Классный час " Первые проблемы подросткового возраста"
классный час

Замарацкая Надежда Александровна

Классный час " Первые проблемы подросткового возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshcheshkolnoe_roditelskoe_sobranie.doc74.5 КБ
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_6_klasse.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ответственное родительство

Цель:

1. Педагогический лекторий для родителей.

2. Формирование позиции ответственное родительство.

План:

1. Определение содержания понятия «Ответственное воспитание детей родителями»

2. Задачи ответственного родительства.

3. Принципы позитивного родительства.

1. Актуализация темы

1 июня 2012 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы». Национальная стратегия определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации.

В Национальной стратегии используется понятие позитивного воспитания оно является синонимом принятого в отечественной практике понятия «ответственное родительство»

Также этот вопрос, поднимался на уровне районного отдела образования, и был определен как одно из направлений воспитательной работы на 2014-2015 год.

И обозначен он как формирование ответственного родительства .

В нашей школе, разрешая возникающие ситуации с учащимися из разговора с родителями мы слышим:

Он (она) меня не слушается, не трогайте его, он и так весь нервный, я с ним не знаю что делать, он все равно сделает все по своему, иногда у меня не хватает сил, я готова их убить, попробуйте ему скажите и т.п.

Это позволяет нам сделать вывод, что существуют проблемы между детьми и родителями, которые мешают эффективному процессу воспитания , обучения, полноценного развития, становлению ребенка как личности.

В связи с тем, что родительство обладает огромной социальной значимостью, поскольку имеет отношение к развитию и благополучию института семьи и общества в целом, очевидна необходимость разговора об ответственном, эффективном родительстве.

Тема собрания : «Ответственное родительство».

План работы:

1. Определение содержания понятия «Ответственное воспитание детей родителями»

2. Задачи ответственного родительства.

3. Принципы ответственного (позитивного) родительства.

1. Определение содержания понятия «Ответственное воспитание детей родителями»

 «Родители» – лица, обладающие родительскими правами и ответственностью. Применительно к рассматриваемому вопросу (воспитание ребенка в семейной среде) термин «родители» относится не только к биологическим родителям, но и лицам, выполняющим родительские функции (уход за ребенком и его воспитание) и обладающим родительскими правами и ответственностью (опекунам, приемным родителям, усыновителям).

«Воспитание детей родителями» – деятельность родителей по уходу за детьми и их воспитанию. Воспитание детей состоит главным образом во взаимодействии между родителями и детьми и связано с правами и обязанностями в отношении развития и самореализации ребенка.

Семейное законодательство Российской Федерации устанавливает преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей, а также несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63 СК РФ

«Позитивное (ответственное) воспитание детей родителями» – поведение родителей в отношении воспитания, развития способностей, уважения интересов и взглядов ребенка и создания условий, в которых ребенок может в полной мере развиваться. Такое воспитание основано на высших интересах ребенка. Позитивное воспитание детей родителями может быть определено как создание позитивных отношений между родителями и детьми, как оптимизация потенциала развития ребенка, как взаимоуважение и сотрудничество родителей и ребенка. В настоящее время дети признаются как активные и творческие граждане и участники общественной жизни. Им предоставляются права как личностям в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, а также юридическими документами Совета Европы и государств-членов. В вопросах позитивного воспитания детей приоритетными являются права детей. Однако при этом следует уделять внимание и правам родителей, и не в последнюю очередь праву на соответствующую поддержку со стороны государства при исполнении ими своих родительских обязанностей.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет правоспособность и дееспособность несовершеннолетних (ст. ст. 17, 26, 28 ГК РФ). Семейный кодекс Российской Федерации утверждает права ребенка в семье

Воспитание детей родителями в высших интересах ребенка означает, что родители должны, прежде всего, заботиться о благополучии ребенка и его развитии, воспитывать своих детей таким образом, чтобы дети смогли добиться высоких результатов в учебе, в отношениях с друзьями, в обществе. Дети добиваются наилучших результатов, если родители относятся к ним с теплотой и поддержкой, уделяют им много времени, понимают их жизнь и поведение, поощряют открытое общение и реагируют на нарушение дисциплины, объясняя возможные последствия и не прибегая к суровым наказаниям.

