Конспект практического занятия в рамках муниципального семинара-практикума «Психологический аспект урока» для педагогов, учителей Братского района. По теме: «Профессиональный стресс. Способы нейтрализации стресса»
методическая разработка по психологии на тему

Гарькуша Татьяна Викторовна

Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у педагога любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья.

Существуют способы, с помощью которых мы в силах ослабить как стресс, вызванный окружением, так и собственные реакции на внешние воздействия. Главное признать пагубные последствия стресса и начать действовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1_zanyatiya_profes_stress.docx91.67 КБ
Файл seminar_praktich_zanyat_29.12.16g.pptx288.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом Детского Творчества»

Конспект практического занятия в рамках муниципального семинара-практикума  «Психологический аспект урока» 

для педагогов, учителей Братского района.

По теме: «Профессиональный стресс. Способы нейтрализации стресса»

 

Разработала и провела:

Педагог – психолог МКУ ДО «ДДТ»  Т.В. Гарькуша

2016 г.

Тема: «Профессиональный стресс. Способы нейтрализации стресса»

Цель: овладение методами и приемами нейтрализации стресса, которые способствуют контролю своих действий и эмоций, ознакомление с нетрадиционной техникой групповой дорисовки «Рисунок по кругу», как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения у всех участников образовательного процесса.

Дата проведения: 29.12.16 г.

Целевая группа: учителя-логопеды, педагоги-психологи, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, учителя Братского района.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, канцелярские принадлежности: лист А-3, маркеры,  цветные и простые карандаши, краски и кисти  для рисования, палитра, емкость для воды, салфетки, воздушные шарики, шпажки.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада вас видеть на практическом занятии.

Профессиональный стресс и здоровье педагогов

Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.

От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у педагога любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья.

Природа создала уникальный механизм, сбалансированный и целесообразный для защиты от внешних воздействий. Каждая из телесных реакций на требования стресса целесообразна. Эти реакции мобилизуют тело к ответу на воздействие, с которым оно столкнулось, организуя борьбу, бегство или нападение, но если они затягиваются, возникает истощение ресурсов, а затем заболевания.

Педагоги, как и многие люди других профессий склонны скрывать свой стресс, как от самих себя, так и от окружающих.

Существуют способы, с помощью которых мы в силах ослабить как стресс, вызванный окружением, так и собственные реакции на внешние воздействия. Главное признать пагубные последствия стресса и начать действовать.

Что такое стресс? (ответы педагогов)

        Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возникшим требованиям.

(Ганс Селье 1936 год).

Ученый показал, что при голоде и холоде, при страдании и радости, при любых событиях кора надпочечников, щитовидная железа, гипоталамус и другие органы и системы выделяют определенные гормоны и другие активные вещества, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем - бы они не были вызваны. Ученый назвал этот механизм адаптационным синдромом, показав, что он протекает в три стадии, последовательно сменяющие друг друга.

Стадии стресса

  • стадия тревоги, напряжения (мобилизации),
  • стадия сопротивления, резистенции (адаптации)  
  • стадия истощения.

Пока организм за счет резервов и соответствующих механизмов мобилизуется и сопротивляется (первые две стадии адаптационного синдрома), организм функционирует нормально, такой стресс даже полезен. После израсходования резервов и запасов, наступает третья стадия - истощения адаптационных резервов (дистресс – разрушительный стресс), через какое-то время это приводит к болезням.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Борьба со стрессом - это, прежде всего информация и разъяснение. Чтобы успешно управлять собственным стрессом, необходимо понимать и знать процессы, происходящие в нашем организме.

Физиологические последствия стресса.

Физиологические эффекты стресса это телесные реакции на стресс. Их можно разделить на четыре блока эффектов, которые тесно связаны и взаимодействуют.

1. Положительная мобилизация энергии – это мгновенный приток энергии необходимый для борьбы, защиты или бегства:

- выброс адреналина, гормона из надпочечников – это мощные стимуляторы. Ускоряют рефлексы, увеличивают частоту сердцебиений, повышают кровяное давление и уровень сахара в крови и усиливают весь обмен веществ. Кровь перераспределяется, больше крови поступает к мышцам, легким, головному мозгу.

