«Военно-патриотическое воспитание детей и подростков».
статья (5 класс)

Колюжнова Любовь Ивановна

В современных условиях необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личность, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, достойный вклад должна внести школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колюжнова Л.И. «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков».

Содержание

1. Что такое патриотизм?.......................................................................2

2. Актуальность проблемы военно-патриотического воспитания….......2

3. Цель, задачи военно-патриотического воспитания……………………4

4.Уровни патриотизма………………………………………………….... ..5

5. Методы патриотического воспитания………………………………......5

6.Условия успешной реализации военно-патриотического воспитания..7

 7.Роль педагога в патриотическом воспитании………………………… .8

8. Литература…………………………………………………………………17

И ты, великодушная на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу…

И без меня ты можешь быть счастливой, —

Я без тебя, Россия, не могу.

                                                      С. Викулов

Патриотизм-это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,  стремление служить ее интересам, готовность к его защите. Любовь к Родине – ценное нравственное качество. Можно ли его воспитать в детях или оно приобретается при рождении?

Воспитывает все:

Люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего-люди.

Из них на первом месте –  родители и педагоги… А.С. Макаренко

Актуальность проблемы военно-патриотического воспитания.

Развитие гражданского общества и правового государства в нашей стране зависит от уровня патриотического воспитания каждого взрослого и ребёнка. Каждый имеет возможность реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому патриотизм становится важнейшей ценностью, соединяющий не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В современных условиях необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личность, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, достойный вклад должна внести школа.

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей,

 заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

 на протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

В.А. Сухомлинский

Детский возраст является наиболее благоприятным для системы военно-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация военно-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов военно-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте военно-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней,  можно достигнуть успехов в этом направлении.

Правительством РФ утверждена  государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой сказано; что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Целью программ по военно-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования социально-активной личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Личности,  обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

 Задачи:

Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения.

Воспитание чувства гордости за свою страну.

Развитие личности гражданина и патриота, способного к служению Отечеству и защите интересов страны.

Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде, воспитание толерантности.

Передача и развитие лучших традиций российского воинства, участие в подготовке учащихся к воинской службе. Физическое развитие детей

Задача  школы сформировать целостное представление о своей Родине, её истории и культуре. Эти знания школьник получает на уроках биологии и географии, узнаёт  о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях. На уроках истории узнаёт  историю родного края,  историю своего Отечества. Военно-патриотические воспитание — знание военной истории страны и готовность ее защищать.

На уроках математике говорим о патриотизме Архимеда - защитника Сиракуз,  с помощью кранов собственной конструкции вынимал из моря корабли римского захватчика Марцелла, ставил их на берег, где они разламывались под силой собственного веса. Те же корабли, которые краны не доставали, он сжигал с помощью увеличительных стекол.

Уровни патриотизма:   Личностный.

Этот уровень включает взгляды и мировоззрение конкретного человека, допустимые нормы поседения, идеалы. В случае школьного коллектива – это патриотические чувства каждого конкретного ребенка. Цель – воздействие на личность ребенка.

                                          Общественный.

 Это макроуровень патриотизма – часть общественного сознания, она находит свое выражение в коллективном настроение, чувствах, культуре, представления, образе жизни, ценностях.

Методы патриотического воспитания.

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события. При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. На уроках истории ученики составляют родословное дерево своей семьи. Историю воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников. Для ребят очень важно личное участие в общешкольном деле: участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка,  поздравлении ветеранов, то происходит сближение со школой, родным краем, страной.

Всё меньше остается очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Встречи с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

  Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью. Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание. Урок обществознания — один из методов патриотического воспитания. В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия. В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность. Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.

 Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры. В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной. Патриотические игры проводятся уже с первых классов. В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания. Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки. Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения. Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций. Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости. Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Условия успешной реализации военно-патриотического воспитания.

Нормативно-правовые условия:

Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2016-2020 годы»

Психолого-педагогические условия:

обеспечение педагогической целостности воспитательно-образовательного процесса;

осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно-образовательного процесса;

обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.

Организационные условия:

ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;

профилактика противоправного поведения;

создание условий для самореализации каждого ученика;

актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;

развитие лидерских качеств и привлечение  к решению социально значимых проблем;

сотрудничество с социумом;

включение школьников в реальные социально значимые дела.

Роль педагога в патриотическом воспитании.  

Кадровые условия:

развитие профессиональной компетентности учителя, целью которой является позитивное преобразование профессиональной позиции учителя как воспитателя в области военно-патриотического воспитания.

обеспечение учителями комфортных условий для школьников в учебной работе;

создание условий для развития способностей учителя, его профессиональной деятельности, самосовершенствования.

Методическое обеспечение:

обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;

повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания, в том числе через методические объединения учителей-предметников гуманитарного цикла и классных руководителей;

обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;

работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Материально-технические условия 

Организация гражданско-патриотического воспитания в школе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимосвязаны, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

Реализация образовательных программ патриотического воспитания обучающихся в урочное время происходит на уроках ОБЖ, истории и культуры , истории и обществознания, музыки, литературы и изобразительное искусство.

