Классный час в 9-м классе по теме: «Русь, Россия, Родина моя!»
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс)

Боченина Марина Михайловна

Цели: восстановление естественной связи с русской природой, с историческими и культурными ценностями России; воспитание школьников на прошлом, настоящем и будущем России, пробуждение национального самосознания.

1) обучающая – повторить основные вехи в истории развития страны, способствовать формированию у обучающихся представления о тесной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего России, понятий "Родина", "Отечество", "патриотизм", "гражданственность";

2) воспитательная – способствовать формированию у обучающихся чувства патриотизма, определению отношения каждого ребенка к позиции “быть гражданином”. Затронуть сокровенные струны в сердцах ребят, пробудить у них искреннее, гуманное отношение к святым словам "Родина", "Отечество";

3) развивающая – совершенствовать знания обучающихся в истории развития страны, чтобы лучше понимать общество, в котором живешь, способствовать развитию самосознания детей, осмыслению их места в обществе, стремлению занять в нем активную гражданскую позицию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 9-м классе по теме: «Русь, Россия, Родина моя!»

Цели: восстановление естественной связи с русской природой, с историческими и культурными ценностями России; воспитание школьников на прошлом, настоящем и будущем России, пробуждение национального самосознания.

1) обучающая – повторить основные вехи в истории развития страны, способствовать формированию у обучающихся представления о тесной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего России, понятий "Родина", "Отечество", "патриотизм", "гражданственность";

2) воспитательная – способствовать формированию у обучающихся чувства патриотизма, определению отношения каждого ребенка к позиции “быть гражданином”. Затронуть сокровенные струны в сердцах ребят, пробудить у них искреннее, гуманное отношение к святым словам "Родина", "Отечество";

3) развивающая – совершенствовать знания  обучающихся в истории развития страны, чтобы лучше понимать общество, в котором живешь, способствовать развитию самосознания детей, осмыслению их места в обществе, стремлению занять в нем активную гражданскую позицию.

Девиз:

"Нам Родину завещано любить.
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться"
 

Ход мероприятия

  1. "Родина!" - мы произносим,

 И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

  1. Речка вспоминается, наверно,

Чистая, прозрачная до дна,

И серёжки светятся на вербе,

И в траве тропиночка видна.

  1. "Родина!" - мы говорим, волнуясь

      Даль без края видим пред собой.

      Это наше детство, наша юность.

      Это всё, что мы зовём судьбой.

  1. Родина! Отечество святое!

Перелески, рощи, берега,

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

  1. Родина! Земля отцов и дедов!

      Мы влюбились в эти клевера,

      Родниковой свежести отведав

      С краешка звенящего ведра.

  1.  Это позабудется едва ли

И  навек останется святым...

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придётся, сердцем защитим.

  1. Россия, Россия, края дорогие, -

Здесь издавна русские люди живут.

Прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Звучит песня "С чего начинается Родина"

Ведущий 1: Что же такое для человека Родина?  Что он считает своей Родиной? Страну, в которой родился? Дом, в котором живёт? Берёзку у родного порога, место, где жили его предки?

  Что у вас ассоциируется со словом "Родина"?

  • На какое место вы поставили бы такое понятие, как Родина?
  • Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
  • Как вы считаете, эти высказывания устарели или нет?
  • Какое смысловое значение вы им придаёте сегодня?
  • Согласны ли вы с высказыванием: "Кто не живёт на родине, не знает вкуса жизни"?

Ведущий 2: Вот как говорил Ушинский "Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия.   Отечеством зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком и всё в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нам своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает  и бережёт от всяких врагов".

Ведущий 3: Россия… Что это? Откуда взялось такое название Россия. В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Чёрным морями. Она  была населена русскими, или россами, т.е. людьми, живущими возле воды, по берегам рек и озёр. Река кормила и поила, по ней можно было сплавлять лес, добираться на лодках до других селений.

Ведущий 4:  Русь – славное место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называют россами. Отсюда и слово «россияне», а страна где они живут,- Россия. Такое название в языке закрепилось с 15 века, когда русские стали объединятся в одно государство.

Ведущий 1: Да, все мы – жители замечательной, богатой страны, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Ведущий 2: Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека.  Русь – "голубая" и "златая", "деревянная" и "полевая", "задремавшая" и "буйственная". Это край "дождей и непогоды и край "разливов грозных тихих внешних сил".

Ведущий 3: Россия – самая большая в мире страна. Здесь жили и живут люди с особым русским характером. В нём широта души и долготерпение. Здесь всегда жили люди, которые мыслями, чувствами, делами всей своей жизни утверждали Добро, Красоту, Правду.