- выброс гормонов щитовидной железы, которые ускоряют обмен веществ.

- выброс из печени в кровь большое количество холестерина, который также является источником энергии, обеспечивая работу мышц.

2. Негативные последствия мобилизации энергии. 

Частый выброс адреналина, повышающийся уровень холестерина, длительное усиление обмена веществ, приводит к сердечно - сосудистым проблемам (сердечные приступы, инфаркты, подъемы артериального давления и гипертоническая болезнь), повышению или понижению уровня сахара в крови и диабету к физическому истощению.

3. Системы поддержания энергии.

Для легких и мышц необходимо большое количество крови, так как предполагается большая физическая работа («нападать или убегать»).

- снижение активности пищеварительной системы позволяет направить избыток крови от желудка к легким и мышцам. При этом полость рта высыхает, слюна перестает поступать в желудок и пищеварительные процессы замедляются.

- кровь направляется от поверхности кожи к внутренним органам, из-за чего у тех, кто находится в состоянии сильного стресса, наблюдается бледность, одновременно начинается потоотделение, в результате чего охлаждаются мышцы, перегреваемые при внезапной мобилизации энергии.

- для большего насыщения кислородом крови расширяются вентиляционные каналы в легких. Этот процесс облегчается усилением частоты дыхания.

4. Негативные последствия поддержания энергии. При длительном и частом стрессе:

- снижение пищеварения может привести к заболеваниям желудка и расстройствам всего желудочно-кишечного тракта.

- частый дефицит крови в подкожной клетчатке может приводить к различным кожным заболеваниям. Интенсивное потение не только социально неприемлемо, но также приводит к потере ценного для тела тепла (для возмещения которого требуется новая энергия) и нарушает естественный теплообмен организма.

- избыток насыщения кислородом крови может привести к временной слепоте и нарушению сердечного ритма.

Психологические последствия стресса. Психологические последствия сильного стресса можно условно разделить на когнитивные, эмоциональные и поведенческие эффекты.

1. Когнитивные        эффекты        стресса.        

- уменьшается концентрация и объем внимания (увеличивается отвлекаемость).

- снижается хранение кратковременной и долговременной памяти (воспроизведение даже знакомой информации ослабевает).

- мышление становится нечетким и иррациональным (оценка реальности делается менее эффективной, возможность объективного критического анализа ситуаций ослабевает).

Вывод: специалист плохо организует свою деятельность, отказывается от долговременного планирования. Трудно точно оценить существующие условия или прогнозировать отдаленные последствия своих и чужих действий.

2. Эмоциональные эффекты стресса.

- нарастает физическое и психологическое напряжение. Появляется болезненная мнительность, воображаемые недомогания добавляются к подлинным расстройствам, вызванными стрессом.

- меняются привычки и потребность следить за собой. Аккуратные и заботливые люди могут стать неопрятными, неряшливо одетыми, безразлично относящимися к окружающим.

- усиливается тревожность, повышенная чувствительность, склонность к самозащите и враждебность. Возможности контроля над своими эмоциями ослабевают или, напротив, становятся нереалистично жесткими, что ведет к возникновению и учащению эмоциональных срывов.

- запас душевных сил, энергии уменьшается, появляется чувство беспомощности, ощущение невозможности повлиять на события или отношение к этим событиям и к самому себе.

- самооценка резко падает, развивается ощущение некомпетентности и неполноценности.

Вывод: все это создает предпосылки для развития депрессии.

3. Поведенческие эффекты стресса.

- ранее значимые увлечения теряют свою притягательность и игнорируются, отказываются от жизненных целей.

- исчезают заинтересованность и энтузиазм в работе. Люди в связи с реальными или вымышленными болезнями часто отсутствуют на работе.

- злоупотребление лекарственными препаратами, особенно успокаивающими и снотворными.