Важной стороной содержательной зрелости организации гражданско-патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

В процессе работы в данном направлении было установлено, что реализация модели гражданско-патриотического воспитания более результативна при соблюдении следующих педагогических требований:

ориентация всей педагогической деятельности на создание условий для самореализации личности школьников и учителей;

обеспечение взаимосвязи воспитания школьников, совершенствование сотрудничества родителей, учащихся, учителей и администрации, развитие их творческих способностей;

формирование готовности, стремления и умения учащихся реализовать свои намерения в разных видах деятельности и социально-ролевых позициях;

обеспечение единства управленческого формирующего и диагностического подходов, учитывающих индивидуальность процесса гражданско-патриотического воспитания учащихся, что требует осуществлять диагностику, результаты которой служат основанием для разработки вариантов гражданско-патриотического воспитания каждого школьника.

Формы:

1.Организация бесед, классных часов о войне и мире, боевых традициях и воинском долге, военных профессиях.

2. Воспитание учащихся на примерах жизни и подвигов земляков.

3. Проведение интересных встреч ребят с ветеранами войны.

4. Постоянная забота учащихся о ветеранах войны, семьях погибших воинов, оказание им посильной помощи, а также вручение поздравлений, сувениров, сделанных своими руками; выступления участников школьной самодеятельности перед ветеранами.

6. Проведение школьного конкурса на лучшее сочинение, рассказ, рисунок, фотографию на военно-патриотические темы. Акции «Гвоздика памяти», «Посылка солдату земляку», «Открытка ветерану».  Пост №1, бессмертный полк и др.

У военнослужащего патриотизм, в его высшей пробе, проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия неразрывно связаны и по сути дела являются синонимами.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны — воинский долг.

 В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство.

 Если любовь к Родине — это проявление патриотизма, то защита Отечества — это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите.

В годы Великой Отечественной воины многие юноши и даже девушки, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов, стремясь стать защитниками Родины.

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения вверенной техникой и оружием, совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

Быть верным воинскому долгу — значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, — встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример.

Чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

Обусловлено это было прежде всего тем, что русские войска не знали военного наемничества, к которому длительное время прибегали многие государства Европы. В этих армиях, и речи не могло быть о патриотизме, о воинском долге, так как для этих людей не существовало самого понятия Родины. Их моральный дух был настолько низок, что они могли в любое время, а особенно в момент опасности для жизни, оставить поле боя. Было немало случаев и массового перехода наемников на сторону противника, выигравшего сражение.

И в наши дни не перевелись наемники. Они имеются, в частности, в армиях некоторых стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Какую родину могли защищать? Они имели одну цель — деньги, а некоторых из них, кроме того; влекла идея религиозного фанатизма.

Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали боевые традиции, приумножали славу отцов.

Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Воины, совершившие боевые подвиги, назывались героями. Хотя высшего знака отличия в старину не было, но существовала целая система военных орденов и медалей, которыми награждались солдаты, младшие командиры, офицеры и генералы.

Утверждение 16 апреля 1934 г. высшей степени отличия в нашей стране — звания Героя Советского Союза было логичным развитием славных героических традиций русской армии и флота.

В марте 1992 г. было установлено звание Героя Российской Федерации и утвержден знак отличия — медаль “Золотая Звезда”.

Всего звание Героя Советского Союза получили 12 773 человека на 1 января 1996 г., более 60 человек звания Героя Российской Федерации.

В послевоенные годы в мирной будничной жизни и в ходе боевых действий в ряде стран наши воины своими ратными делами и героическими подвигами множество раз убедительно доказывали свою верность воинскому долгу, присяге, преданность Родине. Только в 80-е годы за самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тыс. человек награждены орденами и медалями, из них 110 тыс. солдат и сержантов.

Воинская честь

Любовь к Родине, верность воинскому долгу неразделимы с воинской честью и достоинством. Обладать честью во все времена считалось необходимостью для людей, связанных с ратным делом. При всех остальных хороших служебных качествах авторитет воина резко падал, если он своим действием или бездействием бросал тень на честь мундира.

Не мундир делает человека достойным, а человек должен быть достойным мундира. Эта мысль с самого начала утверждалась в русской армии, пронизывала все воинские законы и уставы Петра I. Так, в “Уставе ратных и пушечных дел” подчеркивалось, что “… лучше есть честно умерети, нежели с бесчестием жити…”. Чувство чести, по мнению А.В. Суворова, было главной пружиной, двигавшей воинов на ратные дела.

Исстари считалось, что воинская честь — это главная добродетель солдата, она заставляет его быть требовательным к себе и своим поступкам. Так, один из военных писателей отмечал: “Честь — святыня… она высшее благо… честь — награда в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь не знает ни тягостей, ни опасностей: делает лишения легкими и ведет к славным подвигам. Честь не терпит и не выносит никакого пятна”.

