Классный час по профориентации "Хочу - могу - надо" (8-9 классы)
классный час (8, 9 класс)

Зебрева Наталья Александровна

Классный час "Хочу - могу - надо" предназначен для профориентационной работы с учащимися 8-9 классов. В ходе его проведения расширяются представления детей о различных професси­ях  и   основах профессионального самоопределения.   Подготовительная работа с детьми: предложить учащимcя подготовить презентации о профессиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час "Хочу - могу - надо"101.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС  ПО ТЕМЕ:

«ХОЧУ – МОГУ – НАДО»

в 8-9 классах

Классный руководитель: Зебрева Н.А. 

Цели:

  • расширение представление детей о различных профессиях  и   об основах профессионального самоопределения;
  • побуждение детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору
  • воспитание позитивного отношения к труду

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить 4 уч-cя подготовить презентации о профессиях

Оформление:

  1. крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы справа осталось место для слов « = осознанный выбор профессии»;
  2. написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация, должность;
  3. написать на доске профессиональные характеристики для игры «Визитка» или подготовить одноимённые слайды:
  4. картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий). 

План классного часа:

  1. Оргмомент
  2. Определение целей классного часа
  3. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
  4. Игра «Визитка».
  5. Работа в паре  «Составление списка профессий».
  6. Представление 4 презентаций профессий детьми
  7. Групповая работа. Поиск значений «непонятных» профессий в толковых словарях
  8. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
  9. Мини-лекция «Формула профессии».
  10. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
  11. Игра «Изобрази профессию»
  12. Тестирование.
  13. Заключительное слово.
  14. Подведение итогов (рефлексия).

 Ход классного часа

1.Оргмомент

 Здравствуйте, ребята!  Как настроение? Готовы начать?

2.Определение целей классного часа 

Наш сегодняшний классный час мне хотелось бы начать со стихотворения

Быстро как бегут года,
Скоро восемнадцать.
Думать надо нам сейчас,
Чем будем заниматься.

Кто рисует, кто поёт
Кто в цеху металл куёт.
Хочешь, можешь хлеб растить,
Спутник в космос запустить.
Много на Земле работы
Всё попробовать охота.
Чтоб профессию иметь,
Надо лень преодолеть.
В школе хорошо учиться,
Чтоб могли тобой гордиться

Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня будем говорить?

(ответы детей)

Т.о., сегодня вы расширите представления о различных профессиях; узнаете об основах профессионального самоопределения; я постараюсь нацелить вас на осознанный профессиональный выбор

Актуально ли это для вас? (ответы детей)

3. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Что же такое профессия?

На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.  (учитель)

Специальность  -  вид занятий в рамках одной профессии. (учитель математики)

Квалификации - это уровень профессионального мастерства. (высшая категория или 1 категория, в других специальностях могут быть разряды – 3 лучше чем 2,  5 лучше чем 3)

Должность  - это место, занимаемое человеком в организации. (директор школы)

Профессия, специальность, квалификация, должность - все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

4. Игра «Визитка»

В течение своей жизни мне приходилось сталкиваться с людьми различных профессий и у меня накопились визитки  На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Сможете ли вы разобраться в этой информации?

Сейчас мы это проверим.  (слайд 2)

На слайде вы видите  профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

(Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы.)

  • Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.
  • Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.
  • Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады.
  • Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой;
  • Парикмахер-стилист 5 разряда, бригадир женского зала
  • Бригадир, слесарь - ремонтник (ремонт и обслуживание холодильного оборудования) 2-го разряда

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле», «Мастер – золотые руки». И мне очень   хотелось, чтобы в будущем о вас говорили также.

5.Работа в паре  «Составление списка профессий».

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.

Предлагаю вам составить списки таких профессий.   (3 слайд)

Первая пара составит список «Самые модные профессии». (Кулешова С., Грищенко А.)

Вторая пара - «Профессии, которые всегда нужны». (Почивалина А.,Стародубцев П.)

Третья пара - «Самые редкие профессии». (Рзянин Н.,Сермягин П.)

Четвертая пара - «Самые забытые профессии». (Зебрев С., Сермягин Д.)

А чтобы лучше думалось, включим лунную сонату Моцарта,  которую любил известный учёный, физик (ещё одна профессия) Альберт  Энштейн.  Он говорил, что ему в науке помогала музыка. (на скрипке он начал учиться играть с 6 лет и добился больших результатов) Однажды Эйнштейна пригласили выступить с лекцией о теории относительности, а он вместо этого вышел со скрипкой и предложил послушать сонату Моцарта

 (Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

А теперь послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, менеджер(?), аудитор(?), эколог и т. п.

Аудитор – специалист, который проверяет  финансовую деятельность компаний, оценивает её успешность и эффективность

Кулешова С. подготовила презентацию о модной профессии «Певица»

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Почивалина А. подготовила презентацию о профессии, которая всегда нужна, о профессии своей мамы - медсестра

Самые редкие: каскадер, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, титестор(?), спичрайтер(?),  постижёр (?)

Титестор - это дегустатор чая, специалист по определению сорта, места выращивания, качества чая, способа его хранения. Титестер также занимается составлением чайных купажей. 

Спичрайтер - специалист по составлению текстов публичных выступлений для представителей элитных групп: политиков, крупных предпринимателей и т.п.

Постижёр – специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов.