- многократно увеличивается потребление кофе, крепкого чая, никотина, учащаются случаи алкоголизации.

- возникает ощущение отсутствия сил для любой деятельности.

- появляется раздражение и цинизм по отношению к ученикам и коллегам и желания возлагать вину и ответственность за все на других.

- игнорируется новая информация. Даже потенциально полезные новые сведения или новые инициативы отвергаются. Проблемы «решаются» все более поверхностно, ничего не доводится до логического конца.

- нарушается сон. Возникают трудности с засыпанием или сохранением активного бодрствования.

- могут делаться заявления, содержащие угрозу самоубийства.

Вывод: все эти эффекты могут приводить к неврозам и депрессии.

Признаки стресса

- физические (общее напряжение мышц, боли в груди, животе и спине, дрожь или нервный тик, расстройства стула, частое мочеиспускание, головные боли, повышенная потливость и др.)

- психологические (беспокойство или повышенная возбудимость, раздражительность, гнев, невозможность сосредоточиться, агрессивность, чувство беспомощности,  страх).  

- поведенческие  (потеря аппетита или переедание, дрожание голоса, потеря внимания к своему внешнему виду, антисоциальное поведение).

Практическая часть.

Мы с вами определили физиологические и психологические последствия стресса, их положительное и негативное влияние на человека. Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшое практическое задание, а именно: описать психологический портрет человека в состоянии стресса, а затем нарисовать его. Для этого мы с вами разделимся на две команды, каждая команда будет рисовать данного человека, определив признаки стресса.

По окончанию задания, команды показывают свой рисунок человека, находящегося в состоянии стресса и  описывая его признаки.

Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.

Стресс-фактор — неблагоприятные обстоятельства, вызывающие стрессовое состояние (толковый словарь Ефремовой. Т.).

Какие стресс - факторы влияют на профессиональную деятельность педагога? (Ответы педагогов)

Основные стресс - факторы:          

- жесткий контроль со стороны администрации;

- открытое занятие (урок);

- несоответствие результатов с затраченными силами;

- жесткие временные рамки деятельности для реализации поставленных целей;

- неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

- организационные моменты педагогической деятельности: дополнительная нагрузка, расписание, ответственность за кабинет, классное руководство;

- моральное и материальное стимулирование;

- чрезмерная ответственность перед всеми участниками образовательного пространства;

- контакты с родителями (конфликт ролей, несоответствие между уровнем знаний ученика и ожиданием его родителей хорошей итоговой оценки);

- материально – техническое оснащение (температурный режим, плохое освещение, чрезмерный шум). И т.д.  

Мы с вами определили преобладающие стресс-факторы.  

Все ли мы знаем свой уровень регуляции в стрессовых ситуациях?

Сейчас я вам предлагаю пройти диагностику  состояния стресса (приложение № 1), она у вас в распечатанном варианте лежит на столах. Результаты оглашать не нужно.

 Педагог-психолог, вывод: уважаемые педагоги, теперь вы знаете свой уровень регуляции стрессом. Я предлагаю вам поучаствовать в небольшом эксперименте.

Цель эксперимента: определение изменения состояния человека при актуализации психологического стресса, его мышечные и кожные реакции во время опыта: побледнение или покраснение кожи, мышечные сокращения, видимые напряжения мышц, эмоции  и т. д.  

Как вы себя, на данный момент, чувствуете? (Ответы педагогов). Мы знаем, что в состоянии стресса у человека увеличивается частота сердцебиений, повышается кровяное давление. Скажите, пожалуйста, как часто вы измеряете свой пульс? Сейчас мы с вами измеряем частоту сердечных сокращений (пульс на лучевой артерии), и данные запишем в таблицу (приложение № 2, «Таблица частоты сердечных сокращений»).  

Затем возьмем воздушный шарик, шпажку. С помощью шпажки нам необходимо лопнуть воздушный шарик, приложив усилие, преодолеть стресс. Далее измерить свой пульс и данные записать в таблицу.

