РЕАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
статья на тему

Чертыкова Ирина Мироновна

В статье коротко описываются методы и приемы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников 5-11 классов в учреждении интернатного типа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чертыкова Ирина Мироновна, воспитатель Аскизского пришкольного интерната МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им.М.И.Чебодаева» Аскизского района Республики Хакасия

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В наше время очень важно формировать у воспитанников, проживающих в учреждениях интернатного типа, культуру, правовое самосознание, гражданскую ответственность, духовность, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе.

Пришкольный интернат является одним из звеньев общей системы образования, она включает в себя систему правового, духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания школьников. Реализация духовно-нравственного воспитания в Аскизском пришкольном интернате осуществляется не только с учетом достижений современного опыта, но и с применением национально-региональных особенностей хакасских национальных традиций.

Одним из элементов нравственного воспитания является экологическое воспитание, оно связано с решением экологических проблем села, района, республики, это очередной шаг к решению глобальных экологических проблем в мире. В границах Аскизского пришкольного интерната работа в данном направлении ведется с помощью посильного общественно-полезного практического труда. Ежедневно в жилых комнатах трижды делается влажная уборка, еженедельно по четвергам – генеральная уборка, дважды в год – уборка закрепленной за каждой классной группой территории, прилегающей к пришкольному интернату. Помещения интерната благоустраиваются и озеленяются силами детей, их родителей и воспитателей. Весной вокруг интерната разбиваются цветники, функционирует пришкольный учебно-опытный участок, работа на котором идет в зачет трудовой бригаде, состоящей из воспитанников пришкольного интерната.

Существенной частью нравственного воспитания современных детей становится формирование способности сделать выбор, потому что в наше время новые информационные технологии тоже становятся серьезным воспитательным ресурсом. Воспитанники принимают участие в дистанционных творческих и предметных мероприятиях (конкурсы, олимпиады, конференции и др.).

Педагогический коллектив пришкольного интерната много лет  работает над созданием воспитательной системы, целью которой является создание условий для высоконравственной гармонично развитой личности.  

Работа педагогов Аскизского пришкольного интерната по вопросам духовно-нравственного воспитания реализуется через систему творческих конкурсов, бесед, систему дополнительного образования (кружки, клубы и секции), экскурсии, поездки, посещение школьного музейного комплекса «Память», библиотек, коллективные творческие дела, проектную деятельность и пр. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пришкольном интернате реализовывается посредством проведения множества и других мероприятий: конкурсы и выставки детского рисунка, конкурсы стенных газет и плакатов; музыкальные конкурсы («Битва хоров», «Клипомания», «Минута славы»).

Учащиеся нашей школы являются активными участниками конкурсов:

  • конкурс «Боевых листков»
  • районный конкурс юных художников «Тигiр Хуры»;
  • республиканский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»;
  • Всероссийский конкурс сочинений «Можно ли жить без искусства»;
  • Республиканский библиофестиваль «Я помню, я горжусь», посвященный 70-летию Великой Победы;
  • Конкурс на лучшую презентацию воспитанника, классной группы

Готовясь и участвуя в данных мероприятиях дети учатся уважать традиции, нравственные нормы морали своего народа, проявляют свои творческие способности.

Интернат тесно сотрудничает с такими учреждениями культуры и дополнительного образования, как Центр детского творчества, детская библиотека, детская школа искусств, детско-юношеская спортивная школа, районный центр культуры и досуга. Воспитанниками пришкольного интерната оказывается помощь ветеранам, пожилым людям. Главная задача воспитателей – занять детей полезной деятельностью, раскрыть их творческие способности, т.е. их духовно-нравственное воспитание.

Дети приобщаются к миру прекрасного вместе с родителями и воспитателями: посещают музеи, театры, памятные места нашего региона. Так, например, учащиеся 6 класса в 2012-2014 годах вместе с  родителями совершили увлекательную экскурсию в Казановский музей, побывали в ленинских местах села Шушенское. Во время подготовки и проведения этих мероприятий происходит духовное единство детей, педагогов и родителей и это способствует формированию единого классного коллектива в стенах пришкольного интерната.  

Работа, проводимая в данном направлении, содействует формированию гармонично развитой высоконравственной личности воспитанника пришкольного интерната, обладающей основами духовной культуры.

Список литературы

1. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасского народа, 1996.

2. Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел. Владимир, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Воспитание на народных традициях в учреждении интернатного типа

Одно из приоритетных направлений совершенствования современного общества – духовное возрождение национальных традиций школы, потому что без знаний основ народной жизни, фольклора, искусства нево...

Сохранение и развитие родного языка в учреждении интернатного типа как способ формирования национальной идентичности детей и подростков

laquo;Все начинается с родного гнезда» – эти слова, принадлежащие перу известного хакасского писателя, поэта, драматурга М.Е.Кильчичакова, знает каждый взрослый носитель хакасского языка....