Учитель: Владимир Владимирович Путин сказал: "У России великая история и великое будущее…"Вы – молодежь! Вы – новые силы России! И это будущее, ребята, за вами. Сейчас вы уже в таком возрасте, когда способны это осознавать. Мне очень хочется, чтобы сегодняшнее наше мероприятие способствовало формированию у вас таких чувств, как патриотизм, любовь к Родине. Наш разговор пойдёт о прошлом, настоящем и будущем страны, в которой мы живем. Будущее невозможно без прошлого. Мы все родом из детства. У нас есть большая родня – это наши предки, которые создали и защищали Отечество. Чем больше мы узнаем о подвигах русского народа, тем меньше будет вероятность потери прошлых лет.

Учитель: Великие победы русского народа. Что мы о них знаем? Назовите народных героев и связанные с ними исторические события, повлиявшие на судьбу России.

Ученик 1:

"Не ходите на Русь!" –

Мономах обращался к соседям.

"Кто с мечом к нам придёт,

От меча и погибнет!" –

Сказал храбрый князь Александр.

И в немеркнущей вечно победе

Правоту своих слов

Справедливым мечом доказал.

Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?

Сколько ж лучших сынов

Отдала ты кровавым врагам?

Ученик 2:

"Не ходите на Русь!" –

Об одном ты просила,

Не к друзьям обращалась,

А только к врагам.

"Не ходите на Русь!" –

Но враги наступали кроваво…

И тогда нам вручила родная страна

Вместе с грозным оружьем

Поля нашей славы,

Наших предков великих

Святые для нас имена…

Учитель: В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которых российский народ снискал почёт, уважение и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.

     Ребята, я рада тому, что, отвечая на вопрос: "Назовите народных героев и связанные с ними исторические события, повлиявшие на судьбу России", – вы ответили достойно, назвав в целом достаточно большое число таких имен. Сегодня у нас есть возможность перелистать страницы истории нашего Отечества и вспомнить великие победы российского народа.

1-й ученик: XIII век. Русь – под властью Золотой Орды. В 1240 году рать новгородского князя Александра разгромили в Невской битве шведских рыцарей, и в честь этой победы он получил прозвище Невский. А знаменитая битва, которую выиграл Александр Невский, вошла в историю под названием Ледовое побоище. Оно имело огромное значение для дальнейшей истории Руси, которая смогла сохранить единую православную веру.

2-ой ученик: Более века Русь страдала от монгольского ига. Первая попытка избавиться от ненавистного монгольского владычества была предпринята московским князем Дмитрием Ивановичем, по прозвищу Донской. Дмитрий объединил под своими знаменами 23 русских князя. 8 сентября 1380 года началось сражение, вошедшее в историю как Куликовская битва. Сигналом к общему сражению явился поединок богатырей Александра Пересвета и Челубея. Победа на Куликовом поле способствовала росту национального самосознания и ускорило распад Золотой орды.

3-й ученик: В 1611 году в Нижнем Новгороде было организовано народное ополчение во главе со старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. Именно они смогли выбить поляков из Кремля и освободить Россию. Петр 1 приказал перенести прах Кузьмы Минина в Спасо-Преображенский собор Нижнего Новгорода и установил на его гробнице памятную плиту с надписью "Здесь лежит спаситель России", а в 1818 году на Красной площади в Москве был установлен памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия".

4-й ученик: Александр Васильевич Суворов – национальный герой России, русский полководец, не имевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства. Талантливый и гениальный человек, но прежде всего гениальность его проявлялась в том, что колоссальную энергию русского народа он умел подчинить высокой, осмысленной идее.

5-й ученик: Пётр I Великий – последний царь всея Руси, первый Император Всероссийский, выдающийся государственный деятель, дипломат и полководец, вся его деятельность связана с реформами. На слайде изображена великая Полтавская битва, завершившаяся полным разгромом шведской армии. Петр I сам повел свои войска и участвовал в сражении наравне со всеми. Он подбадривал и воодушевлял солдат, говоря свои знаменитые слова: "Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и благосостояние ее"! После Полтавской битвы Петр навсегда закрепил за собой выход к Балтийскому морю. Отныне зарубежные страны вынуждены были считаться с сильной державой Россией

6-й ученик: Спустя два столетия наша страна подверглась вторжению армии Наполеона. В 1812 году войска Наполеона вторглись в Россию и заняли Москву. Жертвуя Москвой, Кутузов решил сохранить армию, чтобы продолжить борьбу с врагом: "Доколе будет существовать армия, – сказал он, – с потерей Москвы не потеряна еще Россия. Но когда уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия". Но Москва встретила завоевателя не очень гостеприимно. Нехватка продовольствия и фуража вынудила Наполеона покинуть Москву и отступить по разоренной старой Смоленской дороге. 5 декабря 1812 года Наполеон оставил свою армию и вернулся в Париж. На вопрос, в каком состоянии находится армия, он ответил: "Армии больше нет". Отечественная война 1812 года пробудила чувства национального самосознания русского народа, вызвала небывалый патриотический подъем.