Этапы эксперимента (приложение № 2):

1. Измерить частоту сердечных сокращений на начало эксперимента (данные записать в таблицу).

2. Взять воздушный шарик, шпажку.

3. С помощью шпажки лопнуть воздушный шарик.

4. Измерить частоту сердечных сокращений на окончание эксперимента (данные записать в таблицу).

5. Определить эмоциональное состояние участника эксперимента.

Первая помощь при остром стрессе

Вы сейчас неожиданно оказались в стрессовой ситуации (педагог заставил понервничать, поучаствовать в эксперименте).

Вы находились в состоянии стресса и преодолели  острый стресс. Как вы сейчас себя чувствуете? (Ответ педагогов).

Я предлагаю вам оказать самому себе первую помощь при остром стрессе, выполнить небольшое упражнение.

Противострессовое дыхание. Необходимо сесть прямо, выпрямить позвоночник, руки положить на колени, ладонями вверх. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос на счет 1,2,3,4; на пике вдоха задержите дыхание (на счет 1,2,3,4). после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

Какие методы для снятия психоэмоционального напряжения, нейтрализации стресса вы используете?

Каким образом вы разрешаете эту проблему? (Ответы педагогов)

Методы адаптации к стрессу (приложение № 3 «Определение понятий»).

  1. Психологические: аутотренинг, гипноз, медитация, рациональная терапия, нейролингвистическое программирование, психотерапия (арт-терапия).
  2. Физиологические: массаж, акупунктура, физические упражнения, командные и индивидуальные спортивные игры.
  3. Физические: баня, закаливание, водные процедуры, световое воздействие.
  4. Биохимические: фармакотерапия, фитотерапия, цветотерапия, мышечная релаксация.

Мы определились и признали пагубные последствия стресса. Перечислили методы и способы нейтрализации стресса.  

Сейчас мы познакомимся с одним из методов направления арт - терапии, с помощью которого вы сможете поднять себе настроение, почувствовать себя комфортнее.

Сегодня мы с вами рассмотрим и проработаем с техникой групповой дорисовки «Рисунок по кругу».

Что мы можем получить от такого рисования?

        Техника групповой дорисовки, это, прежде всего, лечение, оздоровление и исцеление нашей психики. Поэтому,  использование нетрадиционной техники «Рисунок по кругу» является инструментом для снятия психоэмоционального напряжения человека любого возраста. Вами, начатый рисунок отправится в путешествие, это маленькая игра, которая предполагает подарить вам радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая положительные эмоции,  вы способствуете снятию психоэмоционального напряжения, улучшаете настроение,  развиваете творческие навыки, приобретаете  уверенность не только в себе, но другим даете возможность поверить в свои силы.

        

        Правила выполнения техники групповой дорисовки.

        Техника групповой дорисовки очень проста, для этого нам понадобятся: простые карандаши, краски, кисти  для рисования; листы бумаги формата А-4, емкость для воды, салфетки, палитра.

        Под музыку вы начинаете рисовать свой рисунок, вкладывая в него только позитивные мысли, хорошее настроение, подбираете яркие цвета. Время для каждого рисунка 2, 3 минуты или окончание музыкального сопровождения, т.е музыка стихает, вы передаете рисунок соседу слева,  ваш рисунок отправляется в путешествие.

        При создании изображения на рисунке, вам необходимо обращать внимание на отсутствующие части изображения (возможно, их не успели дорисовать) и пустые пространства на рисунке. Путешествие рисунка продолжается до тех пор, пока каждый из вас не получит вами начатый рисунок обратно.

        По возвращению вашего рисунка, вы внимательно его рассматриваете, возможно, захотите что – то дорисовать и на это у вас будет такая возможность.

        Если у вас возникли вопросы по технике групповой дорисовки, прямо сейчас мы их рассмотрим (вопросы педагогов).

        Если нет вопросов, тогда приступим к групповой зарисовке.

Данную технику групповой дорисовки можно применять в любом коллективе, в том числе и детском.