Родители должны обеспечивать своим детям:

1. заботу (что означает удовлетворение потребности ребенка в любви, теплоте и безопасности);

2. руководство (что означает регулярное со стороны родителей обеспечение детям чувства безопасности и предсказуемости и при этом необходимой гибкости в воспитательных подходах и отношениях);

3. признание (что относится к потребности каждого ребенка в том, чтобы его увидели, выслушали и оценили как личность);

4. развитие способностей (что направлено на укрепление осознания ребенком своих возможностей и самостоятельности).

Защита прав и интересов детей возлагается на

2. Задачи ответственного родительства.

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей .т.к. к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». 

В.Сухомлинский.

Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. 

 В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья должна реагировать и помогать школе.  Родителям и школе нужно искать и находить в ребенке, что-то хорошее и индивидуальное и совместно работать над развитием.

По требованиям ФГОС необходимо создать единое воспитательное пространство в которое будут входить и школа и семья.

Следует исходить из того, что ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый.

Добрый родитель может, к примеру, будучи расположенный к ребенку, предоставлять ему высокую степень самостоятельности, что в некоторых случаях равнозначно забвению многих важных сторон его жизни. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяет ребенку повышенное внимание, следит за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимается развитием его характера, духовной жизни. Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития его личностных качеств. Необходимо принимать во внимание тот факт, что ответственное родительство – это не состояние, а процесс.

Ключевыми измерениями ответственного родительства являются следующие:

1.Коммуникативное. Родитель регулярно должен общаться с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Он готов делить с ним некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них.

2.Эмоциональное. Родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях.

3. Нормативное. Коммуникативное взаимодействие не должно быть преградой на пути полноценной социализации ребенка, усвоения им социальных норм – принятых в обществе предписаний и табу. В этом измерении родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет.

4. Экономическое. В обществе, где велика доля бедных или около бедных слоев, материальное обеспечение зачастую вырастает в проблему, затмевающую собой все остальные. Ребенка необходимо достойно одевать, у него должны быть карманные деньги. В ряде случаев необходимо оплачивать обучение детей, которое в нынешнем российском обществе все чаще становится платным.

5. Охранительное. Одной из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни. Это также весомая задача, если учесть, что в российском обществе здравоохранение в целом и забота о детях, в частности во всё большей степени становятся тоже платными.

6. Духовное. В условиях смены ценностных ориентиров важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Передача базовых ценностей зачастую оказывается более сложной проблемой, чем, к примеру, охрана здоровья ребенка. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно- ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, группы сверстников, школьных учителей и других агентов социализации. Мировой опыт изучения жизни людей показывает, что воспроизводство базовых ценностей может стать управляемым процессом, но это происходит только в том случае, если в сохранении духовного наследия заинтересовано общество в целом. А это значит что именно от родительского сообщество, которое является большинством в нашей стране должен исходить социальный заказ государству на то, какие базовые ценности и каким образом мы будем их передавать детям

В зависимости от того, как будут воспитывать ребенка его родители, какие качества личности разовьют в нем, будет зависеть  поведение несовершеннолетнего: он совершит  правонарушения и  преступления или  направит свою энергию на полезные дела для себя, своих близких и общества. Отсутствие должного контроля влечет за собой совершение подростками преступлений и правонарушений, которые пагубно сказываются на их дальнейшей судьбе. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании. Чтобы уберечь своего ребенка от негативного воздействия окружающей среды, родителям и опекунам необходимо создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье, которая способствует гармоничному развитию и формированию ценностных жизненных ориентиров детей. Формирование осознанного и ответственного родительства, ценностных ориентиров и  здорового образа жизни детей являются на сегодняшний день одной из самых важных задач общества. Участники собрания  пришли к выводу, что она может быть решена только при скоординированном взаимодействии правоохранительных органов, органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, здравоохранения, образования, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и  родительской общественности. 

