ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и подростков  является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galich_o.g.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Галич О.Г.

методист

МБУДО “Юность” город Белгород

Аннотация: Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и подростков  является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для дополнительного образования.

Ключевые слова: воспитание детей, духовно-нравственное развитие,

социальная характеристика, подросток.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE SOCIAL ORDER FOR ADDITIONAL EDUCATION

Abstract: The spiritual and moral development and upbringing of children and adolescents is the primary task of the modern educational system and is an important component of the social order for additional education.

Keywords: upbringing of children, spiritual and moral development, social characteristics, teenager.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и подростков  является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для дополнительного образования. Национально-культурные традиции, их позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие детей и подростков лучше всего может проявиться в социально-педагогическом пространстве подросткового клуба по месту жительства. Духовно-нравственное воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая в себя:

  • организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций;
  • комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела; необходимых физических качеств обучающихся;
  • управляемую деятельность обучающихся и воспитанников по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

Основной целью духовно-нравственного воспитания  в дополнительном образовании, которое непосредственно относится к подростковым клубам по месту жительства, является воспитание человека и гражданина на основе историко-культурных традиций, формирование духовной зрелости, высокой нравственности и готовности к службе Отечеству на военном и гражданском поприще. Преподавателями  дополнительного образования для достижения этой цели, разработан целый комплекс задач:

  • создание условий для организации образовательного процесса на основе историко-культурных традиций в таких детских объединениях, как «Патриоты Белогорья», «Юный патриот», «Мой край – родная Белгородчина», «Туристы – краеведы»;
  • обеспечение непрерывного характера воспитательного воздействия, основанного на традиционных ценностях семейного воспитания посредством воспитания  высоких духовно-нравственных качеств: милосердия, доброты, отзывчивости, уважительного отношения к старшим, честности, искренности;
  • формирование умения правильно определять жизненные приоритеты, ориентируясь  на  традиционные  духовно-нравственные ценности, выработка активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, мотивации на учебную деятельность;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни, занятиях спортом, участиях в оздоровительных мероприятиях;
  • развитие сотрудничества подросткового клуба по месту жительства с социальными партнерами: с семьями обучающихся и воспитанников, сотрудниками правоохранительных органов, Советами территорий, служащими Белгородской епархии, различными Центрами по социальной поддержке  семьи.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Основные направления деятельности по духовно-нравственному воспитанию на базе подростковых клубов по месту жительства- это работа с семьей. Семья, это как первые «шаги ребенка», именно в семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Работа с семьей строится на основе системных представлений о духовно-нравственных взаимоотношениях в православной семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, ее христианских духовных основах, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями и т.д.)

В этом направлении осуществляются такие исследовательские проекты как:

«Моя семья»: исследование своей семьи; их любимые занятия и увлечения.

«Семейные традиции»: изучение семейных традиций, связанных с православными праздниками, обычаями.

«Твоя родословная»: составление родословной, определение корней семьи.

«Ты и твое имя»: изучение своего имени, православные святые – покровители имени, именины.

«История Белгородчины в символах»: значение символики для коренных жителей.

 «Из истории фамилий»: распространенные фамилии, связь истории развития Белгородчины с фамилией твоего рода.

Родительские собрания на духовно-нравственные темы. Лекторий для родителей, круглые столы. Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе). Совместные с детьми экскурсии, походы, праздники, спектакли, именины детей. Совместные экскурсии в храм. Информационные стенды для родителей. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Основные проекты: 

«Гимн. Герб. Флаг»: изучение гимна, флага, герба Белгородской области, города Белгорода, исследование, как они соотносятся с историей развития области и города.

«Родной город улица, на которой я живу,  основание родного города, связь истории родной улицы с историей Белгорода.

«Достопримечательности»: достопримечательности родного города, связанные с историей развития Белгорода.

«Лента времени»: исторические события, связанные с жизнью казаков на Кубани.

«Труд и быт жителей Белгородчины»: трудовые династии, православные храмы, традиционные православные праздники, промыслы и ремесла, традиционная кухня.

«Труд людей моей местности»: исконные трудовые традиции.

- Систематическое участие в организации и проведении мероприятий и праздничных акций православной  духовно-нравственной направленности, православных чтений, Дней православной культуры, лекториев, в демонстрации и просмотре документальных, художественных, учебных фильмов православного содержания.

 - Получение опыта общественно значимой деятельности, православного социального    служения посредством участия в общественно полезном труде в помощь клубу, микрорайону, в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

- Получение систематических знаний о православной культуре, ее влиянии на историческое развитие светской и национальных культур в процессе изучения гуманитарных учебных предметов, проведения конкурсов, выставок творческих работ по духовно-нравственной и культурологической тематике.

Экологическое воспитание

«Животные Белгородчины»: значение животных для человека, «Красная книга» и её жители. 

«Красота окружающего мира»:природа Черноземья в произведениях знаменитых художников, литераторов, музыкантов.

«Белгородские умельцы»: промыслы и ремесла, распространенные в истории развития Белгородчины.

«Народные обычаи и традиции»: традиции и обычаи, распространенные в семьях.

Взаимодействие с ветеранами войны и труда, православными служителями.

  • Участие во встречах с общественными деятелями, знакомство с деятельностью общественных организаций посредством бесед с их представителями, добровольного участия в проводимых ими мероприятиях, участие в организации сотрудничества подростковых клубов по месту жительства с различными общественными объединениями гражданско-патриотической направленности.
  • Встречи с ветеранами войны и труда, поздравление их с праздниками, посильная помощь (шефство).
  • Организация и проведение конференций, «круглых столов», иных мероприятий о патриотизме, любви и служении Родине, получение системных знаний о выдающихся воинах-белгородцах, национальных героях, видных деятелях российской истории, желание следовать их примеру.

Духовно-нравственное становление личности на современном этапе призвано всеми силами и средствами содействовать появлению у детей и подростков  чувства сопричастности к выполнению своего гражданского долга, в том числе и разумному сочетанию личных и общественных интересов, реальному вкладу, вносимому в решение важнейших проблем общества и его граждан. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно–нравственных ценностей в условиях взаимодействиях семьи и школы: авторферератдисс. на соискание ученой степени д. п. н. Специальность: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. – Нижний Новгород,  2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заочной Всероссийской конференции на тему: "Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности"

Это очень актуальная тема.Здесь говорится о воспитании нравственных ценностей у наших детей, а также о проблемах в духовно-нравственном воспитании. Учитель делится своим опытом работы, воспитательными...

Социологическое исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования, социальный заказ на дополнительное образование»

В конце учебного года проводили анкетирование среди обучающихся на удовлетворенность качеством предоставляемых услуг.Предоставляю результат исследования в виде диаграммы....

Формирование ЗОЖ и духовно-нравственного воспитания учащихся и детей с ОВЗ через средства физической культуры и туризм.

Опыт работы учителей физической культуры с детьми с ОВЗ через средства физической культуры и туризм....

Статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ГПД – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в ГПД - важный компонент социального зауказа для образования...

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТЕ «ГТО-НИКА»

В статье раскрыта тема с постановкой целей и задач, реальными способа-ми и методами их решения. Рассмотрены ценностные аспекты физической культуры и спор-та для детей и молодёжи. Сделаны конкретные и ...

Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"

Рецензия      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...