Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) на тему

Чако Светлана Иосифовна

Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ума. Далеко не случайно слова “цель” и “целый” переплетены в церковнославянском языке и выражают мысль о необходимости нравственного движения человека от его рождения, зрелости до самой смерти во имя сохранения и спасения души. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Школа Преподобного Сергия Радонежского»,

представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»

г.Когалым, 2014 год

Сергий Радонежский жил и творил в эпоху формирования собственно русского (великорусского ) этноса и становления в лесах Восточной Европы нового государства – Московская Русь – в тяжелейших условиях татаро-монгольского завоевания. Он, его сподвижники, ученики и последователи заложили основы русского миросозерцания, а также традиции в области воспитания и образования, определившие главное направление в развитии духовного просвещения народа.

Предшествующие Сергию Радонежскому религиозные деятели, прежде всего Московские митрополиты Петр и Алексий, ставили в качестве основной задачу определения цели воспитания подрастающих поколений. Общеизвестно, что цель – это то, к чему стремятся, что необходимо осуществить, в нашем случае – воспитать телесно и душевно здоровое поколение. В церковнославянском языке слово “здоровье” звучит как “целость”. Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ума. Далеко не случайно слова “цель” и “целый” переплетены в церковнославянском языке и выражают мысль о необходимости нравственного движения человека от его рождения, зрелости до самой смерти во имя сохранения и спасения души. Так, первый на московской кафедре митрополит Петр в “Поучении игуменам, попам и дьяконам” называл прямой обязанностью священников религиозно-нравственное воспитание своей паствы, чтобы пастырь был духовным целителем народных масс. Преподобный Сергий Радонежский был таким духовным целителем. Общеизвестны факты его жизни: он был примером скромности, даже аскетизма и безграничного трудолюбия. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним. Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келье одного брата.

Ученики со своим наставником постоянно пребывали в труде, сами шили себе одежду, переписывали книги, возделывали огороды. Также святой поощрял творчество.  Не разрешалось вечером приходить друг к другу. Каждый должен был заниматься своим любимым делом, богомыслием и развивать какое-нибудь творчество. Своим примером Сергий показывает, как важно помогать другим, особенно когда к нам обращаются с просьбой. Ведь наша помощь может оказаться очень нужной для другого человека.

При жизни святого Сергия были устроены им и при его содействии множество монастырей. Сергий Радонежский, основав в 40-е годы XIV столетия Троицкий монастырь, что “на Маковце” близ Москвы, создал в нем образцовую школу духовности и святости. Школа духовности и святости была основана на принципе: истинный учитель - всегда вместе с учеником! Эту педагогическую мудрость всей своей жизнью выстрадал преподобный Сергий. Опорой ему служило библейское высказывание: ”Малый наравне с большим, учители наравне с учениками”. Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: "От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете," - и решительно отклонил от себя эту почесть.

Сама ”святость” в русской культуре понималась как животворный источник света внутреннего мира праведного, “учительного” человека. Слово “святой” в Древней Руси применялось для обозначения людей, устремленных к идеалу, к Богу. Сергием Радонежским в него был вложен смысл достижения целей христианского воспитания, высшего нравственного поведения в различных практических ситуациях как на внутреннем, так и на внешнем, социальном уровнях проживания. Развитие духовного потенциала человека в Свете Христовом – вот педагогическое наполнение понятия “святость”, трансформированного в XIV веке на Руси. Духовная деятельность Сергия Радонежского дала великорусскому народу высокий идеал добронравной жизни. В этом свете В.О. Ключевский, наш известный историк 19 века, справедливо называл его “нравственным воспитателем народа”, создавшим “практическую школу благонравия”. В подмосковном Троицком монастыре великий русский подвижник не только осуществлял образцовое иноческое воспитание, но и обогащал своих духовных детей “житейскими науками”, формируя в них такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность , стойкость, патриотизм, человеколюбие.

(Картина Лествица)

Во времена Сергия Радонежского устойчиво закрепился взгляд на воспитание и образование человека как на духовное восхождение по ступеням “лествицы”, ведущей к идеалу, совершенству, Образу. Движение к этой цели понималось как жизнь (”житие”), осуществляемая по евангельским заповедям. Любовь к Богу, сопряженная со “страхом” быть, оказаться вне этой любви, признавалась во всем христианском мире основной движущей силой развития человека. Эта мысль лежит в основе педагогических воззрений Сергия Радонежского, вернее, является их отправной точкой.  

Обратите внимание на эту картину. Она напоминает главное - Любовь Божья не знает границ: "Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха", у Бога нет неугодных. Движение наверх – это огромный духовный труд  Стремящиеся к свету из тьмы должны преодолеть искушения, соблазны – всяческие проявления дьявольских ухищрений. Зато на последней, тридцатой ступени "Лествицы" каждый встречает любовь Бога.

Сергий Радонежский развил традицию, основываясь на учении о Троице. Образование он понимал не просто как “учение книжное”, осуществляемое в процессе систематического чтения, запоминания и толкования прочитанного, а прежде всего как движение человека к Живоначальной Троице. В человеке воспитанием необходимо восстановить ту гармонию, тот триединый лад духа, души и тела, который был в Адаме до грехопадения. Эта цель может быть достигнута внутренним духовным напряжением человека на пути его к Троице.