В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».  Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Необходимо помнить, если:

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).

2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

3. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

4. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).

5. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).

6. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).

7. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

Вот такие задачи стоят перед родителями.

Но чтобы их успешно решать, должны быть еще определенные условия, от наличия которых у разных родителей получается решать эти задачи по разному, главным условием ответственного родительства является Зрелость самих родителей, что означает способность человека нести ответственность, прежде всего, за свою жизнь, за свои поступки. Тогда он сможет стать ответственным родителем. Если этого нет, то как-то странно ждать от него ответственности в отношении детей. Должна быть нравственная и гражданская зрелость. Именно когда человек созрел как личность, как профессионал, он и работу себе найдет и жилье какое-то организует, и правильно построит отношения в семье и каких-то помощников себе найдет в лице бабушек ,дедушек, нянь и так далее.

Бесспорно следующим Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.  

Однако 
родительская любовь может быть разной - от неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности, до, слепой, неразумной

 Одним очень важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают. 

Чаще всего использование родителями двойной морали: одной - для окружающих, другой - для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни разрушает их авторитет.

Скажите, когда вы были маленькими, было ли такое, чтобы родители запрещали вам делать что-то такое, что сами делали? Например, папа курил сигареты и говорил, что курить — вредно? Или мама кричала на вас и на папу, но запрещала вам кричать самому, так как это неправильно? Или более «благородный» вариант, когда родители говорят детям, что нехорошо обсуждать недостатки других людей, а сами смакуют с удовольствием проблемы других людей. И можно привести ещё много примеров таких двойных стандартов.

Но ребенок наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители иногда позволяют себе то, за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, что детей они наказывают только справедливо, их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться. В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Справедливость, искренность, честность в отношениях с собственными детьми и окружающими людьми - вот основа родительского авторитета. 

3. Принципы позитивного родительства. Советы родителям.

Сегодня многие родители вспоминают те «добрые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли родительские просьбы. Современные дети не такие и если их продолжают воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или «пряника», то отношения с родителями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытными, неуправляемыми и счастье «родительства» превращается в ужас.

Что мы делаем, когда воспитываем и какое влияние оказывают наши действия на ребенка, ведь большинство неврозов, которые мы приносим с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом подавления нормальных чувств в детстве во имя получения одобрения и любви.

Осознание своих родительских установок, истинных чувств в отношениях с собственными детьми, понимание причин своего поведения предоставляет возможность изменять его и строить партнерские отношения со своим ребенком, помогая ему расти и развиваться.

Когда мы говорим об ответственном родительстве речь идет, в первую очередь о том, что родители должны заботиться и думать о своем ребенке, уделять ему должное внимание, помогать ему развиваться, поддерживать на жизненном пути, защищать и оберегать.

Чтобы стать ответственными родителями достаточно усвоить три основных умения:

  • активно слушать, т.е. уметь слышать, что ребенок хочет вам сказать;
  • уметь выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка;
  • использовать принцип «оба правы» (или «выиграть – выиграть») для разрешения конфликтных ситуаций, т.е. уметь договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.
  • Существует 5 принципов позитивного(ответственного) родительства:

Право отличаться от других. Позволяйте ребенку отличаться от других. Это даст ему возможность открыть и развить свой особый внутренний потенциал, а также найти цель в жизни.Мы часто корим наших малышей, ссылаясь на многочисленных друзей, родственников и соседей. Ставим им в пример девочек из класса и мальчиков из песочницы. И совершенно не замечаем, что тем самым вводим первую в жизни уравниловку, учим стыдиться собственной индивидуальности и жить с постоянной оглядкой на других. Смело ставьте перед ребенком высокий идеал – его самого. Хвалите, укоряйте, поучайте своих сыновей и дочерей, отказываясь от участия в соревнованиях, кто умнее, вежливее и талантливее.

