Статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ГПД – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в ГПД - важный компонент социального зауказа для образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_luneva_e.v.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ  РАЗВИТИЕ  И  ВОСПИТАНИЕ  ШКОЛЬНИКОВ

     В  ГПД – ВАЖНЫЙ  КОМПОНЕНТ  СОЦИАЛЬНОГО  ЗАКАЗА  ДЛЯ  ОБРАЗОВАНИЯ

                           «Родной  край, его история – это основа, на которой только и может

                                        осуществляться рост духовной культуры всего общества».

                                                                                                                                        Д.С.Лихачев.

                                                               

Основным предметом разговора является организация духовно-нравственного воспитания и становления молодого поколения граждан России. Важность этой темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих  российских граждан явно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. Причиной этому послужили крупные социально-экономические перемены, произошедшие в стране на рубеже веков, явившиеся не лучшим временем для нашего Отечества, для нашего общества. В сознании людей постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными, ощущается распад морально-этических норм в обществе. За утратой нравственных ценностей как следствие появились духовный вакуум, безразличие к судьбе своей страны, своих соотечественников. В создавшихся условиях становится затруднительным дальнейшее поступательное развитие страны во всех сферах жизнедеятельности.

Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремления возродить национальную идею России, изменить сознание граждан. Особенно ценными в этом направлении стали шаги, предпринимаемые государственными органами и общественными организациями для создания условий, при которых у подрастающего поколения россиян формировались бы духовность, нравственность, чувство гордости за славную историю своего Отечества, вырабатывалось бы стремление участвовать в созидательной жизни и укреплении страны.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента  России Д.А.Медведева Федеральному собранию РФ было подчеркнуто: «Единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

В связи с этим важная роль в организации духовно-нравственного воспитания граждан и в последующей духовно-нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, настоящему и будущему соей страны отводится образованию. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, к людям, к Труду, к своим обязанностям, к самому себе и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России должны ориентировать на систему духовно-нравственных ценностей (представлений), включающих в себя:

Патриотизм – любовь к Родине, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.

Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.

Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Семья – любовь и верность, здоровье (здоровый образ жизни), уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.

Наука – ценность знаний, стремление к истине, научная картина мира.

Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.

Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного  духовно-нравственного воспитания детей, которое осуществляется, главным образом и прежде всего в процессе обучения. Но не только на уроке. Группа продленного дня – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

На различных занятиях в ГПД дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия   с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь. Во время совместной деятельности дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса полученных новых знаний, огорчения от неудач и ошибок.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умением и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались « мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого педагога (учителя, воспитателя), «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, любовь, педагогическая этика, педагогический оптимизм».

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников обычно выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед педагогами стоит проблема обогащения нравственного опыта воспитанников путем внедрения  более продуктивных технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности школьников по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы, на это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе занятия.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования и воспитания, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, Существуют различные способы развития мотивации. При организации                                              воспитательно-образовательного процесса особенно важны:

-  новизна, практическая значимость подаваемого материала, логичное, яркое, контрастное выступление, ритмичное чередование видов деятельности, опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности ;

-  использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, заочные путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных самодельных работ;

-  проблемные ситуации;  

-   чувство юмора;

  • ситуация успеха.

Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений ибо в современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты воспитательно-образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. И чем больше социальных партнеров будет вовлечено в процесс реализации духовно-нравственного воспитания, тем эффективнее будет результат.

Простейшие арифметические подсчеты показывают,  что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребенок никогда не бывает свободен от себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать его возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Воспитателю достаточно продумать систему выбора по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Это услуги спортивно-оздоровительного направления и художественно-эстетического для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того к нам приезжали студенты-художники, которые рассказывали о живописи и вместе с детьми писали чудесные картины. Эти полотна теперь украшают помещение столовой.  А также приезжают руководители «Опера-Центра» и рассказывают детям о различных жанрах музыки, об инструментах, которыми пользуются музыканты.  В составе группы продленного дня  дети посещают различные музеи города, дворцы и парки, драматические и музыкальные театры и т.д.

Академик  Д.С.Лихачев говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу, Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране.  Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил в одном из своих выступлений: «Для того, чтобы наше поколение снова научилось ценить и любить прошлое своей страны, интересоваться историей и традициями, необходимо объединить усилия государственных и общественных институтов, Православной Церкви и других религиозных общин».

Духовно-нравственное воспитание неотделимо от патриотического, а патриотизм всегда деятелен.

Я, как и другие педагоги, стараюсь найти свой путь, методически выстраивая свою воспитательную деятельность совместно с другими субъектами воспитательного процесса. Но, как говорится, у каждого своя дорога к Храму.   Главное для наших школ сейчас – взять все самое ценное и эффективное для построения системы духовно-нравственного воспитания учащихся. А многое из того, что мы  уже делаем,  ведет нас к духовному совершенствованию,  к формированию у школьников качеств истинного патриота и гражданина.  Так , например в школе  проводятся акции, в которых  дети  ГПД обязательно принимают непосредственное участие. Это акции «Чистый город», «Память»,  «Подарок солдату», «Помню и горжусь», «Забота», «Дети детям», «Делами добрыми едины», «Уроки толерантности», «Уроки этики», «Уроки Мойдодыра», «Основы здорового образа жизни» и т.д.

                                 

                                         

                                            Л И Т Е Р А Т У Р А  

      1. ЗАГЛАДИНА Х.Т.    Семья и школа в третьем тысячелетии.  

                                           Журнал «Образовательная политика»,  2009 г.

      2. ПАНФИЛОВА А.   Общие проблемы и совместные действия.

                                            Журнал «Директор школы»,  2006 г.

      3. АКИМОВА С.  Пусть наши дети будут счастливыми и здоровыми.

                                             Журнал «Учитель», 2009 г.