Главные вкладки

    Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
    статья по теме

    Зимняков Николай Николаевич
    Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля, самооценки, самостоятельности,нравственной и гражданской ответственности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_ochen_trudno_srazu_stat_vzroslym.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОЧЕНЬ ТРУДНО СРАЗУ СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ

    Ученые утверждают, что ребенок наследует не только цвет волос и глаз отца или матери, но и их привычки, пристрастия и даже желания.

    Так что, родители, бабушки и дедушки – это корни, из которых произрастают и характер детей, и их отношение к жизни.

    50% дети наследуют от предков генетически, 40% зависит от родителей и самого ребенка, а вот лишь 10% - от окружающих условий.

    На генетику повлиять невозможно. И с этим при  воспитании приходится считаться. Что касается родителей, вряд ли им следует наказывать детей за проступки, не задумываясь о причинах, которые заставили ребенка их совершать.

    Часто подростки настаивают на своем. Учитывать желания ребенка надо. Это вовсе не баловство. Но многие родители считают детей своей собственностью, которой распоряжаются не всегда умело и эффективно.
              Дети не для родителей, которые заранее планируют, какими хотели бы видеть дочь или сына. Как правило  - успешными, без вредных привычек. И если дети не оправдывают ожидания, их просто начинают меньше любить, тяготиться их  воспитанием. Это довольно распространенная ошибка.

    Каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить его сущность, но нельзя изменить.. Важно своевременно распознать эту сущность и, уже исходя из этого, прилагать усилия для ее совершенствования.

    Поэтому родителям важно строить отношения с ребенком сообразно его природе, его естеству, принимать его таким, какой он есть, искать пути дружбы и сотрудничества, пути духовной общности, проявляя понимание и терпение.

               В случае нарушения ребенком норм поведения необходимо научиться создавать такие духовно-нравственные ситуации, которые породят в нем переживания и чувства раскаяния, извинения, сожаления. То есть  вместе с ним проживать его жизнь.

            При этом важно помнить, чтобы наша любовь, наша доброта, наша забота, наша преданность и все остальное, что мы дарим ребенку от всего сердца, должны быть, прежде всего, воспитательными, а не услужливыми.

            Смысл нашей любви к ребенку, заботы о нем, нашей доброты к нему в том, чтобы он отозвался заботливой любовью к нам  и проявил ее к другим, чтобы наша забота обернулась в его душе заботой о нас, об окружающих, чтобы в его душе родилась ответная доброта к нам и ко всем. Слепая родительская любовь до самозабвения, до собственного унижения противоестественна гуманному воспитанию, поскольку в конечном результате наносит ребенку вред.
            В любом случае надо действовать не запретами и запугиваниями, а положительной мотивацией. Особенно важно вдохновлять детей на добрые мысли, поступки в подростко-

    вом возрасте.

               Каждое действие по закону жизни вызывает противодействие. Так что нажим, попытка перебороть, сломать, а не убедить, вызывает ту ответную реакцию. Не удается убедить, лучше иногда не нагнетать ситуацию. Вернуться к проблеме, спустя некоторое время, когда все успокоится.

            Очень трудно сразу стать взрослым. Все в жизни приходит с опытом.

            Самостоятельным человек становится тогда, когда начинает жить вне семьи или создает собственную. Если у него есть в этом плане положительный пример родителей, можно не беспокоиться.

            Определить, кто и как воспитан в семье, школьному учителю очень просто. В ходе урока дети ведут себя по-разному. Одни сосредоточены и внимательны. Другие откровенно ленятся или делают вид, что работают. Третьи скучают и мешают другим.

            Чтобы призвать ребенка к порядку, одному достаточно жесткого взгляда, другой не реагирует и на окрик, а есть и такие, которым нужна хорошая встряска. Для последних  - это беда. Как они будут жить дальше с такой жизненной установкой.

            К огромному сожалению родителей не учат как воспитывать самое дорогое, что у них есть – собственного ребенка.

            На любую работу требуются профессионалы, которые обязаны знать как строить, шить, готовить, водить машину.         Но в семейном воспитании чаще всего родители не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. Самообразовываться в педагогике и психологии не каждый хочет, да и не каждому это дано.

            Как же нам быть в том случае, если мы сами несовершенны, но хотим, чтобы наш ребенок был совершенным? Доктор психологических наук, академик Российской академии образования, профессор Ш.А.Амонашвили в своей книге «Баллада о воспитании» отвечает на этот вопрос: «Есть такое прекрасное понятие  - устремленность. Мы можем быть несовершенными и, как правило, мы и есть такие. Но если мы устремимся к лучшему, в этом устремлении можем воспитать в ребенке лучшие качества. Если же мы не хотим себя совершенствовать, наши воспитательные старания будут терпеть неудачу».

            Моя специальность – математика. В математике есть понятия аксиомы. Аксиома есть утверждение до той степени очевидное, что не требует доказательств; принимается в качестве истины, на основе которой можно вести суждения и искать доказательства для других – не очевидных в своей истине – утверждений.