Включение элементов арт - педагогических методов на занятиях оказывает свое влияние в решении эмоциональных проблем и не адаптивных форм поведения детей.

        Рефлексия

Уважаемые педагоги, какое у вас настроение?

- хорошее, поднимите два больших пальца вверх (знак «О - кей»);

- удовлетворительное, один палец вверх, другой вниз;

- плохое настроение, оба больших пальца вниз.

Вывод.  Роль нашего настроя на самочувствие и работоспособность очень велика. Давно известно, что интересная работа вызывает гораздо меньше усталости, чем нудная и однообразная. Вы способны сделать свою работу увлекательной, главное овладеть способами нейтрализации стресса и применять их в своей жизни.

Всем спасибо, до свидания!

Приложение № 1

Диагностика состояния стресса (авт. А.О. Прохоров)

Цель. Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях (уровень регуляции в стрессовых ситуациях).  

Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Инструкция. Внимательно прочтите данные утверждения и обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно.

Текст опросника.

1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.

2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.

3. На работе и дома сплошные неприятности.

4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.

5. Меня беспокоит будущее.

6. Мне часто необходимы: алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.

7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.

8. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.

9. В жизни я ничего не достиг и часто испытываю разочарование в самом себе.

Обработка результатов

Подсчитываете количество положительных ответов по всем 9 вопросам. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл (ответ «нет» оценивается в 0 баллов).

Результат:

0 - 4 балла — означает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях;

5 - 7 баллов — умеренный уровень;

8 – 9 баллов — слабый уровень.

Интерпретация результатов.

  • Высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях.

  • Умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»).

  • Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе.

Приложение № 2.

Этапы эксперимента:

1. Измерить частоту сердечных сокращений на начало эксперимента (данные записать в таблицу).

2. Взять воздушный шарик, шпажку.

3. С помощью шпажки лопнуть воздушный шарик.

4. Измерить частоту сердечных сокращений на окончание эксперимента (данные записать в таблицу).

5. Определить эмоциональное состояние участника эксперимента, сделать самоотчет, данные записать в таблицу.

Таблица частоты сердечных сокращений.

Частота сердечных сокращений (на начало эксперимента)

Частота сердечных сокращений (по окончанию эксперимента)

Самоотчет (мышечные и кожные реакции во время опыта: побледнение или покраснение кожи, мышечные сокращения, видимые напряжения мышц, эмоции  и т. д.)

Приложение № 3 «Определения понятий»

Аутотренинг - психотерапевтический метод, разработанный немецким психиатром и психотерапевтом И. Г. Шультцем в 1932 г. и используемый для психологической саморегуляции.

Пример: я абсолютно спокоен. Мое тело расслаблено. Мои ноги расслаблены. Мои ноги становятся тяжелыми. По ногам расходится приятное тепло. Мои руки расслаблены и тяжелые. По рукам течет приятное тепло. Мое туловище расслаблено. В районе солнечного сплетения я чувствую тепло, которое расходится по всему телу. Моя голова расслаблена. Все мышцы лица расслаблены. Мое дыхание ровное и спокойное (http://samopoznanie.ru/schools/autotrening/)

Гипноз - это временное воздействие на сознание человека, в результате которого изменяются функции личного контроля и самосознания.

Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин).

Рациона́льно-эмоциона́льно-поведе́нческая терапи́я, РЭПТ (англ. Rational Emotive Behavior Therapy (REBT) — направление в психотерапии и психологическом консультировании, предложенное Альбертом Эллисом в 1955 году, в котором в качестве главной причины психических расстройств рассматриваются ошибочные, иррациональные когнитивные установки (убеждения, верования, идеи, предположения и т. п.), а не прошлый опыт индивида, в отличие от психоанализа и некоторых других направлений психотерапии. Эта терапия, основана на разуме и логике. Данный вид терапии подходит не всем и не всегда, но если уровень тревоги не очень высок, то начинать можно именно с этого метода.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это процесс, который направлен на изменение себя путем моделирования новых действий для раскрытия своего потенциала. Это область практической психологии, разрабатывающая прикладные техники.

