Диагностика воспитательного процесса в работе классного руководителя.
статья (10 класс)

Красникова Наталья Борисовна

       Педагогическая диагностика необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_diagnostika.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

                        Диагностика воспитательного процесса

                            в работе классного руководителя. 


      Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее
 функции: 1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания 2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем  и 3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.

    Существуют
3 типа диагностики в работе классного руководителя: 1) начальная; 2) корректирующая (текущая);   3) обобщающая (итоговая)

         
1) Начальная  диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебном семестре или  году  классному руководителю необходимо  изучить уровень воспитанности студентов. 

         
2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности студенческого  коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в студентах и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений.

         
3) в конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая  диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

    Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего
предмета три области:

1.    
результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);

2.    
результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;

3.    
результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)

         Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:

- уровень знаний учеников

- степень социального и психологического развития, 


     Психолог  обеспечивает  классного руководителя психологической информацией, необходимой для обеспечения индивидуального подхода к студентам. Это обеспечение производится через групповую и индивидуальную психодиагностику студентов, беседы и консультации с классными руководителями, преподавателями и родителями. 

Отбор методик для выполнения диагностического минимума производится исходя из возрастной периодизации. На 1-2 курсы приходится возраст ранней юности. (Д.Б.Эльконин, 1989).

       Уже в сентябре психологом была проведена диагностика индивидуальных особенностей студентов, что позволило осуществить личностно-ориентированный подход в воспитании.  В результате  диагностики выявили:  эмоциональную устойчивость, направленность, тип темперамента и лидерские качества каждого студента. Была дана психологическая характеристика группы и отдельного студента, а также рекомендации по влиянию на каждого студента. Оказалось 14 студентов – холерического типа темперамента – деятельные, активные, эмоциональные, способные сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени, но при длительной работе не всегда хватает выдержки и усидчивости. Цикличность подъема и спада настроения и энергичности может  объяснить неровность поведения, самочувствия и конфликтов студентов этой категории студентов.

Особого внимания к себе требуют студенты меланхолического  типа темперамента. Их в моей группе – 8. В отношении них недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон или ирония. Их следует вовремя хвалить за проявленные успехи. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие.   Они отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большой выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале.

Сангвиников в моей группе  - 4. Перед сангвиниками следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать их в активную деятельность и систематически поощрять их усилия, в противном случае - потеря интереса, и нулевой результат. Данные характеристики я обязательно использую в процессе воспитания коллектива моей группы. Известно, что смысл истинного педагогического воздействия не наказание, а  преследует две цели - остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор студентом более приемлемого поведения в будущем.

    Ставя воспитательные задачи в работе с группой,  мы обязательно отмечаем формирование нравственности и ценностной сферы. Ибо это является основой личности человека. Выбор поведения и поступка каждый человек делает сообразно тому, что для него является ценным. В октябре месяце психолог провела диагностику ЛР, выявив отношение к 13 общечеловеческим ценностям, в том числе – к семье, отечеству, знаниям, к Человеку в трех ипостасях, и к себе. Данная диагностика позволяет увидеть на какие направления работы  стоит обратить особое внимание, включить в план воспитательной работы определенные темы мероприятий и бесед.

    Анализируя индивидуальную диаграмму ЛР, видим траекторию развития каждого студента, и отношение к каждой ценности. Можно отметить сформированное положительное отношение к семье, земле, труду, к близким людям. Но есть тревожные моменты – у некоторых в группе отрицательное отношение к знаниям (4 человека), стоит работать над толерантностью, т.к. отношение к человеку иной культуры, веры у 2 студенток – ситуативно - негативное. Устойчиво отрицательное отношение к основным ценностям не отмечено ни у кого. Особую тревогу вызывает отношение к внутреннему миру - у 10 студентов отрицательное отношение к себе, им хочется быть лучше, краше, успешнее. Для себя я ставлю задачи по работе над формированием положительного отношения к внутреннему миру, устойчиво положительного отношения к человеку иному, к труду. У некоторых студентов нужно повысить отношение к человеку иному, миру, культуре, знаниям, к отечеству, человеку такому, к своему телесному Я.

     В результате исследования нравственных отношений студентов выяснилось, что  они сформиваны у 80% студентов, у 15% прослеживается тенденция к их формированию. Безнравственных нет. В целом группа имеет хороший уровень воспитанности, но нужно вести индивидуальную работу с теми, у кого низкий уровень воспитанности.

    Затем исследовалась степень адаптации студентов 1 курса к условиям обучения в нашем техникуме. Общая удовлетворённость условиями обучения в техникуме – высокая у большинства студентов.  Высокий уровень тревожности у двоих. Большинство студентов с низким и средним уровнем напряжённости и тревожности. У 52% студентов  отмечен высокий уровень адаптации, у 42% студентов - средний уровень адаптации, у 5% –низкий уровень. В связи с этим  со  студнткой  проводится индивидуальная работа по поводу адаптации к обучению в нашем техникуме. Она у нас на постоянном контроле ( провожу индивидуальные беседы с ней, с родителями, она приглашалась на индивидуальные беседы к зав.отделением, к зам.директора по ВР, к психологу.)

      Кроме того проводилась диагностика мотивации к обучению студентов гр.15-28БУХ. Выяснилось, что 79% студентов имеют высокую мотивацию к обучению, 16% имеют среднюю мотивацию и 5% - низкую. Низкую мотивацию нужно повышать, используя индивидуальные методы работы.

       Планирую провести тестирование родителей (анкета «Воспитательная работа в группе  глазами родителей»). Такое анкетирование помогает классному руководителю взглянуть на процесс воспитания студентов в группе  по-новому, позволит глубже и серьезнее проанализировать свою реальную деятельность, да и у родителей такие опросы вызывают и заинтересованность и ответственность.

     Таким образом, диагностика  позволяет увидеть результаты воспитательного процесса,  недостатки воспитания и скорректировать работу классного руководителя.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя

Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъект и объект. В традиционной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводилась роль объекта, которому старшее п...

« Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя»

Мастер-класс по теме:"Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя" помогут классному руководителю при подготовке классного часа. Также может стать подспорьем в овладении восп...

Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя

Некоторые технологии, которые я использую в своей работе....

Диагностика воспитанности учащихся в работе классного руководителя

Приложения по определению уровня воспитанности учащихся...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Эффективное использование современных воспитательных технологий в работе классного руководителя.

Эффективное использование современных   воспитательных технологий в  работе  классного руководителя....