Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса
методическая разработка по психологии

Герш Маргарита Владимировна

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное,  они даже срываются на крик. А некоторые просто нервничают по пустякам и находятся в какой-то паранойе.  Знайте же, всё это виноват стресс, который настиг свою жертву незаметно, и теперь эмоционально добивает её, высасывая из неё все силы и здоровье. Возникает вопрос, что такое стресс на самом деле? Почему он возникает и как с ним бороться? Мы решили исследовать эту проблему, выяснить, как часто люди  испытывают  нервное  перенапряжение  или  стресс; - выявить, умеют  ли  они определять, что они находятся под стрессовым воздействием; - дать  рекомендации  по  снятию  стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stress.docx53.96 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.Аннотация              

2.План исследования

3.Научная статья

3.1.Понятие стресса;

3.2.Стадии стресса;

3.3.Причины возникновения стресса;

3.4. Системы органов, на которые влияет стресс;

3.5. Методы;

3.6.Статистические данные;

3.7.Полезные советы и рекомендации по борьбе со стрессом.

3.8.Общие выводы.

4.Список  литературы.

Тема «Стресс, его влияние на человека и способы борьбы с ним».

1.Аннотация

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное,  они даже срываются на крик. А некоторые просто нервничают по пустякам и находятся в какой-то паранойе.  Знайте же, всё это виноват стресс, который настиг свою жертву незаметно, и теперь эмоционально добивает её, высасывая из неё все силы и здоровье. Возникает вопрос, что такое стресс на самом деле? Почему он возникает и как с ним бороться? Мы решили исследовать эту проблему, выяснить, как часто люди  испытывают  нервное  перенапряжение  или  стресс; - выявить, умеют  ли  они определять, что они находятся под стрессовым воздействием; - дать  рекомендации  по  снятию  стресса.

Цель работы – выявить  виды  стресса, причины  его  возникновения, способы  снятия

нервного  напряжения.  

Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:

1.Провести сравнительный анализ литературных и интернет - источников.

2.Провести опрос среди подростков и взрослых.

3.Полученные результаты оформить в виде памятки.

Актуальность данного исследования очевидна, в наше время все без исключения могут попасть под воздействие стресса. Причиной этого могут являться перечисленные негативные факторы. Например: человек подвергается воздействию окружающей среды.  На учёбе или работе очень сильно утомляется. Также причиной может служить то, что он редко бывает на природе и не может позволить себе хорошо отдохнуть даже единственный раз в году. Ещё причиной стресса могут быть конфликтные ситуации на работе, в школе, или ссоры с друзьями, все они тоже отрицательно отражаются на нашем эмоциональном состоянии. Для достижения цели использовались общетеоретические методы исследования: анализ литературных   источников, сравнительный анализ, опрос.

Проблема проекта: крепкое здоровье и благосостояние человека является залогом качества его жизни в целом. Если любой из нас испытывает огромное количество стрессов, нервного напряжения, мы подрываем наше здоровье, счастье и благополучие.

Гипотеза: предполагаем, что стресс - это очень серьёзная проблема, с которой необходимо бороться. И если знаешь причины возникновения стресса, то можно найти способы борьбы с этим состоянием.

Объект исследования – ученики от 15 до 17 лет Междуреченской школы, педагоги,  жители посёлка Междуреченский.

Предмет исследования –  воздействие стресса на человека.

Практическая значимость работы: по результатам проведённого исследования мы  планируем выпустить памятку с здоровьесберегающими советами, рекомендациями.

2.План исследования

Первый этап исследования. Изучение физиологии стресса. (Сравнительный анализ литературных и интернет-источников).

Второй этап исследования. (Анкетирование).

Мы провели анкетирование среди учащихся Междуреченской школы 9-11 классов, педагогов и простых жителей.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1.Как вы думаете, что такое стресс?

Мы получили следующие ответы:

  1. Ответная реакция организма на воздействие окружающей среды;
  2. Раздражительность;
  3. Плохое настроение, которое не улучшается слишком долго;
  4. Усталость;
  5. Расстройство;
  6. Подавленное состояние.

7.Следствие каких – либо переживаний.

2.Подвергаетесь ли вы его воздействию?  Если да, то, как часто?