Право на ошибку.  Повезло тем родителям, которым судьба щедро отмерила дар терпения. У обычных же людей оно часто оказывается на исходе, особенно, когда мы видим одни и те же ошибки или медлительность наших детей. В такие моменты трудно удержаться и не подстегнуть малыша справедливой критикой. Но хоть внешне ущерб незаметен, действует она разрушительно. Страх ошибок накапливается, со временем парализуя волю и желание постигать новое. Позволяйте ребенку совершать ошибки. Пусть, он учится на собственных промахах, самосовершенствуется и добивается новых успехов.

Право на негативные эмоции. Позволяйте ребенку проявлять негативные чувства. Так он научится управлять эмоциями. Это также поможет ему найти уверенность в себе, стать отзывчивым и способным работать в команде.

Право мечтать. Позволяйте ребенку хотеть большего. Так он осознает, что он этого заслуживает, и одновременно научится откладывать удовлетворение своих желаний на потом. Важно научить ребенка мечтать о большем, но при этом радоваться тому, что есть. Наткнувшись неоднократно на категорический отказ без каких-либо объяснений, ребенок начинает занижать свою планку. А ведь это коснется не только дорогой игрушки – в дальнейшем невозможность дальнейших переговоров может закрыть ему дорогу к вожделенной профессии или к девушке (юноше) своей мечты.

Право на протест но понимание того , что мама и папа – главные. Позволяйте ребенку говорить «нет». Это даст ему возможность развить волю и определить позитивное и подлинное чувство своего «я». Обладая правом говорить «нет», ребенок учится глубже осознавать свои желания, чувства и мысли. Возможность противиться авторитету – фундамент позитивного воспитания. Это тот внутренний стержень, который со временем позволит ребенку идти по жизни, радуясь. Это не значит, что вы всегда будете делать то, что хочет ребенок. Из того, что ребенок может сказать "нет", вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству. А особенно важно то, что дети могут сотрудничать, не подавляя при этом свое истинное существо.

Часто бывает сложно понять, правильно ли мы воспитываем своего ребенка. Может быть, ему нужно давать больше свободы? Или больше ограничивать его потенциально опасные начинания? Сейчас есть в интернете хорошие сайты, которые могут помочь всем интересующимся родителям разрешить сложные вопросы воспитания. Кстати, если вы здесь в этом зале, значит, вы уже находитесь на пути ответственного родительства.

Желаю вам успехов в этом нелегком деле. Итак,
Цель позитивного воспитания - развить в детях склонность к сотрудничеству, а не покорности.

Притча « ГВОЗДИ».

Размышляя о будущем наших детей, мы всегда хотим для них лучшего. Мало кто мечтает, чтобы его ребенок вырос пассивным, не готовым преодолевать трудности, неуверенным в себе и ведомым. Страшно представить – но именно такими лепит людей из податливого детского материала неправильное воспитание.

О позитивном воспитании детей не слышал только ленивый. Цель настолько благая, что хочется немедленно начать применять его методы на практике.  Спасибо всем за внимание! Пожалуйста, может кто-то желает высказаться или возникли какие-то вопросы. 

Источники информации:

1. http://amwayforfuture.ru/

2. http://school44.admsurgut.ru/win/download/1176/

3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.      4. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012). 
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, №  2010. 
6. Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979 – 1980. 
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.:Просвещение,2011. 
8. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. -Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.



Предварительный просмотр:

                           Родительское собрание в 6 классе

ТЕМА: Первые проблемы подросткового возраста

План:

  1. Анализ работы с учащимися в прошлом учебном году
  2. Лекция на тему «Первые проблемы подросткового возраста»
  3. Анализ анкетирования учащихся, родителей по проблеме
  4. Памятка.

Эпиграфы:

«Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством.
Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность...»

Ж-П.Сартр.

Задачи выступления: 
1. Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период.
2. Обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.
Форма: лекция , анкетирование.

