Главные вкладки

    Статья по теме Совместная деятельность детей и взрослых на примере Лэпбука
    статья на тему

    Ковалева Анна Леонидовна

    Статья по теме Совместная деятельность детей и взрослых на примере Лэпбука

    Тезисы:

    1. Совместная деятельность детей и взрослых закреплена во ФГОС, основана на педагогике сотрудничества и является одним из условий всестороннего развития личности ребенка.
    2. Характерные особенности совместной деятельности: коммуникативный контакт между ее участниками, понимание всеми участниками конечной цели, наличие руководителя по распределению обязанностей и коррекции взаимодействия, возникновение и проявление межличностных отношений.  
    3. Совместная деятельность реализуется через организацию различных ее видов: дидактические игры, сюжетные игры, игры с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.
    4. Лэпбук – форма организаций совместной деятельности детей и взрослых, сочетающая в себе комбинированный вид творческой, проектной, исследовательской деятельности одновременно и способствующая развитию познавательного интереса, мышления, внимания, памяти, самостоятельности, творческих способностей, коммуникативных навыков и, даже, мелкой моторики.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Совместная деятельность детей и взрослых на примере Лэпбука.

    Тезисы:

    1. Совместная деятельность детей и взрослых закреплена во ФГОС, основана на педагогике сотрудничества и является одним из условий всестороннего развития личности ребенка.
    2. Характерные особенности совместной деятельности: коммуникативный контакт между ее участниками, понимание всеми участниками конечной цели, наличие руководителя по распределению обязанностей и коррекции взаимодействия, возникновение и проявление межличностных отношений.  
    3. Совместная деятельность реализуется через организацию различных ее видов: дидактические игры, сюжетные игры, игры с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.
    4. Лэпбук – форма организаций совместной деятельности детей и взрослых, сочетающая в себе комбинированный вид творческой, проектной, исследовательской деятельности одновременно и способствующая развитию познавательного интереса, мышления, внимания, памяти, самостоятельности, творческих способностей, коммуникативных навыков и, даже, мелкой моторики.

    Одно из требований на сегодняшний день – построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Среди многообразия форм работы с детьми можно особо выделить совместную деятельность детей и взрослых, основанную на педагогике сотрудничества. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании культуры человека, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности взрослых и детей, объединенных достижением общей цели.

    Понятие «совместная деятельность» является очень актуальным в современной школьной практике. Это понятие давно используется в психолого-педагогической литературе. В психологии развития совместная деятельность – это деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребёнка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, именно в ней формируются все специфические человеческие психические процессы. В совместной деятельности со взрослым ребёнок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить ещё не может. Они образуют зону ближайшего развития ребёнка, становясь его индивидуальным достоянием на следующих этапах развития личности.

    Совместная деятельность – взаимосвязь двух явлений – взаимодействия и взаимных отношений, которые отличаются высокой динамичностью и процессуальностью (Е. В. Шорохова). Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в школьной организации как необходимое требование реализации ФГОС. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной адаптации и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих.

    Характерными особенностями совместной деятельности являются:

    · контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

    · понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

    · наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

    · возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

    Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включённость взрослого в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение школьников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

    Взаимодействие может протекать в форме прямого общения, в процессе непосредственного контакта между взрослым и ребенком или  в косвенной, опосредованной форме, осуществляемой через предлагаемые особым образом мотивированные действия, через объекты природной среды, предметы пространственного окружения, через других людей (детский коллектив, партнеров по деятельности) или сказочных персонажей.

    Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. На практике выделяют следующие основные виды  совместной деятельности взрослых и детей: дидактические игры, сюжетные игры, игры с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы. 

    Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Но также приветствуется организация сотрудничества и на более старшей ступени обучения, учащимся основной школы также нравятся совместные занятия со взрослыми наставниками. Я хотела бы остановить свое внимание на таком совместном виде деятельности, как лэпбук, который, как раз может применяться на разных ступенях обучения учащихся.

