Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания
статья на тему

Аршинова Жанна Вячеславовна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_detey_i_podrostkov.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание

детей и подростков

как основа нравственного воспитания

Выступление на педагогическом совете

Духовно-нравственное воспитание-это процесс, который способствует формированию нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

                             А ты, входя в дома любые,-

                             И в серые, и в голубые,

                             Входя на лестницы крутые,

                             В квартиры, светом залитые,

                             Прислушиваясь к звону клавиш,

                             И на вопрос даря ответ,

                             Скажи: какой ты след оставишь?

                             След, чтобы вытерли паркет

                             И посмотрели косо вслед,

                             Или незримый прочный след

                             В чужой душе на много лет?

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Культурный человек-это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением с людьми.

В основе нравственного воспитания лежат критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и такие общечеловеческие ценности, как: любовь к матери, патриотизм, любовь к Родине, добро, самовоспитание, добродетель, совесть, надежда.

В ходе реформ 90-х гг. было немало пробелов в духовно-нравственном воспитании подростков. В настоящее время принимаются меры по возрождению патриотического воспитания как основы духовно-нравственного воспитания.

Сегодня в системе образования  Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования.

Школа, ведущая работу по патриотическому воспитанию учащихся, должна воспитывать патриота-человека, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках, и, если потребуется, отдать свою жизнь за Родину, за свой народ. Патриотическое воспитание подрастающего поколения  представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Его цели достигаются совместными усилиями органов государственного управления, образовательных учреждений, семьи, общественных организаций, Вооруженных сил и других силовых структур России.

Работа в школе по патриотическому воспитанию учащихся проводится комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся, включающая в себя: духовно-нравственное  воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку, подготовку по основам военной службы, военно-технической и специальной подготовке.

Изучение истории родной земли, истиной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

     • Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

     • Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

     • Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

     • Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

     • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

     • Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

     • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Целью воспитательной работы нашей школы является максимальное содействие становлению личности, способной к успешной социализации и развитию школьника в контексте формирования у учащихся патриотического сознания. Одна из задач воспитательной работы-воспитание гражданина, патриота через изучение истории Отечества, культуры своей страны, сохранение традиций народа. Патриотическое воспитание учащихся ведется в тесном контакте с работой школьного музея боевой и трудовой славы микрорайона. На базе музея проведены экскурсии для учащихся школы по темам: «Победа ковалась в тылу», «Наши земляки-защитники Москвы», «Женщины на войне». В музее были проведены уроки мужества, посвященные годовщине снятия блокады Ленинграда и годовщине Сталинградской битвы. По патриотическому воспитанию налажена тесная связь с ДК «Форум», Губкинским краеведческим музеем. Совместно с коллективом ДК были организованы литературный вечер «Мы помним», посвященный дню памяти жертв  политических репрессий; акция, посвященная Дню Мира. Вместе с библиотекой были организованы встречи с участниками локальных войн, тематический вечер «Гордо реет Андреевский флаг». Также проводятся встречи с ветеранами и тружениками тыла. Традиционной стала акция «Подарок ветерану». Учащиеся школы активно принимают участие в акциях: «Бессмертный полк», «Звездная эстафета Победы», «Ветеран живет рядом». В ходе мероприятий по подготовке к празднованию 70-летия Великой Победы учителями истории была подготовлена музыкально-литературная композиция по теме: «Не ради славы, ради жизни на Земле», митинг: «Поклонимся великим тем годам» и др.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм  включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

А также  чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.

Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В статье коротко описываются методы и приемы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников 5-11 классов в учреждении интернатного типа...

Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната

В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики...

Интернет-акции как активная форма духовно-нравственного воспитания детей и подростков в образовательном пространстве Центра детского творчества.

Одной из активных форм организации воспитательного процесса в современных условиях может стать проведение акций для подростков и молодежи....

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и подростков  является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для доп...