу и лицу выражение радости или спокойствия, то наше эмоциональное состояние действительно меняется в лучшую сторону.
  2. Метод полной рационализации предстоящего события предполагает многократное представление события с высокой степенью детализации. Метод основан на том, что негативные эмоции часто возникают в ситуации дефицита информации.
  3. Метод избирательной позитивной ретроспекции – анализ сложных жизненных ситуаций, которые человеку удалось разрешить. Таким образом повышается уверенность в себе.
  4. Метод падодоксальной интенции (предельного мысленного усиления) возможной неудачи. Рисуем самый мрачный вариант развития событий. Пережив самые пессимистические картины, мы получаем энергию, которая до этого уходила на «вытеснение» из сознания травмирующей ситуации. Иногда людям помогает, когда они просто спрашивают себя «Что может случиться самое худшее в этой ситуации? Что я смогу сделать тогда?»

Что такое ПТСР? Когда возникает? Как проявляется?

Синдром эмоционального выгорания – набор негативных и психологических переживаний, связанных с продолжительными и  интеснсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.

Результат: ухудшение качества работы, опоздания, больничные листы, проблемы со здоровьем, злоупотребление алкоголем, лекарствами; семейные проблемы.

Модель эмоционального выгорания Гринберга:

  1. «Медовый месяц» - Позитивное отношение к работе, но постепенно профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и человек становится менее энергичным.
  2. «Недостаток топлива» - усталость, апатия, бессонница. Снижается интерес к трудовой деятельности (если нет доп. мотивации). Могут возникать дистанцирование и цинизм.
  3. Хронические симптомы – измождение, снижение иммунитета, постоянная раздражительность, подавленность.
  4. Кризис. Часто развиваются  хронические заболевания.
  5. «Пробивание стены» - физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать угрожающее жизни заболевание.

Где и как искать поддержки во время стресса:

Внешние ресурсы и внутренние ресурсы (Монина, Раннала «Тренинг ресурсы стрессоустойчивости», стр 98-99)

Позитивное мышление.

Постановка цели, как ресурса стрессоустойчивости.

Вера, религия.

Методы регуляции эмоциональных состояний.

  1. Дыхание и релаксация.

Задаем себе вопросы: Как  я дышу? Что я сейчас делаю? Что я чувствую?

  1. Релаксация. Упражнение «Расслабление через напряжение»
  2. Метод самовнушения. Наиболее часто используемые формулы : Сейчас я чувствую себя лучше, Я могу управлять своими эмоциями, Я управляю собой в любых обстоятельствах, Я совершенно спокое, Я могу положиться на себя, Я все сделаю, Я все могу,  Я могу полностью расслабиться, а потом собраться.
  3. Медитация.

Тренинговые упражнения в конце занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар №4 "Стресс-менеджмент или Приемы профилактики и преодоления стресса"

Данная работа продолжает цикл занятий по теме "Навыки профессиональной и личной эффективности". В ней рассматриваются вопросы:1. Что такое "стресс".2. Факторы стресса.3. Стадии стресса.4. Реакции на с...

Стресс.Первая помощь при стрессе.

Понятие стресса,стрессовой ситуации.Виды помощи по преодложения стресса....

Конспект практического занятия в рамках муниципального семинара-практикума «Психологический аспект урока» для педагогов, учителей Братского района. По теме: «Профессиональный стресс. Способы нейтрализации стресса»

Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.От многочисленных инте...

Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное,  они даже ...