Преподобный Сергий Радонежский как учитель, воспитатель, просветитель.
статья по теме

Огальцова Римма Николаевна

Статья на конкурс "Рождественские чтения" (2013 г.), посвященный 700-летию Сергия Радонежского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sergiy_radonezhskiy_.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преподобный Сергий Радонежский как учитель, воспитатель, просветитель.

учитель истории

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Огальцова Р.Н.

Традиции духовно-нравственного просвещения в образовательной системе России существовали всегда. Но в период Советской власти просветительская и подвижническая роль православной церкви в лучшем случае замалчивалась, а в худшем – осуждалась и подвергалась гонениям. И тем не менее, даже в самые опальные годы имя Сергия Радонежского было широко известно всем просвещенным людям.

        Чем же знаменит этот человек? Какой подвиг совершил скромный монах, и почему его образ привлекает современную молодежь спустя много столетий? Какие черты характера мы пытаемся воспитать в себе, читая «Житие Сергия Радонежского»?

        Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрел народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви.

        Жизнь Сергия, можно сказать, служит самым полным образцом жизни и деятельности всех подобных ему основателей монашеских общин его времени. Замечательно, что этот святой муж, сделавшийся впоследствии покровителем Москвы и ее властителей, происходил из рода, искавшего спасения в бегстве из родной земли от начинавшихся проявлений московской власти. Тогда в числе бежавших от начальства москвичей был бояре Кирилл, человек знатного и богатого рода, обедневший подобно многим от поборов, от платежа выходов, от разорительных посещений ханских послов и невольных путешествий с князьями в Орду. Кирилл с супругой своей Марией и сыновьями: Стефаном, Варфоломеем и Петром перешел в Радонеж (в 12-ти верстах от нынешней Лавры), удел, оставленный Иваном Калитой сыну своему Андрею. Двое сыновей Кирилла, Стефан и Петр, женились, но средний Варфоломей, одаренный поэтическим воображением и наклонностью к созерцательной жизни, с отрочества порывался в монастырь. Тяжелые труды подвижника, неустанная молитва и внутренняя борьба с искушениями молодой жизни представлялись привлекательными его горячей и крепкой натуре. После смерти родителей Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства, покинул отеческий дом и отправился по окрестностям искать места для пустынного житья. Он сначала уговорил идти с собой брата своего Стефана и вместе с ним построил деревянную келью и церковь в лесу. Но вскоре Стефан оставил своего брата: ему тяжело показалось одинокое житье. Варфоломей обратился к какому-то игумену Митрофану, принял от него пострижение под именем Сергия, так как в день, когда совершилось это пострижение, праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было тогда двадцать три года.

        Сергий остался один в лесу, пробыл там более года, подвергаясь чрезвычайным лишениям, опасности быть растерзанным зверьми, страдая от видений,- неразлучных с мукою подобного уединения. Между тем сделалось известным, что в таком-то месте в лесу спасается труженик, начали приходить к нему монахи один за другим, и строили около него кельи. Они служили в деревянной церкви заутреню, вечерню и часы, для литургии приглашали по временам соседнего священника, а через несколько времени убедили Сергия принять игуменство над ними, угрожая разойтись, если он не согласится. Сергий, после долгих отказов, был рукоположен в священники и назначен игуменом от переяславского епископа Афанасия. Так положено было начало Троицко-Сергиевского монастыря.