Акупункту́ра — направление в традиционной китайской медицине, в котором воздействие на организм осуществляется специальными иглами через особые точки на теле посредством введения их в эти точки и манипуляций ими.

Фармакотерапия (от др.- греч. φάρμακον — лекарство) — лечение лекарственными средствами, или иначе, фармакологическими агентами, относится к консервативным методам лечения.

Фитотерапия — это метод лечения заболеваний с помощью средств растительного происхождения.

Цветотерапия (хромотерапия) — метод нетрадиционной медицины, воздействие разнообразно окрашенным светом на человека с целью его излечения. Поскольку цветотерапия не опирается на научный метод, а исследования не подтверждают её эффективность, она является псевдонаучной.

Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах.

Психотерапи́я — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится, как правило, специалистом-психотерапевтом, путём установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путём бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик.

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, которое  использует творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики (основанное на искусстве и творчестве).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическое занятие по теме: «Профессиональный стресс. Способы нейтрализации стресса.» Цель: овладение методами и приемами нейтрализации стресса, которые способствуют контролю своих действий и эмоций, ознакомление с нетрадиционной техникой групповой дорисовки «Рисунок по кругу», как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения у всех участников образовательного процесса Педагог - психолог МКУ ДО «ДДТ» Гарькуша Т.В

Слайд 2

Что такое стресс? Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возникшим требованиям. Ганс Селье 1936 год тревоги или напряжения, в период которой мобилизуются адаптационные ресурсы организма; сопротивления - на которой происходит сбалансированное расходование резервов адаптации; стадия истощения , когда энергия исчерпывается, и развиваются психические и соматические расстройства ( дистресс - разрушительный стресс). Стадии развития стресса:

Слайд 3

Физиологические последствия стресса 1. Положительная мобилизация энергии – это мгновенный приток энергии необходимый для борьбы , защиты или бегства. Выброс адреналина, гормона из надпочечников, гормонов щитовидной железы – это мощные стимуляторы. Ускоряют рефлексы, увеличивают частоту сердцебиений, повышают кровяное давление и уровень сахара в крови, усиливают весь обмен веществ. Кровь перераспределяется, больше крови поступает к мышцам, легким, головному мозгу, ускоряют обмен веществ., обеспечивая работу мышц. 2. Негативные последствия мобилизации энергии. Частый выброс адреналина, повышающийся уровень холестерина приводит к сердечно - сосудистым проблемам (сердечные приступы, инфаркты, подъемы артериального давления и гипертоническая болезнь), повышению или понижению уровня сахара в крови и диабету.

Слайд 4

Физиологические последствия стресса 3. Системы поддержания энергии . Снижение активности пищеварительной системы позволяет направить избыток крови от желудка к легким и мышцам. От поверхности кожи кровь поступает к внутренним органам, из-за чего наблюдается бледность, одновременно начинается потоотделение, в результате чего охлаждаются мышцы. Расширяются вентиляционные каналы в легких. Этот процесс облегчается усилением частоты дыхания. 4. Негативные последствия поддержания энергии Снижение пищеварения ,частый дефицит крови в подкожной клетчатке, избыток насыщения кислородом может привести к заболеваниям желудка и расстройствам всего желудочно-кишечного тракта, нарушению естественного теплообмена организма. к временной слепоте и нарушению сердечного ритма .

Слайд 5

Психологические последствия стресса 1. Когнитивные эффекты стресса . уменьшается концентрация внимания снижается хранение кратковременной и долговременной памяти мышление становится нечетким и иррациональным 2. Эмоциональные эффекты стресса . нарастает физическое и психологическое напряжение меняются привычки и потребность следить за собой усиливается тревожность, чувствительность самооценка резко падает 3. Поведенческие эффекты стресса. отказ от жизненных целей исчезают заинтересованность и энтузиазм в работе злоупотребление лекарственными препаратами раздражение и цинизм по отношению к ученикам и коллегам игнорируется новая информация нарушение сна Вывод : все эти эффекты приводят к неврозам и депрессии