Картина «Троица» Андрея Рублёва

Именно им впервые в полной мере было рассмотрено и найдено верное решение проблемы целеполагания воспитания как формирования целостного человека, раскрытое в сложном религиозном понятии “Троица” и реализованное в его воспитательной деятельности. Символический идеал воспитания, нацеленного на духовную полноту, изображен в знаменитой иконе “Троица”, созданной в первой четверти XV века Андреем Рублевым, вдохновленным житием Сергия Радонежского: это всепоглощающая любовь, укрепляющая веру в наше единое целое с Богом. Содержание образования символизировано иконописцем в духовной пище, ангельской трапезе, которая заключена в чаше, - в гармоничном замкнутом пространстве, круге, обозначающем свет и жертвенную любовь. Дадим толкование: свет, а значит и его производное – просвещение – возможны лишь в круге любви. Именно это создает необходимое напряжение образовательного поля, устремленного своими силовыми линиями к триединому Творцу. Все три ангела иконы указывают на чашу, которая и соединяет их в единое и нераздельное целое. Так сквозь видимую богословскую оболочку – спасение рода человеческого – высвечивается педагогическая мысль о необходимости духовного водительства человека.

В иконе Андрея Рублева отчетливо звучит призыв к спасению человека. Прежде всего, это развитие его внутреннего духовного мира, понимаемого Сергием Радонежским как высшая на земле ценность. Каждый факт жизни преподобного Сергия, каждое его действие и высказывание биограф преображает в таинственный, многозначный символ, наделенный сильнейшим воспитательным воздействием. Эти словесно-образные символы при необходимом развертывании и наполнении конкретным содержанием учат человека преодолевать в себе низменного человека, влекут его к высшим, идеальным целям, чтобы он следовал за теми, кто дальше всего продвинулся на пути к Троице.

Так образ Сергия Радонежского обрел в веках непреходящее педагогическое звучание, ибо кто из нас скажет, что он продвинулся далее? Господство духовного начала в русском средневековом педагогическом опыте – ведущая и характернейшая черта, отличающая его от западноевропейского. Духовный труд ученика должен предшествовать его учебной, умственной работе и сопровождать ее. Воспитание в православной Руси рассматривалось как детоводительство по пути спасения души, как акт творения учителем целостного внутреннего мира ученика. Не развитие ума (рациональная педагогика), а формирование духовно-нравственной сферы, внутреннего человека (“троичная” педагогика) – главная забота Сергия Радонежского. Средневековые формы университетского образования, характерные для западноевропейской педагогики, отступали в Московской Руси на задний план, предпочтение отдавалось духовным формам целостного формирования человека.

Сделаем вывод:

Таким образом, духовное воспитание в педагогике Сергия Радонежского – первично, поскольку формирует основу для развития целостной личности, одухотворяет, творит внутренний мир человека. Справедливы слова Епифания Премудрого, называвшего своего учителя “учеником Святой Троицы”, а также “Троичный ученик”. Лишь Сергий Радонежский мог осуществить задачу стать учителем, воспитателем и просветителем целого народа, формировавшегося в лесах Северо-Восточной Руси на рубеже XIV – XV вв. А первый учитель, к тому же любимый, - на всю жизнь!

Преподобный Сергий Радонежский заботился не только о своём монастыре, но и о всей земле Русской. Святым Сергием и его учениками в северной Руси основано более 100 монастырей. Это были очаги культуры, духовности, образования. В монастырях бесплатно переводились и переписывались книги, потому как в то время книги не издавались печатным способом. Как правило, в монастырях были школы, в которых обучали грамоте детей; в монастырях были больницы.

Пока княжеская власть признавала и поддерживала авторитет идеала святости, Московское государство крепло, росло и богатело. Как только она отказалась от него (а произошло это при царе Иване Грозном), мощь Русского государства пошатнулась, и уже ничто не могло предотвратить наступления Смутного времени. Как актуально звучат сегодня слова В.О. Ключевского, сказанные им 100 лет назад: “При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной”.

Подготовили ученики 11- Б класса

Борщаговский Олег

Лаврентьева Алёна

Чухлебов Павел

Руководитель

Учитель русского языка и литературы Чако С.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и ОПК Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»

урок  или внеклассное мероприятие для 5-9 классовТема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»Цели урока:§  познакомить учащихся с житием  преподобного Сергия Радонежского,...

Межмуниципальный конкурс ученического творчества «Учитель и устроитель России», посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Номинация: Научно-исследовательские работы Вид работы:  документальный очерк – исследование Тема работы: «Сергий  Радонежский и битва на Куликовом поле»Автор: Визельков Илья, учащи...

Проектная исследовательская работа - представление на школьную читательскую конференцию

Презентация к школьной кнференции о роли чтения в жизни человека. В ней отражены результаты исследования, которые проводили сами учащиеся и обоснование необходимости  чтения....

Преподобный Сергий Радонежский — Зайцев Б.К., Св. Сергий чудотворец и наставник

В центре повествования классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Зайцева — образ и жизненный подвиг одного из самых почитаемых в России святых, который, по словам писателя, явил в се...