Подготовительная работа к собранию:

1. Диагностика детей.
2. Памятка для родителей по теме собрания, визитная карточка для семей, режим дня ребенка для родителей, анкеты для диагностирования родителей и детей.

ХОД выступления.

1. Вступительное слово и анализ работы в прошлом учебном году.

Уважаемые родители, вот мы и стали шестиклассниками. Прошлый учебный год был для наших ребят адаптационным. Этот год продолжает обучение в средней ступени.

Цель работы с учащимися: Создание условий для успешной адаптации и социализации детей к среднему звену школы. Главной задачей было обеспечение её естественного протекания и благополучных результатов.

Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков. Наиболее удачными мероприятиями прошлого учебного года я считаю «Неделю психологии» и «День психологического здоровья», где учащиеся приняли активное участие.

Проанализировав работу, пришла к выводу, что цель была решена. частично.

Анализ развития учащихся класса

(воспитанность, развитость познавательных интересов, уровень знаний, умений и навыков учащихся).

Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом, творческим потенциалом . По результатам анкетирования творческой одаренности учащиеся данного класса склонны к вербальному творчеству.  

Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относятся несколько агрессивно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении.  

Анализ диагностики социальной ситуации развития учащихся, (особенности отношений учащихся с окружающим их социумом, основные ценностные ориентации учащихся)

Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей частично сформированы ценностные ориентации, многие позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

Анализ развития коллектива класса(социально-психологический микроклимат в классе, развитие общественной активности учащихся, особенности общественного мнения класса)

Особенности нравственно-психологического климата в классе

Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса. Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе стали налаживаться дружеские отношения среди  учеников. Отношения между мальчиками  и девочками не всегда  являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. По определению сплочённости коллектива класса выявилась такая особенность: класс разбит на группы. Есть неформальный лидер. Формального лидера в классе нет. Выделилась группа учащихся отверженных, которые в итоге сформировали свою группу.

В классе есть учащиеся из «группы риска». Это учащиеся, легко поддаются воздействию со стороны, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Установлен  контроль за их деятельностью и кругом общения.

 

2. Проблема взросления. Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать в шестом классе рано. Но мы не должны забывать, что живем в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Ведь проблему легче предупредить, чем заниматься ее решением. Поэтому необходимо говорить о том, что период полового созревания неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе с ребенком, а не по разные стороны баррикад. Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – теме превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления. Давайте обратимся к результатам исследования по классу.

Анализ результатов анкетирования детей.
Предлагаемая анкета для учащихся
По теме: «Первые проблемы подросткового возраста»

1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:
А. В кругу своей семьи;          Б. С друзьями;           В. В одиночестве.
2. Изменения твоей внешности, роста, веса:
А. Радуют;        Б. Огорчают; В. Раздражают и злят.
3. Тебе больше всего хотелось бы быть:
А. Умным;       Б. Красивым; В. Общительным.
4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:
А. Радовало;    Б. Огорчало;  В. Безразлично.
5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:
А. Радовало;    Б. Огорчало;  В. Безразлично.

На экране вопросы анкеты. Сейчас я вам сообщу  результаты данного анкетирования.  :Время проводят с друзьями большинство из класса. Изменения во внешности большинство детей радуют. Многим хотелось бы быть умными, спортивными и общительными. Детей радует, когда они в центре внимания, половине безразлично. Почти всех радует внимание противоположного пола.

3. Проведение анкетирование родителей.

Анкетирование родителей по теме: «Первые проблемы подросткового возраста»

1. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» или «нет», что ваш ребенок стал больше интересоваться:
А. Своей внешностью; Б. Своим весом и ростом; В. Гигиеной собственного тела; Г. Противоположным полом.
2. Что он стал больше:
А. Общаться с друзьями по телефону; Б. Проводить время с друзьями вне дома; В. Проводить время у зеркала; Г. Обращать внимание на свою одежду.
3. В личностном плане он стал:
А. Более скрытным; Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание; В. Чутко реагирующим на замечания в свой адрес; Г. Менее ответственным в учебной деятельности.