        Сначала новооснованный монастырь был крайне беден; в нем было всего двенадцать братии и, по скудости средств к содержанию, более этого числа братии не допускалось. Игумен строго запретил ходить и просить милостыню и постановил правилом, чтобы все жили от своего труда или от добровольных, невыпрошенных даяний. Сам Сергий показывал собой пример трудолюбия: пек хлебы, шил обувь, носил воду, рубил дрова, во всем служил братии, ни на минуту не предавался праздности, а питался хлебом и водой. Чрезвычайно крепкое и здоровое телосложение способствовало ему переносить такой образ жизни. Вместе с тем он был строг и к другим, требовал от братии такой же суровой жизни, какую вел сам. Через несколько времени, однако, положение монастыря улучшилось. Молва о святой жизни Сергия и его братии расходилась все более и более, и вот пришел к ним из Смоленска архимандрит Симон. Он принес с собой значительное имущество, которое пожертвовал в монастырь Сергия. С этих пор Сергий не ограничивал числа братии в своем монастыре, постригал всякого желающего, подвергнув предварительно строгому испытанию. О Сергии распространилось мнение, что он одарен свыше даром пророчества. В последующие годы жизни Сергия его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Несмотря на эту славу, Сергий продолжал вести прежний простой образ жизни и с равной любовью обращался как с князьями, которые обогащали монастырь, так и с бедняками, питавшимися от монастыря.

        Между тем пустынные окрестности обители стали заселяться: уже во времена княжения Ивана Ивановича возник около монастыря посад, а за ним заводились села и починки; люди вырубали леса и обращали дикую землю в обработанную. Эти новопоселенцы в своих взаимных делах обращались к Сергию, как к судье и миротворцу.

        Уважение к Сергию побуждало великого князя Димитрия несколько раз обращаться к нему. В 1365 году, по поводу спора Дмитрия Константиновича суздальского с его братом Борисом за Нижний Новгород, по повелению Димитрия Московского и митрополита Алексия, Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нем все церкви и тем принудил Бориса уступить брату. В 1385 году Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Димитрием Московским и Олегом Рязанским. Но самую громкую славу приобрело его отношение к Куликовской битве. Димитрий, собираясь идти на Мамая, ездил к нему за благословением. Сергий предрек ему победу и возбуждал, как великого князя, так и весь русский народ, на священную брань за свободу Руси.

         Кроме Троицкой обители, Сергий еще при своей жизни был основателем нескольких монастырей. Но основанная Сергием Троицкая обитель осталась до сих пор первенствующею среди всех других, построенных как им и его учениками, так и последующими основателями монастырей. Великие князья и цари имели обычай ежегодно ездить к Троице на праздник Пятидесятницы и, кроме того, считали долгом отправляться туда перед каждым важным делом, нередко пешком, и просить содействия и заступничества чудотворца Сергия.

        Обращаясь к образу преподобного Сергия Радонежского на уроках истории, беседуя с учениками о жизненном подвиге этого монаха, мы видим в нём высочайший образец человека - труженика, жившего по заповедям Христа. Никому не творил зла, делал только добро и учил этому других. Серий Радонежский был земным человеком, но основой его жизни стал Святой Дух.

В наше время имя святого и преподобного Сергия Радонежского приобретает особое значение. То, чему он учил, вновь становится необходимым сейчас. А учил он доброте, милосердию и миру и достиг в своём учительском подвиге результатов непреходящей исторической значимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и ОПК Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»

урок  или внеклассное мероприятие для 5-9 классовТема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»Цели урока:§  познакомить учащихся с житием  преподобного Сергия Радонежского,...

Межмуниципальный конкурс ученического творчества «Учитель и устроитель России», посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Номинация: Научно-исследовательские работы Вид работы:  документальный очерк – исследование Тема работы: «Сергий  Радонежский и битва на Куликовом поле»Автор: Визельков Илья, учащи...

Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»

Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...

Преподобный Сергий Радонежский — Зайцев Б.К., Св. Сергий чудотворец и наставник

В центре повествования классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Зайцева — образ и жизненный подвиг одного из самых почитаемых в России святых, который, по словам писателя, явил в се...

Классный час "Преподобный Сергий Радонежский как учитель, воспитатель, просветитель"

Материал для классного часа использован перед поездкой в Торице-Сергиеву Лавру в рамках общешкольного пректа "Лавра -- сердце православного мира"...