сценария классного часа для 5-6 класса "Помним, Гордимся : Героями не рождаются, героями становятся»
классный час (6 класс)

Шафигуллина Наталья Рамильевна

Методическая разработка сценария классного часа для 5-6 класса

"Помним, Гордимся : Героями не рождаются, героями становятся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx947.6 КБ
Файл razrabotka.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Родная земля! (Г. Ладонщиков ) Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля. Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог. И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей.

Слайд 3

« Богатыри » — картина Виктора Васнецова.

Слайд 4

1941-1945 Великая отечественная война.

Слайд 5

Живым – Героев чтить, не забывать. Их имена хранить в бессмертных списках, Об их отваге всем напоминать И класть цветы к подножьям обелиска

Слайд 6

Генерал Николай Денисович Веденеев. Герой Советского Союза .

Слайд 7

Еремин Иван Егорович , пехотинец. Герой Советского Союза

Слайд 8

Медведев Виктор Иванович ,снайпер. Герой Советского Союза .

Слайд 11

Меньшенина Антонина Филипповна, Санинструктор , снайпер

Слайд 12

Письмо Тони Меньшениной родителям. «Здравствуйте, дорогие папа и мама! Седьмого ноября, в день 25-й годовщины Великого Октября, прибыли на фронт. Зачислили меня санитаркой в санроту . Бойцы с большой радостью, любовью, вниманием встретили нас. Мы нужны на фронте. Я постараюсь оправдать высокое звание воина Красной Армии. Обо мне не беспокойтесь. Придёт время, и вы увидите меня на сцене одного из театров Советского Союза. Проезжая, видишь обгоревшие дома, полностью и дотла разрушенные и сожжённые деревни и сёла. Там жили люди, наши советские люди, которые сейчас остались без крова, а многие погибли от рук фашистских извергов. Разве можно оставаться равнодушной и спокойной ко всему этому, что делает озверевшая орда головорезов? Нет, нет и нет! Надо мстить.Когда освою свою специальность и оружие, буду просить, чтобы меня отправили на передовую!»

Слайд 13

4 марта 1944 года : письмо родителям. «Здравствуйте, мои дорогие и любимые папа и мама! В жаркие дни боя, когда приходилось терять надежду на то, что выйдешь целой и невредимой, ваши нежные письма вселяли в меня уверенность и ещё более сильную жажду к жизни. Бои, длившиеся с 9 февраля по 2 марта, наложили на меня внешний отпечаток (я постарела, на лице появились морщинки). Нашей части выпала доля форсировать речку. Враг встречал нашу пехоту шквальным огнём из пулеметов и автоматов, бил из миномётов. Под таким огнём я и моя подруга Маша Лаврова переправляли раненых обратно, находясь по пояс в ледяной воде. Можете себе представить всю картину многодневных боёв, если я скажу, что за одну ночь мы вдвоём с Машей переправили 85 раненых товарищей…»

Слайд 14

Последнее письмо Тони меньшениной 17 июля 1944 года: «Милая моя, родная мама! Недавно получила от вас с папой поздравительное письмо, очень рада и благодарна за внимание… Скоро уже месяц, как наша часть вступила в бой… И в этом бою твоя Антонина впереди. Первая из женщин дивизии форсировала Днепр, участвовала в уличных боях в городе Могилёве. Только сейчас рядом разорвался снаряд, было два раненых – перевязала. Много писать не буду – завязался бой, немножко беспокоит артиллерия противника. Привет и горячие поцелуи папе, Кларочке и всем остальным. Много раз и крепко целую…»



Предварительный просмотр:

Методическая разработка сценария классного часа для 5-6 класса

"Помним, Гордимся : Героями не рождаются, героями становятся»

автор:Шафигуллина Наталья Рамильевна

МБОУ"СОШ № 9"

Учитель географии и краеведения

Челябинская область, город Троицк, ул.Красноармейская дом 28

Методическая разработка сценария классного часа для 5-6 класса

Классный час "Помним,Гордимся :Героями не рождаются, героями становятся»

Автор: Шафигуллина Наталья Рамильевна, заместитель директора по ВР,руководитель школьного музея,  учитель географии МБОУ «СОШ № 9».

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 5-6 классах.

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

- суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;

- формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить: Картина «Богатыри»; тема; на листах понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»; заготовки выражений на листах (раздать учащимся);

Ход классного часа

 Родная земля! (Г. Ладонщиков)
Холмы, перелески, 
Луга и поля — 
Родная, зелёная 
Наша земля. 
Земля, где я сделал 
Свой первый шажок, 
Где вышел когда-то 
К развилке дорог. 
И понял, что это 
Раздолье полей — 
Частица великой 
Отчизны моей. 