11 – часто подвергаются воздействию стресса;

8 – редко, но подвергаются;

8 – нет, вообще не подвергаются.

3.Как вы думаете, каковы причины стресса?

1.Конфликты на работе или семье;

2. Раздражает кто-то или что-то,

3.Кризис, нестабильность в стране;

4.Учёба;

5.Усталость;

6. Потеря близкого;

7.Постоянные неудачи.

4.Как вы боретесь с этим состоянием?

1. Общение с друзьями;

2. Стараться не думать о плохом, настроить себя, что всё будет хорошо;

3.Отдыхать;

4.Играть в компьютерные игры;

5.Физическая или интеллектуальная работа;

6.Занятие любимым делом или хобби;

7. Слушаю музыку,

8.Медитация.

9.Занятие спортом, спортзал,

10.Хороший фильм или книга.

3. Научная статья

3.1 Понятие стресса.

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики - для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающий его деформацию». У них позаимствовал этот термин канадский физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внутренних и внешних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «Стресс в нашей жизни» и, согласно теории Селье, обозначало психическое напряжение, возникающие у человека под давлением трудных условий - как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Гансу Селье пришлось почти пять лет доказывать скептически настроенным коллегам по всему миру уместность употребления этого технического слова в медицине. И когда его, наконец, внесли во все словари, оказалось, что человечество только и ждало названия для своих душевных и телесных расстройств.

Стресс (от англ. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса».

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса.

Эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.

Дистресс – это патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение, усталость, вялость.

В психологической литературе также активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека Дистресс в ответ на определенное событие.

Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.

Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

3.2. Стадии стресса

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем четыре фазы (стадии).

Первая фаза - стадия тревоги:

Тревога - реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги - это мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. Вслед за первой наступает вторая фаза – привыкание:

Привыкание - длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как "анемия спортсменов", "спортивная тахикардия".

Вслед за второй наступает третья фаза-истощение:

Истощение - при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания существования.

Последняя фаза - болезнь. Болезнь - развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.

3.3. Причины возникновения стресса

Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.

Итак, выделим источники стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком);

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

7. Шум;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

11. Напряжённая работа;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение со стороны на ссоры в семье).

Мы видим, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Различают физиологические и биологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как следствия изменения степени ответственности человека). Так, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности при счете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, которые принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа.

3.4.Вашему вниманию представлен перечень систем органов, на которые влияет стресс:

1.Система кровообращения. Как известно, кровеносная система нашего организма носит кислород и другие полезные вещества ко всем органам и системам нашего организма. Когда человек находится в спокойном состоянии, сердце старается работать как можно меньше, чтобы меньше изнашиваться. В момент стресса сердце начинает качать кровь энергичнее и вместе с кровью оно перебрасывает к органам жиры для подпитки. Если на стадии сопротивления происходит отклик от этих систем, то жиры сжигаются и в крови больше не циркулируют. Если же стресс затягивается, то неиспользованный жир так и остается в кровеносной системе и при достаточном его количестве может привести к закупорке сосудов.

2.Мышцы и кости. Это вторая система, которая крайне подвержена влиянию стресса. Как уже было сказано, в результате выброса гормонов наши мышцы напрягаются и в любую минуту готовы отработать нужное движение. Если этого не происходит долго время, то мышцы из-за постоянной напряженности укорачиваются и в последствие это приводит к хроническим болям в мышцах.

3.Желудочно-кишечная системаКазалось бы, при чем здесь она? Организм – целостная система, а питание он получает именно из этой системы. Стресс сказывается на ускорении обмена веществ вследствие чего изнашиваются ворсинки для всасывания питательных веществ.

4.Иммунная система. Иммунная система – защитник нашего организма от разного рода болезнетворных микробов и бактерий. Под действием стресса она начинает работать хуже, сокращается выработка антител для большинства респираторных инфекций – простуды, гриппа, ОРЗ, ОРВИ и других.

3.5. Методы защиты от стресса

Стрессом можно и нужно управлять, но что делаем мы? Испытав стресс, большинство людей бегут к холодильнику, мы начинаем, есть, хотя совершенно не голодны, поддаваясь инстинкту, который мы они сохранили с младенческих лет, когда символом спокойствия для нас них была материнская грудь.