Слайд 6

Признаки стресса физические (общее напряжение мышц, боли в груди, животе и спине, дрожь или нервный тик, расстройства стула, частое мочеиспускание, головные боли, повышенная потливость и др.) психологические (беспокойство или повышенная возбудимость, раздражительность, гнев, невозможность сосредоточиться, агрессивность, чувство беспомощности, страх) поведенческие (потеря аппетита или переедание, дрожание голоса, потеря внимания к своему внешнему виду, антисоциальное поведение )

Слайд 7

Основные стресс - факторы - жесткий контроль со стороны администрации; - открытое занятие (урок); - несоответствие результатов с затраченными силами; - жесткие временные рамки деятельности для реализации поставленных целей; - неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; - организационные моменты педагогической деятельности: дополнительная нагрузка, расписание, ответственность за кабинет, классное руководство; - моральное и материальное стимулирование; - чрезмерная ответственность перед всеми участниками образовательного пространства; - контакты с родителями (конфликт ролей, несоответствие между уровнем знаний ученика и ожиданием его родителей хорошей итоговой оценки); - материально – техническое оснащение (температурный режим, плохое освещение, чрезмерный шум). И т.д.

Слайд 8

Первая помощь при остром стрессе Противострессовое дыхание. Необходимо сесть прямо, выпрямить позвоночник, руки положить на колени, ладонями вверх. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос на счет 1,2,3,4; на пике вдоха задержите дыхание (1,2,3,4). После чего сделайте выдох как можно медленнее. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения. Методы адаптации к стрессу . - Психологические: аутотренинг, гипноз, медитация, рациональная терапия, нейролингвистическое программирование, психотерапия - Физиологические: массаж, акупунктура, физические упражнения, командные и индивидуальные спортивные игры. - Физические: баня, закаливание, водные процедуры, световое воздействие. - Биохимические: фармакотерапия, фитотерапия , цветотерапия , мышечная релаксация.

Слайд 9

Что мы можем получить от техники групповой дорисовки «Рисунок по кругу?» Это, прежде всего, лечение, оздоровление и исцеление нашей психики. Поэтому, использование нетрадиционной техники «Рисунок по кругу» является инструментом для снятия психоэмоционального напряжения человека любого возраста. Рисование - стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает напряжение , избавляет от страха, нейтрализует стресс.

Слайд 10

Положительные мысли создают благоприятные ситуации в нашей жизни, а негативные – болезни и страдания. Синельников В.В Вывод . Роль нашего настроя на самочувствие и работоспособность очень велика. Давно известно, что интересная работа вызывает гораздо меньше усталости, чем нудная и однообразная. Вы способны сделать свою работу увлекательной, главное овладеть способами нейтрализации стресса и применять их в своей жизни.

Слайд 11

Всем спасибо! До свидания! Будьте ЗДОРОВЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация к семинару -практикуму "Психологические проблемы непрерывного образования"

Семинар-практикум "Психологические проблемы непрерывного образования" предназначен для работы со взрослой аудиторией:педагоги, родители, выпускники школы.В кождой целевой аудитории предложенная тема б...

Семинар-практикум "Психологические особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР"

Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств....

Семинар-практикум "Психологический климат в коллективе"

Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, так человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть успешным в одной группе и совершенно не проявит...

Семинар-практикум «Психологический климат в коллективе»

Семинар-практикум «Психологический климат в коллективе»Памятка педагогу  Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе   ...

Коррекционно-развивающее занятие для старшеклассников "Способы преодоления стресса, способы саморегуляции"

Данное занятие по стрессоустойчивости предназачено для  учащихся старшей школы. Согласитесь, в современном мире возникает все больше причин, ведущих к стрессовому состоянию. В результате сегодня ...

«Стресс. Способы нейтрализации стресса у детей»

В наши дни проблема стресса изучена достаточно глубоко. Стресс многолик в своих проявлениях. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. Но стресс не только зло, не только...