  Учитель:  Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей – о Родине)

     А что для вас означает Родина? (Троицк, речка, дом, семья).

Как вы считаете,  в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.  Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей.  Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Учитель:

- Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)

- Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема  записывается на доске).

Учитель: А каких людей можно назвать героями?  Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова)?  Почему?

Богатыри- воины, подвиги и заслуги которых перед Землей Русской через былины и сказания дошли до наших времен.

Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…

 «…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями? 
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи». 
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»

Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.

Как вы понимаете слово «подвиг»?

(Учащиеся рассуждают)

Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.

Подвиг – героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесла ВОВ нашей стране и нашему народу.

Живым – Героев чтить, не забывать.
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелиска

Учитель: Ребята но герои есть и в нашем городе. Нельзя обойти вниманием подвиги этих людей в годы ВОВ: (Рассказ )

Учитель: Как люди выстаивали в войнах, почему они совершали подвиги?Какими качествами они обладали?(Обсуждение).

Потому, что они обладали такими качествами как мужество, героизм ,  любили свою Родину и не могли не отстоять её.

Ребята, а вы гордитесь такими земляками?

На карточках высказывание, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах(.Б. Франклин)

 -какая главная мысль этого высказывания?

- Есть ли эти качества героев у вас?

- Где вы их применяете?

- А в учебе нужны эти качества?

- А чтобы помочь родителям?

Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но для того чтоб совершить его нам необходимо воспитывать в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости.. Ведь именно  победа над своими слабостями и недостатками  рождаеттот героический характер человека, который необходим всем для  жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»

Используемые источники

1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.

2. С. И. Ожегов,  Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.

3. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. – Учитель, 2007.

4. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. – Айрис-Пресс, 2007.

Раздаточный материал для классного часа «Героями не рождаются, героями становятся»

1.

«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.  Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей.  Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

2.

«…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню

Никитича, АлешуПоповича.
Все былины воспевают
подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми врагами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи». 
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»

3.

«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах(.Б. Франклин)

        

Приложение

На всех фронтах Великой Отечественной войны мужественно сражалось более 16 тысяч наших земляков, многие не вернулись с войны. Прославились наши земляки на полях сражений. Они воевали на всех фронтах, и всюду слово «уралец» звучало синонимом доблести и отваги. Ратные подвиги десятков тысяч из них отмечены орденами и медалями, а наиболее отличившиеся удостоены звания Героя Советского Союза.

                              Краткая биографическая справка

1. Троичане гордятся своим земляком – генералом Николаем Денисовичем Веденеевым. Генерал – лейтенант, Герой Советского Союза Николай Денисович Веденеев родился 16 марта 1897 года  в селе Верхняя Санарка Пластовского района. Из семьи крестьянина. Работал телеграфистом. Когда Николаю исполнилось восемнадцать, его призвали в армию (1915 – 1917). Николай Денисович прошёл путь от рядового бойца – пулеметчика до военного комиссара полка им. Степана Разина, а затем и до генерал – лейтенанта танкового корпуса Советской Армии. Под руководством В.К. Блюхера он участвовал в героическом рейде по белогвардейским тылам. После гражданской войны Н. Д. Веденеев получил назначение на должность инструктора политотдела 4 отдельной кавалерийской бригады Сибирского военного округа. В 1925 году поступил в Военную Академию им. М.Фрунзе и в 1928 г. успешно окончил её.

На фронте Великой Отечественной войны с июля 1941 года: командир 9 – го гвардейского танкового корпуса (2-я гвардейская танковая армия 1–го Белорусского фронта), генерал – майор танковых войск. Николай Денисович Веденеев отличился  в  Висло – Одерской операции в январе – феврале 1945 года, умело руководил частями и соединениями корпуса в наступательных боях  при форсировании реки Одер и завоевании кюстринского плацдарма.

За время боевых действий корпусом нанесен следующий урон противнику: уничтожено танков — 74, орудий разного калибра — 348, автомашин — 2015, самолетов — 34, пулеметов — 195, паровозов — 13 и много другого военного имущества, солдат и офицеров — 3316.

Представляя Н. Д. Веденеева к званию Героя Советского Союза, командующий 2-й гвардейской армией генерал-полковник Герой Советского Союза С. И. Богданов писал:

«Генерал Н. Д. Веденеев в ответственные моменты боя всегда находился в боевых порядках частей корпуса и непосредственно руководил боем. В наступательных боях показал себя бесстрашным, волевым, требовательным и храбрым генералом.

