Классный час "Преподобный Сергий Радонежский как учитель, воспитатель, просветитель"
классный час (5 класс)

Перепелина Анастасия Александровна

Материал для классного часа использован перед поездкой в Торице-Сергиеву Лавру в рамках общешкольного пректа "Лавра -- сердце православного мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prepodobnyy_sergiy_radonezhskiy_kak_uchitel.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Преподобный Сергий Радонежский как учитель, воспитатель, просветитель

В последние годы очевидной и признанной государством стала задача получения подрастающим поколением качественного и современного образования. В условиях чрезвычайно высокой информационной плотности окружающего пространства, процессов глобализации, с одной стороны, и поиска Россией своего места в мировой политико-экономической системе, с другой стороны, как никогда актуальной стала задача воспитания гражданина и патриота современной России – человека, умеющего жить в новых условиях, любящего свою Родину, ценящего её историю и культуру и поэтому уважающего национальное достоинство других. Гражданин современной России, безусловно, также должен быть высоко профессиональным специалистом в избранной им сфере деятельности, грамотным, мыслящим, творческим, владеющим необходимыми знаниями, умениями, навыками.

В этой связи закономерно обращение России к своим истокам. Многовековая история России немыслима без Православия, составляющего самую сердцевину русской культуры. В свою очередь в традиции Православия есть всё необходимое, чтобы решить самые насущные педагогические задачи и сформировать не просто профессионала, но гражданина, увлечённого своим делом, любящего родную страну и способного трудиться на благо своего народа.

Образцом такого беззаветного служения Родине, безусловно, является святой преподобный Сергий Радонежский. Это один из тех святых, которых  знают даже дошкольники, настолько пронизан его образ русским духом. Попытаемся разобраться, почему же именно «Батюшку Сергия» наш соотечественник считает учителем Руси.

В первом  Житии  преподобного Сергия, составленном его учеником Епифанием Премудрым, читаем, что будущий святой, получивший при крещении имя Варфоломей (в честь апостола Варфоломея), родился в селе Варницы близ Ростова в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. В частности, «Большая биографическая энциклопедия» указывает: «Ни в житии Сергия, ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного, и историки, по различным соображениям, колеблются между 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322-м гг. Наиболее вероятным представляется 1314 г.» Днём рождения Сергия называлось или 9 мая, или 25 августа 1322 года. В сочинениях церковных историков XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Современные варианты жития в качестве дня его рождения дают 3 мая 1314 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Этот вопрос, наверняка, важен для историков, для простого же человека принципиален следующий эпизод из раннего детства преподобного: при крещении нарекли младенца Варфоломеем, что означает «сын радости».  Хотя  в учении радости было мало. Как мы знаем из Жития, отроку Варфоломею не удавалось обучиться грамоте у людей, а суждено было постичь Слово Божие чудесным образом. Вспомните  картину М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».  Из рук старца Божия буквально воспринял он дар слова. Не просто научился читать быстрее и лучше других, но сам впоследствии стал учителем монахов, возвещая им Слово своего главного Учителя – Самого Христа. Сначала стал он духовным наставником для двенадцати братьев, а после и для всей святой Руси.

Но вернемся в детство преподобного. Как же смог стать учителем, кто воспитал его самого? Не допустил Бог, чтобы такой светоч в будущем, такой богоизбранный еще от утробы матери младенец, родился от неправедных родителей. Святые Кирилл и Мария Радонежские были воспитателями сына своего. Именно от них он и усвоил главное монашеское правило – послушание превыше всего. Даже имея сильное желание оставить мир, не смел он ослушаться родителей своих и ушел в монастырь только после их благой кончины.

Как убеждаемся, рука Божия вела Варфоломея путями небесными. Восприняв монашеские обеты и новое имя – Сергий --  он начинает подвижническую жизнь под водительством Божиим. Поэтому мы смеем утверждать, что воспитывался преподобный Самим Господом, непрестанно пребывая в подвигах и молитве. Помимо этого, много иных трудов нес подвижник при создании своего главного детища – Свято-Троицкого монастыря, ставшего впоследствии Лаврой – оплотом веры Православной на Руси на долгие годы. Снова обратимся к житийному тексту: когда монастырь был уже велик и самодостаточен, пришлось игумену Сергию оставить свою обитель и удалиться по смирению. Брат его по плоти Стефан объявил себя начальником монастыря. И преподобный, дабы не смущать детей своих духовных, смиренно ушел в пустынь. Данный факт свидетельствует о том, что прп. Сергий был воспитателем смирения и прочих христианских добродетелей не только для братии, но и впоследствии стал воспитателем или, говоря церковным языком, духовником князя Димитрия, названного впоследствии Донским.