4. «Шапка вопросов» по методике А.П.Ершова.

Сейчас предлагаю, уважаемые родители, ответить на вопросы.

Предполагаемые вопросы. 

1. Как вы считаете, влияет ли улица на поведение наших детей?
2. Следует ли идти на поводу у ребенка, если он стал отказываться носить одежду старших братьев и сестер?
3. Вредна ли свобода для подростка?
4. Я думаю, что ребенка нужно постоянно контролировать, т.к. он может вырваться из-под опеки на улицу.
5. Мы думаем, что компании отрицательно влияют на детей и их необходимо от них изолировать.
6. Я думаю, что в данном возрасте необходимо демонстрировать своему ребенку любовь, проявлять ласку.
7. Я не знаю, что мне делать по поводу маленького роста у моего ребенка, по-моему, он комплексует.
8. Я не знаю, что мне делать, как пережить период первой менструации у моей девочки.
9. Я не знаю, что мне делать моя девочка изменилась, презрительно отзывается о своих сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков.

Благодарю всех родителей за активность и понимание. Надеюсь, разговор для вас был полезен, он поможет вам разобраться в некоторых ситуациях.

А теперь полезная информация.

Папы и мамы!

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие. Перед вами статистика, которую вы должны знать:

1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.
8. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
10. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

Я вам приготовила памятку для родителей по теме собрания

Памятка для родителей по теме «Первые проблемы подросткового возраста» .

1.Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2.Опосайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4.Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

5.Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6.Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7.В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

8.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10.Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Переходный возраст: 5 советов родителям

Как помочь детям пережить этот период и самим не сойти с ума?

СОВЕТ 1. ПОЙМИТЕ ПРИЧИНУ
Подросток стремится доказать, что он уже не маленький. В ход идет все: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки: сигареты, алкоголь, ночевки у друзей... Чего делать нельзя: отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг.

Как себя вести: доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, заказать покупки по Интернету, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым - пусть разделит с вами взрослые заботы.
                                       
СОВЕТ 2. ПРОЯВЛЯЙТЕ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
В 13-17 лет у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей - и этим хочется с кем-то поделиться.
Чего делать нельзя: быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства - полная чушь. Как себя вести: разговаривать с детьми, задавать вопросы о его друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет

СОВЕТ 3. НЕ ДАВИТЕ НА РЕБЕНКА
Слушаться родителей для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки. Чего делать нельзя: заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание.

Как себя вести: измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно. Например, хотите, чтобы он сделал музыку потише, пожалуйтесь на головную боль.
СОВЕТ 4. ЖИВИТЕ ИНТЕРЕСНО САМИ
Претензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сама?»

Чего делать нельзя: подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах. Как себя вести: подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей.

СОВЕТ  5.
ДЕЛИТЕСЬ ОПЫТОМ

Юношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять...» Тинейджерам трудно представить, что их строгие мамы и папы тоже были юными: и влюблялись, и чудили, и пробовали первую сигарету...
Чего делать нельзя:

быть ханжами, строить из себя людей без недостатков.
Как себя вести: открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах... Сын или дочь должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь.
Кстати...
Переходный возраст существует только в цивилизованном обществе. У тех народов, которые живут племенами, есть ритуал, переводящий ребенка из мира детства в мир взрослых. У нас же этот переход растянут во времени и не имеет четких границ. Поэтому подростку порой сложно адаптироваться к новым условиям взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Первые проблемы подросткового возраста

Сценарный план родительского собрания...

Первые проблемы подросткового возраста

Папы и мамы!Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Этот период раннего отрочества ещё можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрица...

Первые проблемы подросткового возраста

Родительское собрание 6 класс. Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством.Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность…Ж.-П.СартрКак редко ребенок быв...

Родительское собрание Первые проблемы подросткового возраста

Разработка родительского собрания, проведенного в 6 классе.Форма проведения:круглый стол....