Главные вкладки

    Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
    статья по теме

     

    Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет роль общеобразовательного учреждения как центрального звена этой системы, фундаментальной социокультурной базы воспитания и развития детей.|2.1

    |Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка.

    Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

    В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

    За последние годы ИКТ утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе. Нет педагога, который не пользовался бы компьютером на своих уроках. Но возможности ИКТ в воспитательной работе  пока еще не исчерпаны.

    Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся и их родителей как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

     И. Г. Ларионова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №12»

    Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования определены Национальной доктриной образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751).

    Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет роль общеобразовательного учреждения как центрального звена этой системы, фундаментальной социокультурной базы воспитания и развития детей.|2.1|

    В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение.

    Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе.

    Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

    Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей. Классный руководитель включает в план лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене. Родительские собрания, тематические консультации, педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обзор популярной педагогической литературы для родителей, обмен опытом воспитания детей в семье, вечер вопросов и ответов, день открытых дверей и другие формы.

    Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется классным руководителем. Он привлекает родителей к  различным видам взаимодействия. Это  совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных пособий; организация мини-кружков и клубов.

    Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся осуществляется классным руководителем. Эту информацию они получают на тематических и итоговых родительских собраниях, индивидуальных консультациях. А также из  дневников учащихся, карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности. Все перечисленное выше относится к традиционным  формам и методам работы классного руководителя.

    В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

    За последние годы ИКТ утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе. Нет педагога, который не пользовался бы компьютером на своих уроках. Но возможности ИКТ в воспитательной работе  пока еще не исчерпаны. В методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г под №21, четко определены функции классного руководителя. Изучив данные функции, можно определить круг мероприятий, где возможно использование ИКТ.|3.1|

    Работа с родителями учащихся является одной из самых важных в работе классного руководителя. Здесь применимы как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Но универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание, которое обязательно проводится один раз в четверть. На нём даётся анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Данная информация может быть представлена в виде   электронной презентации, выполненной с помощью графического редактора и программы Power Point . В ней наглядно, убедительно и доступно можно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков. Обязательно каждому родителю выдается распечатка этого материала. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам. Могу с уверенностью сказать, что с использованием ИКТ процент посещения родительских собраний увеличился.

    Интересной и продуктивной формой работы с учащимися и родителями является анкетирование. Такая работа уже не возможна без применения ИКТ, что позволяет представить информацию  анкетируемому наглядно и четко. Компьютеризация школы коснулась всех сторон её жизни, в том числе и работы классного руководителя, который может использовать ИКТ в воспитании и организации классного коллектива.

    В нашей школе уже давно используется программный продукт «Кирилл и Мефодий» представляющий виртуальную структуру школы, с помощью которого велся контроль  успеваемости и посещаемости обучающихся учебных занятий, составлялось расписание, велся «Электронный журнал». Эти сведения поступали в учебную часть каждую четверть от классных руководителей.

    Теперь на смену данной программы пришла школьная образовательная сеть «Дневник.ру» Родители могут с  домашних ПК подключиться к серверу  программы и получить  не только интересующую их информацию, но  и сами активно принимать участие в жизни школы и класса. Держать более тесную еждневную связь с классным руководителем.

    Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся и их родителей как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».

    Литература

    1.Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений.

    2. Организация деятельности классного руководителя Опубликовал: Маткин Андрей Александрович Дата: Thu, 25-08-2005

    3. ИТО-Марий Эл-2007 / Внедрение ИКТ в практику управления образованием: публикация. ИКТ в работе классного руководителя. Леухина Надежда. Ивановна Красногорская средняя общеобразовательная школа №1», Звениговский район


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Система работы классного руководителя с родителями"

    В статье говорится о системе взаимодействия классного руководителя и родителей....

    Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

    Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

    Система работы классного руководителя с родителями как основа успешного развития личности учащихся.

    В Презентации отражены основные направления работы классного руководителя и показана система мероприятий....

    Повышение психолого-педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителей обучающихся через деятельность семейного клуба

    Социальное развитие  ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет с...

    Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

    В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

    Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

    Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

    Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся

    Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их рабо...