«Забивая» стресс едой, мы довольны временной передышкой, которую они дают, и не думает о том, чем чреваты для здоровья эти излишества. Отправляясь в спортзал после рабочего дня, мы испытываем на прочность свой организм и не даем ему возможности пополнить свои ресурсы.

Мы боремся с последствиями, вместо того чтобы устранить причину стресса. Заполняя ежедневник делами, мы планируем не свои дела, а свой стресс. Мы не соблюдаем простейших правил его укрощения, а потом страдаем от его последствий.

Чтобы уберечь нервную систему от разрушительного действия стресса на организм, необходим: достаточный сон, рациональная организация труда, общеукрепляющие процедуры, в том числе закаливание и занятия физкультурой. Чаще говорите о своих проблемах с близкими людьми. Многие эксперты считают, что общение с семьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияет на нервную систему. Поэтому, необходимо постараться быть выдержанным и корректным как на работе, так и в семье.

Не изменяйте привычный ритм жизни. Очень часто люди, находящиеся в состоянии стресса, бывают не в состоянии выполнять свои ежедневные обязанности. Очень важно, чтобы человек не бросал привычных дел, монотонность и обыденность которых могут благотворно повлиять на настроение.

Начните день с физических упражнений. Эксперты считают, что физическая нагрузка значительно улучшает настроение. Если вы не владеете йогой, вам стоило бы этим заняться. Йога прекрасно концентрирует мысли и расслабляет тело.

Откажитесь от кофе или значительно уменьшите их употребление. Кофе и стресс несовместимы, так как эта «гремучая» смесь может породить бессонницу и сильное эмоциональное напряжение.

Старайтесь больше отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, подумайте о чем-нибудь приятном.

Следите за питанием. Пища должна быть свежей, богатой витаминами.

Не пропускайте приемы пищи.

Чаще бывайте в общественных местах. Обед в ресторане или кафе, дансинг, посещение кинотеатра - все это может существенно помочь.

Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у вас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Вот перечень некоторых советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) « по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

3.6. Статистические данные.

          Стрессу подвержен любой человек вне зависимости от занимаемой им должности, положения в обществе и материального достатка. 

  • По статистике, в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% - почти каждый день. 
  •  По данным американских ученых 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. Многие крупные корпорации тратят сотни миллионов долларов на медицинские пособия, вызванные стрессом. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно.
  • В России, на сегодняшний день, нет столь точной статистики, но по приблизительным оценкам примерно 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения - в состоянии сильного стресса. 
  •  Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости. Симптомы этого заболевания очень напоминают проявления СПИДа: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству
  • По данным ВЦИОМ (Всесоюзный центр исследования общественного мнения) россияне избавляются от стресса следующим образом:
    - Телевизор-46%
    - Музыка-43%
    - Еда-16%
    - Медикаменты-15% 
    - Спорт-12%
    - Йога, медитация-2%
  •  40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза страдают от стрессов, что ежегодно обходится обществу в 19 млрд. долларов США. 
  • Многие жители стран "Большой Европы" страдают теми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Например - 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% - на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.

3.7. Полезные советы и рекомендации по борьбе со стрессом.

           В нашей работе много сказано о том, какой вред наносят стрессы здоровью людей, но тут же возникает вопрос: «как же бороться со стрессами»? Предупредить события, которые приводят к стрессу, не всегда возможно, но мы можем изменить свою реакцию на них. Каждый человек индивидуален и в зависимости от многих факторов по-разному реагирует на стрессовую ситуацию. 
Существует несколько стратегий снятия стресса в зависимости от ситуации:

  • Прежде всего, необходимо проанализировать причины стресса и в дальнейшем постараться свести стрессовые ситуации к минимуму. 
  • Ежедневные физические упражнения избавляют от напряжения, сжигая избыток стрессовых гормонов и повышая в крови уровень поднимающих настроение веществ - эндорфинов.
  • Поможет расслабиться аромотерапия. Специалисты рекомендуют использовать эфирные масла при принятии ванны и массаже. Успокоительным средством послужит для вас фитотерапия в виде чая из ромашки, клевера и липы. 
  • Ослабить стресс можно простейшими средствами - вести дневник, смотреть чаще комедии, играть с домашними животными. 
  • Рекомендуется также балансировать свои желания и возможности, не преувеличивать трудности, научиться эффективно использовать свое время.
  • Снять стресс помогает и общение с близкими людьми. В любой, даже самой сложной ситуации, всегда можно найти верное решение. Подбадривайте себя и не стесняйтесь обращаться за помощью к друзьям и близким.