7-й ученик: Сегодня мы еще раз вспоминаем о Великой Победе ХХ столетия. Это наши деды и прадеды ценой огромных потерь, отстояли наше право на жизнь. Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжёлой, кровопролитной, как война 1941– 1945 гг., не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа.

Учитель: Наша Родина имеет богатую историю, вам предстоит изучать ее, и каждая её страница будет вызывать у вас неподдельное чувство гордости. Все мы – дети великой России.

    Ребята, сегодня много негативного можно услышать в адрес современной молодёжи, называя её "потерянным поколением", у которого нет ни идеалов, ни высоких стремлений, ни чувства любви к своей Родине, к России. А так ли это?

   Чтобы узнать ваше мнение по этому поводу,   чтобы выяснить, как вы понимаете смысл выражения “патриот своей страны” и считаете ли вы себя таковым,  давайте попробуем дать ответы на следующие вопросы:

  • Как вы понимаете слово "патриотизм"?
  • Считаете ли вы себя патриотом России? Если "да", то в чём это проявляется? Если "нет", то почему?
  • Возникало ли у вас чувство гордости за Россию? Если "да", то в каких ситуациях?
  • Чем, на ваш взгляд, может гордиться Россия?
  • Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

    По словарю Даля, патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите.

     Патриотизм – это гордость за страну, за Отечество, это внутреннее душевное состояние, когда ты готов полностью отдать себя Родине.

     Всеми поступками, направленными на созидание, движет великое чувство – любовь, перерастающее из любви к матери в любовь к своей Родине. Время быстротечно. На смену старшему поколению непременно придут сегодняшние школьники. И именно молодёжи предстоит сделать Россию лучше. Для того чтобы приумножить богатства своего края, своей Родины, необходимо быть грамотным, высокообразованным человеком. А ещё человек должен жить с чувством патриотизма в душе. Мир огромен, красив, но нет на свете лучше той земли, лучше той страны, в которой ты родился.

     Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, но и в уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Выходят три ученика.

1-й ученик:

Я считаю, возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему – Россия, но не прежняя.

2-й ученик:

"Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями", – пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин: "Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь!"

3-й ученик:

"Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку …" – писал Александр Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: "Это моя Родина, моя Россия!".

4-й ученик:

А что значит Родину любить? Лучше поэта не скажешь.

Что означает Родину любить?

Во-первых, отовсюду к ней тянуться, чтобы, в конечном счете, к ней вернуться – не прерывать связующую нить.

А во-вторых, так делать, чтобы всем на ней живущим было жить привольно – не холодно, не голодно, не больно…

И в-третьих, надо говорить о ней как можно меньше слов, звучащих громко…

Ну и еще – чтобы в последний бой шагнуть, если потребуется это…

Учитель: Ребята, я очень благодарна вам за активное участие в разговоре - размышлении, за искреннее мнение. Я верю, что наш разговор не оставил вас равнодушными.  Очень хочется,  чтобы вы стали достойными детьми своих родителей, нашей огромной России.

И в заключение, давайте послушаем песню в исполнении Трофима  "Родина"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературно-музыкальный праздник Русь, Россия, Родина моя!

Тема « Русь, Россия, Родина моя!» даёт большие возможности для патриотического, нравственного и эстетического воспитания детей.     Ведь ...

Классный час "Русь, Россия, Родина моя!" - 9 класс

Классный час в 9 классе. Цель - восстановление естественной связи с русской природой, с историческими и культурными ценностями России; воспитание школьников на прошлом, настоящем и будущем России, про...

Разработка классного часа в 5-6 классах на тему: «Моя малая Родина»

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека; способствовать воспитанию патриотизма; определить, что для каждого ученика является малой родиной; экологическое воспитание...

Классный час "Русь, Россия, Родина моя!"

Классный час "Русь, Россия, Родина моя!"...

Классный час на тему: "Русь. Россия. Родина моя."

Классный час включает в себя стихи и песни о Родине, России....

Классный час на тему: "Русь, Россия, Родина моя."

Классный час включает в себя стихи и песни о Родине, России....

Конспект открытого классного часа в 5 «а» классе по теме «Русь… Россия… Родина моя…»

Конспект классного часа, проведенного в 5 классе. Тема: "Русь...Россия...Роодина моя..." Эпиграф: Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотол бы переменить Отечество или иметь другую и...