Много монастырей на Руси, много и игуменов, но почему же только одного из них называем мы «Игуменом земли Русской»? Как им стал самый смиренный   и незаметный монах Лавры? Поистине «Свет Христов просвещает всех». Из жития св. Сергия узнаем про его встречу на монастырском огороде с крестьянином, который в стареньком монахе в заплатанной рясе не признал великого подвижника. И только князь, берущий благословение у старичка, убедил мужика в том, что это и есть игумен Сергий. Своим ровным и равным ко всем отношением и обхождением с непременной любовью, преподобный стяжал доверие в решении государственных дел.  По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Димитрия Иоанновича, и будущей столицей Руси его вотчину – Москву. Общеизвестно, что идея об освобождении Руси от Татаро-Монгольского ига – большая заслуга Игумена Радонежского. Именно он вдохновил и благословил князя Димитрия Московского на Куликовскую битву. Мы знаем из истории о ее огромном значении для становления российской государственности, которая имела под собой глубокие духовные корни.

Еще одна великая заслуга прп. Сергия  состоит в  осмысливании и распространении на Руси учения о Святой Троице. Православные иерархи Церкви и богословы считают что, это было главным делом Сергия и его главной исторической заслугой. Троичные храмы и введённый с ними праздник Святой Троицы воплощают в себе призыв к единению земли русской. Сергий строит храм Пресвятой Троицы, “чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной разделённостью мира”. Для троичного храма требовался обжигающий символ Святой Троицы, который бы, по словам Павла Флоренского “разделённости, вражде и ненависти противопоставил взаимную любовь, струящуюся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер Горних”.

Таким символом стала икона Рублёва Троица. Однако истинным автором этого произведения, был сам святой Сергий. Так Павел Флоренский отмечает: “Андрей Рублёв, духовный внук преподобного Сергия, питался как художник тем, что дано ему было. И потому не преподобный Андрей Рублёв, а сам родоначальник земли русской – Сергий должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти…”.  Сегодня в России исповедание учения о Святой Троице стало опять весьма актуальным в связи с необходимостью устранения “смертоносной разделенности” общества.

И главным делом преподобного Сергия как просветителя Земли Русской было создание духовно-нравственного и культурного центра Руси -- Троице-Сергиевой Лавры. Почему же так выделено это детище Сергия? С самого своего возникновения Троицкая обитель после разорения Киева более всех вобрала в себя культурные и духовные достижения Византии и Эллады. На основании этого фундамента Сергий вместе со своими учениками создал мощный национальный духовный центр, во многом определивший культурное развитие Руси и затем России. Вчитайтесь в  слова о. Павла Флоренского, подтверждающие эти мысли: “Русская иконопись нить своего предания ведёт от иконописной лавки лаврской школы. Русская архитектура на протяжении всех веков делает сюда, в лавру, лучшие свои вклады, так что Лавра – подлинный исторический музей Русской архитектуры. Русская книга, русская литература, вообще русское просвещение основное своё питание получали всегда от просветительской деятельности, сгущавшейся в лавре, и около Лавры. Самые странствования… Преподобного Сергия, разносили с собой русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, а точнее сказать – русскую идею, в её целом все стороны нашей жизни определяющую”. И по сей день Лавра – оплот Православия в России.

Как мы убедились, и личность, и труды прп. Сергия на благо нашего Отечества неоценимо велики. И если нам, в преддверии празднования 700-летия со дня рождения святого, удастся рассказать о нем детям так, чтобы им хотя бы захотелось посетить его Лавру, мы дерзаем считать, что стоим на первой ступени той духовной лествицы, на вершине которой стоит и кротко взирает на нас сам Преподобный Сергий Радонежский – великий учитель, воспитатель и просветитель.

Помоги нам, Господи, молитвами прп. Сергия, в деле обучения,  воспитания и просвещения  детей наших!

 

Список литературы

  1. Я иду на урок в начальную школу. -- М.: Изд. Дом Покров, 2001
  2. Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. -- Сергиев Посад, 2003.
  3. Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. — М., 2006.
  4. Большая биографическая энциклопедия. -- М. : БизнесСофт, 2005
  5. Флоренский П. А.  Троице-Сергиева Лавра и Россия -- М.: Журнал Московской Патриархии. 1988. № 2, 3; «Русская литература». 1989. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - проект "Имя России - Сергий Радонежский"

Преподобный Сергий Радонежский - великий святой, просиявший, как солнце, на Русской земле....

Межмуниципальный конкурс ученического творчества «Учитель и устроитель России», посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Номинация: Научно-исследовательские работы Вид работы:  документальный очерк – исследование Тема работы: «Сергий  Радонежский и битва на Куликовом поле»Автор: Визельков Илья, учащи...

Преподобный Сергий Радонежский как учитель, воспитатель, просветитель.

Статья на конкурс "Рождественские чтения" (2013 г.), посвященный 700-летию Сергия Радонежского....

Классный час. Сергий Радонежский - великий святой и защитник нашего Отечества.

Цель: Подвести  учащихся к восприятию знаний о русских святых, памятниках православной культуры, на примере «Жития Сергия Радонежского»....

Классный час "Сергей Радонежский"

Классный час "Сергей Радонежский"...

Классный час: Сергий Радонежский. Семьсот лет спустя…

Личность Сергия Радонежского вызывает неподдельный интерес у разных поколений уже много веков. Наш классный час - попытка рассказать ученикам  об этом уникальном человеке, вспомнить знаменательны...