3.8.Общие выводы (рефлексия).

          В наше время, как оказывается, стресс является болезнью. А болезнь отрицательно сказывается на здоровье, человека его духовном состоянии и благополучии. Поэтому теме стрессов отводится особая, важная, роль. Со стрессами нужно бороться, а еще лучше предупреждать их, но т.к. второе за редким случаем нам удается сделать, к первому нужно отвести особое внимание. Борьба со стрессами – это помощь себе, своему здоровью, и чем бережнее вы относитесь к своему здоровью, тем крепче оно у вас будет, и тем приятнее и ярче будет казаться вам жизнь.

Чтобы избавиться от стресса, Вам необходимо:

1. Менять то, что Вы можете изменить, и принимать как судьбу то, чего пока изменить невозможно. Помните: нам в этом мире никто ничего не должен! И, Бог никогда не закрывает одной двери, не открыв другой!

2. Вырабатывать положительное отношение ко всему происходящему. В любом даже весьма негативном событии находить выгоду для себя.

3. Научиться жить сегодняшним днём и получать удовольствие.

4. Никогда не обижаться на судьбу. Помнить, что могло быть гораздо хуже!

5. Избегать неприятных людей. Если приходится общаться с людьми невыносимыми, то радуйтесь, что Вы не такой как они.

6. Повысить самооценку и меньше беспокоиться о том, что о Вас думают другие.

7. Побольше общайтесь с интересными людьми. Овладевайте навыками общения.

8. Переоцените свои ценности, если необходимо.

9. Организовывайте свой быт так, чтобы не тратить время понапрасну.

Так что в завершении своей работы нам бы хотелось дать один большой совет всем: «Живите полной жизнью, ведь она дается один только раз! Не позволяйте негативным моментам влиять на этот дар, боритесь, что есть сил за право полновластно распоряжаться ею!».

Данная работа помогла нам узнать много нового о влиянии стресса на здоровье человека. На основе полученных данных нам удалось дать достаточно полезных советов, соблюдение которых позволит любому человеку сохранить здоровье и продлить свою жизнь.

4. Список литературы

1.Карен Хорни: «Наши внутренние конфликты», Изд. «ЭКСМО пресс», 2000 г.

2.Е. Черепанова «Психологический стресс: помоги себе и ребёнку», Изд.центр «Академия» - 1996 год.

3.О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто «Большая книга подросткового психолога», Ростов на Дону «Феникс», 2008 год.

4.А. В Петровский «Общая психология», Москва, 2013 год

5.А. В. Морозов «Социальная конфликтология»., Изд.центр «Академия» - 2002  год.

6.Аксенова Л. В. «Семейная энциклопедия. Психологические тесты 400», ООО ИКЦ «Кредо», 2007 год;

7.П. Д. Павлёнок,  М. Я. Руднева «Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения, изд-во «Форум», 2013 год.

8.Ю. В. Щербинина «Речевая агрессия. Территория вражды»., Москва 2005 год.

9.А. А. Леонтьев «Психология общения», Москва «Смысл», 1999 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ищите и имейте свой набор способов снятия стресса и усталости.

Очень часто окружающие нас люди не то что не берегут наше настроение, а как раз наоборот – всеми силами его портят. Значит, нам надо взять за правило – заботиться о собственном настроении...

Рекомендации по снятию стресса

Приемы снятия стресса....

Как снять стресс

Рекомендации учителям по снижению психофизического навпряжения...

Мастер -класс для родителей 8-9 классов на тему "Подготовка к ОГЭ по математике.Как снять стресс."

Познакомить родителей  с правилами и порядком проведения ОГЭ по математике. Выполнение родителями типовых экзаменационных  заданий из "Модуль алгебра" , "Модуль геометрия"и "Модуль реальная ...

памятка учителям как снять стресс

памятка учителям как снять стресс...

Способы снятия стресса у педагогов (мастер-класс)

Представлены практические упражнения для преодрления стрессов у педагогов....