            Педагогика тоже имеет свою аксиоматику. Она составляет кладезь мудрости, на которой можно строить педагогические теории и практику.
              Жить по законам мудрости трудно, потому что она требует сознательных волевых усилий. Мы же стараемся искать легкие пути даже в воспитании ребенка. Смысл аксиом педагогики в том, что воспитывая –  воспитываемся сами, образовывая – образовываемся сами, уча – учимся сами.

            Многие считают, что педагогика – наука о воспитании детей взрослыми. Это не совсем так. В педагогическом процессе взрослый и ребенок – это единое самовоспитывающееся и саморазвивающееся целое, внутри которого они друг для друга – и воспитатели, и воспитанники, и учителя, и ученики.
               Разница в том, что взрослый действует сознательно, а ребенок – в силу своей духовной и естественной природы. Ребенку не надо знать, что взрослый, который его воспитывает и учит, одновременно является его воспитанником и учеником, а он для него  - воспитатель и учитель. Взрослый же, зная, что он для ребенка воспитатель и учитель, как правило забывает, что одновременно он тоже есть для ребенка воспитанник и ученик., а ребенок для него – воспитатель и учитель. И в этом забвении упускается лучшая и своего рода единственная возможность целеустремленного, сознательного самовоспитания и самоусовершенствования.

            Мамам и папам, бабушкам и дедушкам очень важно просто быть для детей хорошим примером в своих поступках, отношению к работе, семейным обязанностям, окружающим.

            Если в семье согласие и лад, детям тепло в душевном плане и комфортно, они не станут искать внимания к себе и любви вне дома. Поэтому, с каким настроением дети приходят в школу, можно безошибочно угадать какая погода у них дома.

            Конечно, все это теория. Хотелось бы, чтобы в идеале так было: родители понимали своих детей, любили их такими, как они есть, не срывали на них зло и досаду за свои неудачи, не упрекали и не попрекали: Я горбачусь на тебя, а ты неблагодарный.

            В реальной жизни все, безусловно, гораздо сложнее. И это тоже следует объяснять детям.

            Жизненные обстоятельства у всех разные. Кто-то живет в шикарной квартире, кто-то в однокомнатной хрущевке. У кого-то  вообще нет собственного жилья.

            Но не это определяет семейное счастье. Главные враги любой семьи - нетерпимость, нежелание уступать друг другу, а главное  - брать на себя ответственность за детей.

            А теперь о задачах школы, ее роли в подготовке выпускников к жизни. Смысл своей работы вижу в том, чтобы всеми своими образовательными средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств.

    Не хочу обидеть своих коллег, но многие так же, как и я, убеждены в том, что в последние десятилетия «хромает» не только семейная, но и школьная педагогика. Школа почти утратила воспитательную функцию.

    Бесконечные реформы, загруженность преподавателей, невозможность  строить свою работу с каждым индивидуально, затрудняет даже общение учителя и ученика.        Нелепо и безответственно винить подростков в том, что они обладают массой негативных качеств, если все, что их окружает, чаще всего и несет негатив в их сознание.

            На мой взгляд, не политика, не экономика, а человеческие отношения, мораль должны стать в обществе превыше всего.

            Жизненность принципов гуманного педагогического мышления зависит от уровня развития общества и от качества культуры учителя. Вот почему в школе важно иметь команду  учителей единомышленников, желающих и способных решать актуальные и перспективные задачи по развитию нравственной и гражданской ответственности личности, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию.

            Детей надо понимать, всегда находить с ними согласие, в первую очередь в школе, где педагоги профессионалы и в семье. Став взрослыми, они это непременно оценят и передадут опыт своим детям.

                                                                                                                          Н. Зимняков


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Формирование сотрудничества ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии со взрослым».

    В данной статье представлены основные этапы формирования сотрудничества со взрослым  детей с тяжелыми нарушениями в развитии....

    Статья "Совместная творческая деятельность взрослых и детей в социальном проектировании"

    В статье (из опыта работы) представлена динамика развития в деятельности проектировочной группы. Дополняя и корректируя, они представляли проект на разных уровнях и получали хорошие результаты. Кроме ...

    Статья «Технология творческих мастерских при обучении взрослого населения с использованием современной материально-технической базы РЦ»

    «Технология творческих мастерских при обучении взрослого населения с использованием современной материально-технической базы РЦ»  Руководитель ресурсного центра  Я.В. Боталова...

    Статья по теме Совместная деятельность детей и взрослых на примере Лэпбука

    Статья по теме Совместная деятельность детей и взрослых на примере ЛэпбукаТезисы:Совместная деятельность детей и взрослых закреплена во ФГОС, основана на педагогике сотрудничества и является одним из ...

    Как помочь трудному подростку стать успешным учеником

    Статья содержит материалы о том, как в труднойситуации поддержать подростка психологитчески, поверить в ребенка, улучшить взаимоотношения ребенкка со взрослым...