Перевертачи пингвинов. Пингвины, проживающих вблизи полярных станций, живо реагируют на вертолеты, пролетающие у них над головами. Животные задирают голову и отклоняются назад, а поскольку шея у них короткая, а туловище неповоротливый, они нередко так и заваливаются на спину. Перевернуться и встать самостоятельно пингвины не могут, поэтому к ним на помощь приходит специалист. Иначе животные погибнут.

Рзянин Н.  подготовил презентацию о редкой профессии «Сурдопереводчик»

Самые забытые: конюх, трубочист, бондарь, камердинер(?), шорник(?), ямщик и т. п.

Камердинер - комнатный слуга при господине в богатом дворянском доме. Он носил чемоданы, приносил еду, наполнял ванну, брил хозяина, помогал в ежедневных заботах 

Шорник - ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения ее поля зрения. В более широком смысле шорник — это специалист по конской упряжи ямщик

Ямщик - человек, занимающийся перевозкой людей и грузов на гужевом транспорте    

Зебрев С. подготовил презентацию о забытой профессии «Шарманщик»

7.Групповая работа. Поиск значений «непонятных» профессий в толковых словарях

Ребята, а где можно узнать толкование неизвестных нам профессий?

(в толковых словарях, атласах профессий, интернете)

А сейчас 1 группа найдёт определение профессии – Постижёр – (толк.слов. – зел.)стр.

2 группа – спичрайтер (толк.словарь – кр.) стр.

3 группа – аудитор (энциклопед.) стр.52.

Ну что расширили представления о профессиях?

Конечно,  мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

8. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

  • «Давят» родители.
  • Идут за модой.
  • Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
  • Выбирают «за компанию».
  • Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
  • Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
  • Подражают героям кино и телесериалов.

Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.

Но как же, тогда правильно выбрать профессию?

9. Мини-лекция «Формула профессии»

Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину [пишет на доске: а х Ь=S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

  1. хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
  2. могу - это все, что мне по силам, по способностям;
  3. надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии.

Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

10.Демонстрация осознанного выбора профессии

«Это мой выбор!»

Как же работает формула осознанного выбора профессии? (4слайд)

  • Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
  • Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.
  • Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Продемонстрируйте, как работает формула осознанного выбора профессии

(Дети   предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Запомнили, с чего начинается осознанный выбор профессии?

11.Игра «Изобрази профессию»

 А сейчас встаньте из-за парт и попробуйте с помощью жестов, мимики изобразить профессию, которую вы выбрали. А поможет вам в этом музыка, которая по словам русского учёного, физиолога (ещё одна специальность) Ивана Павлова «помогает мыслить»

Ребята, а как найти учебное учреждение, где вы сможете получить нужную профессию, специальность?

(в этом помогут представители учебных заведений, приезжающие с агитацией; интернет –если вы хотите получить профессию в определённом городе, можно набрать в поисковую строку высшие учебные заведения г.Тамбов, у каждого учебного заведения (колледжа, института, университета)  есть свой сайт, который рассказывает о  представляемых услугах,)

Ребята, вы молодцы, я верю, что всё у вас в жизни получится

Соотношение между «хочу» и «могу» - всегда в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

  • 12.Тестирование

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами.

Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

13. Заключительное слово

Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

14. Подведение итогов (рефлексия)

Наш классный час подошёл к концу:  Конечно  за одно занятие «нельзя объять необъятное», как говорил Козьма Прутков, по профориентации у нас ещё будут классные часы, но всё же мне хотелось спросить вас

Расширили ли вы представления о профессиях? (если да  поднимайте цифру 1,  нет - 0)

Поняли ли вы смысл формулы правильного  выбора  профессии «Хочу, могу, надо»?

Нужно ли осознанно подходить к выбору профессии?

достигли мы целей,   которые ставили перед собой в начале классного часа?

Как вы оцениваете свое состояние после классного часа, поднимите цифру 1 или 0

Вы чувствуете 1-вдохновение  или 0-подавленность?

Вам было 1-интересно или 0-нет?

Вы 1-уверены в себе или 0-нет?

Вы  1-устали или 0-нет?

Вы 1-старались или 0-нет?  

Вы 1-довольны  собой или 0-нет?

Использованная литература:

Книга  Г.Н. Давыдова «Классные часы. 8 класс» Издательство: Вако, 2010г.

Материалы сети ИНТЕРНЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационный классный час «Хочу – могу - надо» (предпрофильная подготовка учащихся).

Классный час, посвящённый проблеме осознанного выбора профессии....

Классный час "Хочу. Могу? Надо!"

Классный час "Хочу. Могу? Надо!" разработка с использованием тренинговых методик...

Классный час по профориентации «Хочу – могу - надо»

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, ...

Разработка профориентационного классного часа "Хочу, могу, надо" в 8 классе

Цель классного часа: расширить представление детей о различных професси­ях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональ­ному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к ос...

Классный час. Выбор профессии. ХОЧУ – МОГУ – НАДО

Расширение представления детей о различных професси­ях; формирование позитивного отношения к труду, к профессиональ­ному росту; побуждение детей к поиску информации о профессиях, к осознанному...

Конспект классного часа по профориентации «Хочу».«Могу».«Надо» или «Формула профессии =?» в 10 классе

Наш классный час по профориентации называется «Хочу».«Могу».«Надо»  или «Формула профессии =?»Как вы думаете: «Какова его цель?»,...

Классный час по профориентации 7 класс «Хочу – могу - надо»

Задачи:познакомить учащихся с различными профессиями;развивать способности к анализу полученной информации, расширять творческие способности учащихся;формировать мотивацию к получению будущей професси...