Классный час "Как воспитать толерантного человека"
классный час (7 класс)
Предварительный просмотр:
Место проведения МБОУ лицей №5
Родительское собрание в 7р1 классе
Классный руководитель Кутько Наталья Александровна
Нравственные основы в семье: «Как воспитать толерантного человека»
Цель родительского собрания
Вовлечение семьи в формирование у обучающихся толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия.
Ход проведения родительского собрания
«Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания,
терпимости, дружбы между народами,
мира и всеобщего братства»
(Декларация прав ребёнка)
1. Выступление учителя: (Слайд 2.)
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна: «Как воспитать толерантного человека?» Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. В нашем классном коллективе присутствуют дети и родители самых разных национальностей, разных этноконфессий: это и русские, и армяне, и татары, и азербайджанцы. Вот уже 7 лет наши дети учатся жить одной дружной семьей. Но и в нашем дружном коллективе иногда возникают конфликты. Как разрешать возникающие конфликты, как воспитать у детей толерантное отношение друг к другу?
-Что, по - вашему мнению, означает слово толерантность?
Предполагаемые ответы родителей:
Толерантность:
-уважение друг к другу;
-понимание непохожего на вас человека;
-дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами;
-терпение друг к другу;
-терпение к разным национальностям, сословиям;
-умение общаться между людьми;
-гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека;
-когда все люди живут в мире и согласии с самим собой и другими.
Мини-лекция. (Слайд 3.)
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Толерантность – понятие достаточно новое, это: (Слайд 4.)
– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Толерантность начинается в семье. Насколько мы терпимы к своему ребенку после работы, как часто мы раздражаемся по любому поводу, можем позволить себе сорваться на ребенка? Почему же он не может сорваться на другого человека?
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Задание.
-Предлагаю собрать цветок толерантности. Для этого нужно подобрать слова - синонимы к слову толерантность. (Родители и дети пишут на лепестках слова и собирают цветок). Сравните ваш цветок с цветком на слайде.(Слайд 5.)
-Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости и излишней любви. Он гораздо сложнее, потому что требует от родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладении системой воспитания в целом, а также толерантного подхода к процессу воспитания.
Вопрос:
- Как вы думаете, какие условия необходимо создать в семье, чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, послушным? (Родители отвечают)
-А сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов и определить тип воспитания в вашей семье.
Тест: «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка? » (Приложение 1) (Слайд 6-8.)
-Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.
2. Обмен мнениями. (Слайд 9.)
В конце классного часа учитель предлагает ряд вопросов:
1.Назовите черты толерантной личности.
Предполагаемые ответы родителей:
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других
- альтруизм
2.Что важного для себя вы узнали?
Предполагаемые ответы родителей: как воспитать толерантного человека.
3.Почему необходимо воспитывать толерантного человека?
Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
3. Заключительное слово учителя:
Азбука китайской мудрости.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Наше собрание близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений. Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.
Решение родительского собрания (Слайд 10-12.)
1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.
3. Продолжить сотрудничество со школой, активно участвовать в жизни класса и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Как воспитать толерантного человека?"
28 сентября в нашей школе проводилось общешкольное родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности". На сайте муниципального автономного общеобразовательного учреждени...
Родительское собрание на тему "Как воспитать толерантного человека"
Презентация для проведения родительского собрания в 7-8 классах....
Родительское собрание Как воспитать толерантного человека
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» ( А. Сент-Экзюпери) Одно из важнейших условий целостного развития ребенка - содр...
Беседа для родителей "Как воспитать толерантного человека?"
Данный материал знакомит родителей с тем, как воспитать у детей толерантность - терпимое отношение к другим людям. Наши дети обучаются в коллективе, поэтому для них очень важно быть терпимымм и внимат...
Родительское собрание "Как воспитать толерантного человека?"
Данный материал представляет собой методическую разработку проведения родительского собрания по теме «Как воспитать толерантного человека?». В тексте дано понятие толерантности, предложен тест для род...
Родительское собрание "Как воспитать толерантного человека"
системно- дечтельностный подход в работе с родителями на примере родительского собрания...
Как воспитать толерантного человека
В настоящее время происходит все большее проникновение в школьную образовательную среду, семью недоброжелательности, озлобленности, агрессивности, что приводит к взаимной нетерпимости и культурн...