Честь Родины, своего полка, товарищей по оружию всегда была превыше всего для молодого бойца и многоопытного фронтовика. Во имя успеха боя, выполнения приказа российские воины преодолевали любые преграды и трудности. И чем труднее складывалась обстановка, тем ярче проявлялось стремление сохранить честь и достоинство.

Например, гвардии рядовой Ю. Смирнов был распят фашистами на кресте, но сохранил воинскую честь, не запятнал своего имени предательством.

Не менее важно сохранять честь в мирной, будничной армейской жизни. Для воина это означает быстро и качественно освоить технику и оружие, мастерски и без страха действовать в ходе учений, строго выполнять уставные положения и законы, никогда и ни при каких условиях не отступать от нравственных норм, не нарушать воинскую дисциплину. Поэтому не зря в армии родилась поговорка: “Действуй по уставу, завоюешь честь и славу”. Отступление же от требований устава, от правил чести по малодушию, трусости, разгильдяйству или другим причинам ведет к моральным травмам или даже к нравственной смерти, которая для многих бывает страшнее физической.

В российской армии всегда презирались трусость, паникерство, предательство. Они осуждались также в народе и влекли за собой суровое наказание.

Честь российского солдата неотделима от его благородства по отношению к окружающим, в том числе к поверженному противнику и населению побежденных стран. “Обывателя не обижай! Он тебя поит и кормит. Солдат — не разбойник”, — неоднократно подчеркивал А.В. Суворов. И авторитет суворовских солдат был исключительно высок. Об этом свидетельствует такой исторический факт. После взятия Измаила (1790 г.) местные жители через некоторое время стали продавать суворовским солдатам продукты в долг, зная их честность и порядочность.

Жители европейских городов встречали наших воинов — освободителей с радостью и цветами, что являлось признанием их высоких моральных качеств и доверия.

И в недавнем прошлом, находясь в Афганистане, наши воины бережно относились к национальным традициям и обычаям, местного населения не допускали жестокостей и тактики “выжженной земли”. Более того, они помогали крестьянам убирать урожай, ремонтировать сельхозтехнику, строить дома, довольно часто делились продуктами и лекарствами с бедными жителями кишлаков и городов.

По страницам газеты “Комсомольская правда” бывший “афганец”. Однажды, выбив из кишлака банду,  подразделение  прочесывало дворы. В одном из них была обнаружена маленькая девочка, которая была крайне истощена и, чуть шевеля губами, просила есть. А у Анатолия ничего не было, чтобы дать ей поесть. Он побежал к товарищам, нашел немного хлеба, горсть изюма и кинулся обратно. Но девочка была уже мертва. Анатолий считает, что если бы он дал хлеба сразу, как ее увидел, то она бы продержалась, не умерла. После случая с девочкой он стал брать с собой на ликвидацию очередной банды, кроме запасов патронов, гранат, и кучи других тяжелых и нужных в бою вещей, еще и хлеб. И никогда его назад не привозил.

Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.

В нашей школе разработана программа военно-патриотического воспитания. Проходит месячник военно-патриотического воспитания.

Такие  мероприятия, как викторины –игры среди ребят 8-11 классов, посвящённая 100 ВЛКСМ надолго останется в душе каждого участника.

Экскурсии и праздники в день призывника в Высшее командное училище.

О празднике народного единства ребята узнают не только на уроках истории, но и на классных часах, где используются и презентации  и различные викторины, игры. Особое место в военно-патриотическом воспитании занимает изучение песен военных лет. Ребята узнают историю её создания, инсценируют и исполняют всем классом вовремя конкурса «Битва хоров». Этот конкурс проходит в нашей школе ежегодно. Участвуют в нём как ребята  групп нашего детского сада, так и ребята с 1 по 11 класс. Готовятся костюмы, декорации для сцен, презентации. Это очень красивый, торжественный праздник всей школы.

Большую роль играет участие ребят  в Посту №1. Ежегодное  участие в конкурсе « Избирательное  право и в работе  школы молодого сержанта.

Особая роль в вопросах  военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. В нашей школе создан и работает Музей Боевой Славы. Школьники  задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции.. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Наша школа сделала очень много, чтобы получить  и с гордостью носить имя Героя России  В.Н.Потылицына. В.Н.Потылицын погиб при выполнении воинского долга в первую Чеченскую войну.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота. Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности. Эффективным можно считать такую работу по военно-патриотическому воспитанию, если в каждом молодом сердечке найдётся место для гордости за свою семью,  за свою малую родину, за свою страну.

Список использованной литературы:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».

2. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. – С. 20-23.

3. Рыбальченко Л.И. Педагогический эффект военно-патриотического проекта «Мы пишем ваши имена» / Л.И. Рыбальченко, Тиме Юргенд, Н.И. Ралдугина и др. // Методист. - 2014. - № 7. – С. 29-36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей и подростков: состояние и перспективы.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культу...

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания детей и подростков

Решить вопросы заблаговременной подготовки к службе в армии можно с помощью проектов. В военно-патриотическом объединении "Родина" уже несколько лет подряд в системе реализуются проекты военно-патриот...