За отличные боевые действия корпусу 8 раз объявлялась благодарность в приказах Верховного Главнокомандующего».

Боевой путь гвардии генерал-лейтенант танковых войск Н. Д. Веденеев закончил в Берлине.

После войны Николай Денисович продолжал службу в Вооруженных Силах – начальник командного факультета Военной Академии. Затем проходил службу в центральном аппарате Министерства обороны СССР. В отставку Николай Денисович вышел по болезни в 1951 году. Награждён 18  правительственными наградами: тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Суворова II степени, за взятие Берлина орденом Кутузова I степени и многими другими. Отмечен польским орденом Вертуни – миль. Он также является Почётным гражданином города Серадзь (Польша). Герой Советского Союза (6 апреля 1945 года). Умер Николай Денисович Веденеев в 1964 году. Похоронен в городе Москве. В городе Пласт Челябинской области установлен его бюст.

2.Медведев Виктор Иванович жил до войны по улице им. Бородина, в доме № 53.Родился в Троицке.В детстве Виктор Иванович Медведев  был обычным  мальчиком.В июле 1940 года был призван в Красную Армию. Службу проходил на крейсере «Калинин» Тихоокеанского флота. Окончил школу связи. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны.

В 1942 году вступил в ВКП(б). В июле 1942 года в составе бригады морской пехоты был направлен в действующую армию на Сталинградский фронт. В ожесточённых оборонительных боях осенью и зимой 1942 года был бронебойщиком, истребителем танков. Затем стал снайпером.

 Борьба шла за каждый дом, каждую улицу. Жестокая ненависть к врагу горела в сердце молодого воина. Часами просиживал Виктор в снайперском гнезде, выслеживал немцев, вместе со своим подразделением отбивал атаки гитлеровцев. После взятия высоты 102 Мамаева Кургана он получил прозвище «Медведь – Твердая Рука». 25 атак за 72 часа отбили смельчаки и отстояли занятую высоту. Отважно и умело обеспечивал Медведев со своей боевой подругой – снайперской винтовкой – успешное продвижение наших воинов. Выдвигаясь во фланг атакующего подразделения, бесстрашный снайпер подавлял пулемёты врага, снимал вражеских офицеров и наблюдателей. И нигде не было спасения  фашистам от меткой медведевской пули. Он уничтожил 362 фашиста, в том числе 35 немецких снайперов и 57 офицеров. 78 снайперов подготовил Медведев, а его «медвежата» уничтожили в боях 851 фашиста.

За образцовое выполнение заданий командования, проявленные героизм и мужество при штурме города Запорожья, воинское мастерство гвардии сержант Виктор Иванович Медведев 13 декабря 1943 года был награждён высшей правительственной наградой – звездой Героя Советского Союза.

Виктор Иванович был трижды ранен и трижды контужен. В конце войны, после госпиталя, судьба снова свела его с родным кораблём. По личной просьбе он был направлен на войну с Японией.

После демобилизации из рядов Советской Армии Виктор Иванович Медведев вернулся в родной город. Работал в автопарке электромеханического  завода, а затем в пожарной части ТГРЭС  водителем.

26 августа 1968 года Виктор Иванович Медведев умер. В Троицком краеведческом музее находится бюст Героя, его именем названа улица в городе, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В 2002 году имя Героя Советского Союза Медведева присвоено школе № 7 города Троицка.

3.   Еремин Иван Егорович вырос в хуторе Каракулька Троицкого района. . Трудовую деятельность начал в 1936 г. рабочим конезавода (ныне учхоз «Ново-троицкое»). С 1941 по август 1942 г. работал трактористом этого же хозяйства, затем был призван в Красную Армию. Начиная от «первого боевого крещения» и до последнего рокового боя, молодой воин Иван Ерёмин всегда был образцом бесстрашия для других.

Из множества эпизодов его боевой жизни особо выделяются два. 29 марта 1944 года шёл бой за высоту. Немцы бросили в атаку батальон пехоты, поддерживаемый танками «тигр» и самоходными пушками «Фердинанд». Отделение сержанта Ерёмина ураганным огнём автоматов остановило атаку противника.

1 апреля отделению был дан приказ занять высоту 210. Сержант Ерёмин первым бросился в атаку. Немцы открыли огонь изо всех видов орудий. Иван Егорович оказался в огненном кольце. Разорвавшаяся мина убила троих товарищей. Осколком перебило правую ногу сержанту Ерёмину.

Истекая кровью, Иван Егорович продолжал ползти вперёд, не теряя присутствия духа. Перезарядив автомат, он продолжал стрелять по отступающему врагу. Но силы оставляли его. Подоспевший к нему санинструктор Лиховский попытался оказать помощь, но Ерёмин сказал: «Отрежь мне ногу. Я не могу двигаться вперёд». Санинструктор не советовал ему этого делать. Тогда Ерёмин сам отрезал себе ногу. Отделение И. Е. Еремина отбило натиск, уничтожив 72 вражеских солдата и офицера, подбив 2 танка. Сам герой истребил 19 фашистов. Доставленный в медсанроту, он поразил врачей своей необычной силой воли.

Наступающая цепь нашей пехоты услышала песню: «Вставай, страна огромная…». Это пел сержант Ерёмин. За мужество, героизм и отвагу, проявленные при освобождении Белоруссии, сержант И. Е. Еремин был представлен к званию Героя Советского Союза. Ему было 20 лет.

4 Сотни женщин – троичанок защищали честь и независимость своей страны. Недалеко от нашей школы, в поселке Новая Нарезка, располагается улица имени Тони Меньшениной.

Родилась Тоня в 1922 году в Новосибирской области, станция Тайга. В 1940 году в связи с назначением отца, Филиппа Константиновича Меньшенина, директором одного из санаторных подсобных хозяйств, семья переезжает в г. Троицк и проживает по улице Володарского.

    «В октябре 1942 года, - вспоминает секретарь горкома комсомола 1940 – 1944 годов П. Литвиненко, - мы набирали на фронт девушек – санитарок. В комитете лежали сотни заявлений, а нам нужно было отобрать всего лишь 56 человек. В числе заявлений была и просьба Тони Меньшениной: «Прошу зачислить меня добровольцем  в ряды РККА и дать возможность получить военную специальность. Если буду удостоена такого доверия, то с честью буду сражаться в первых рядах лучших защитников моей Родины».

Худенькая, маленькая, оставив учёбу в театральном училище, Тоня Меньшенина стала медсестрой, а потом снайпером. На фронте она вступила в партию, была парторгом роты. 14 января 1944 года Антонина Меньшенина шла в бой уже членом партии. «В левом кармане гимнастерки, - писала она в письме домой – лежит маленькая красная книжечка члена Всесоюзной Коммунистической партии большевиков. Маленькая, но дорогая!» Её письма с фронта, полные любви к Отечеству, своему народу, опубликованные двадцать пять лет спустя в «Комсомольской правде», с волнением читали тысячи и тысячи юношей и девушек.

Выдержка из фронтовой газеты. «… Сегодня Антонина Меньшенина шла в бой с пулеметчиками. Из-за высотки бил фашистский миномет, строчили пулеметы. Меньшенина лежала в воронке и пристально следила за полем боя. Она заметила, что на левом фланге за пулеметчиком работает один второй номер. – Наводчик ранен, - решила она, нужна помощь. Меньшенина подползла к огневой точке и ловко перевязала раненного, отнесла его в укрытие. За проявленную отвагу и мужество Меньшенина  награждена медалью «За отвагу»».

Тоня не вернулась. 19 июля 1944 года осколком от вражеского снаряда бесстрашная санитарка, искусный снайпер, парторг стрелковой роты Антонина Меньшенина была убита. Она погибла на высотке у белорусской деревни Сухая Долина. В Троицк, на родину, пришли её ордена Славы, Отечественной войны, медали.

8 апреля 1965 года исполком Троицкого городского Совета принял решение № 84 «О переименовании улиц Красной и Заводской в улицу имени Тони Меньшениной»,  учитывая просьбу пионерской организации им. Т. Меньшениной,  коллектива преподавателей школы № 5  и отмечая заслуги Меньшениной,  проявившей мужество и отвагу в боях с фашистскими захватчиками и погибшей, защищая Советскую Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Героями не рождаются, героями становятся"

Данное мероприятие посвящено дню Героев России, содержит материал о наших земляках, погибших в Афганской и Чеченской войнах....

Классный час Героями не рождаются, героями становятся!"

Данная работа содержит в себе разработку классного часа к 9 мая, и 100-летию А.П.Маресьева...

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустре...

Классный час Героями не рождаются, героями становятся 7 класс

Классный час посвящен Дню Героев в России и содержит материал регионального компонента....

Сценарий мероприятия, посвященного Дню героев отечества, "Героями не рождаются - героями становятся"

Материал предназначен для детей среднего и старшего школьного возраста....

Классный час "Героями не рождаются, героями становятся"

Классный час "Героями не рождаются, героями становятся"...