    В дословном переводе с английского «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Лэпбук – это самодельная картонная интерактивная папка, книжка-раскладушка, в которой собран материал на определенную тему. Материал может включать в себя не только краткую справочную информацию по теме – рассказы, сказки, басни, притчи, стихи, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, приметы, общие и занимательные факты, поучительные заметки, правила, картинные галереи, оригами, эмблемы, гербарии, но и всевозможные творческие задания(загадки, ребусы, головоломки, кроссворды, чайнворды, анаграммы, шарады, пазлы, задачи, вопросы, проблемы, исследования, дидактические игры, раскраски, скрытые сюрпризы, тайны, замаскированные секреты ит.п.), представленные в рукописном или печатном виде, снабженные таблицами, схемами, графиками, декорированными фотографиями, рисунками, иллюстрациями, изображениями и т.д.Учебный материал интересно оформлен (вырезан, сложен, приклеен) в образе различного рода кармашек, дверок, окошек, вкладок, гармошек, разворотов, складок, наклеек, карточек, перелистывающихся страниц, конвертов, свертков, коробок с подарками, подвижных деталей и всячески украшенный, возможно, ленточками, тесьмой, закладками, полосками, цветной бумагой, фольгой, тканью, камушками, пластилином, палочками, обложкой и пр. (см. Приложение 1 в конце статьи). Внешняя привлекательность лэпбука, несомненно, влияет на внимание детей, чем, притягивая и располагая, побуждает их к изучению его содержимого. Несмотря на кажущуюся простоту, лэпбук содержит все необходимые материалы по теме.

    В качестве основы для создания лэпбуков может быть использован картон, плотная бумага, бумажная папка, плотный разворот фотоальбома, гофрокартон из-под тары, потолочные пластиковые плитки и т.п. После отбора материала по исследуемой теме начинается процесс изготовления: к основе крепятся всевозможные раскрывающиеся кармашки, окошки, развороты, складки, листающиеся блокноты и другие двигающиеся или вращающиеся детали.  

    Тематика лэпбуков может быть весьма многообразной: от широких тем (например, времена года, погода, мир насекомых, птицы, животные, растения, материя, энергия, информация, здоровый образ жизни, правила дорожного движения, транспорт, литература, этикет, математика вокруг нас, профессии, экология, юный исследователь, мир эмоций, музыка, космос, спорт и др.) до очень узких тем (к примеру, история цифр, геометрические фигуры, зубы, божьи коровки, рыбы, как растет цветок, елка, День Победы, День космонавтики, кто в море живет, профессия учитель, спасатель, Красная книга Ленинградской области, забавные предлоги, моя малая родина, сказки народов России, футбол и пр.).Причем, желательно дошкольникам разрешать мастерить лэпбуки на узкие темы, а детям более старшего возраста целесообразнее предлагать для изучения широкую тему.

    Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, необычное, в некоторой степени инновационное, методическое пособие. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. В США они появились как учебные пособия для дошкольников и школьников младших классов. Более того, первично лэпбукинг – это популярный метод домашнего обучения (домашнего образования homeschooling), используемый родителями. Мамы в Америке лэпбукинг очень любят и делают лэпбуки, практически, на все существующие темы. Роль родителей здесь заключается в обеспечении организационной (экскурсии, походы), технической (фото, видео), информационной (сбор информации для лэпбука) и мотивационной (поддерживание интереса, уверенности в успехе) поддержки. Привитие в раннем возрасте ребенку навыка создания такого «продукта» является достаточно плодотворным. Ведь это и игрушка, и аппликация, и поделка, и интерактивная вещь, детали которой можно доставать, перекладывать, складывать, причем с возможностью долговременного использования. Для ребенка это своеобразное маленькое приключение.  

    У нас в стране лэпбукинг считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Но, как справедливо отмечает в своей статье Е.Тонких, если хорошенько разобраться, лэпбук – это «хорошо забытое старое», только немного усовершенствованное.В практике обучения не так давно использовались папки-передвижки с кармашками (см. Приложение 2в конце статьи). Также в школе ученики делают рефераты, доклады, газеты к предметным неделям, собирая в них общую информацию по нужной теме и при этом красиво оформляя конечный результат. Проведя аналогию с отечественным образованием, можно сказать, что лэпбук – это, по сути, финальный этап проектной деятельности. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: целеполагание (выбор темы), разработка лэпбука (составление плана), выполнение (практическая часть), подведение итогов. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет по ней информацию, анализирует ее, структурирует и обобщает, проводит наблюдения, придумывает игры, загадки и задания в рамках изученной темы, самостоятельно делает какие-то зарисовки на эту тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Таким образом, лэпбук – это процесс и результат исследовательской и проектной деятельности детей (в частности, детей и взрослых). Следует также отметить, что лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения, а ведь системно-деятельностный подход лежит и законодательно закреплен в основе ФГОС. 

    Лэпбукинг используют в большей степени воспитатели (ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте является, как известно, игра) и, уже в меньшей степени (в силу возрастных особенностей ребенка, т.к. ведущий вид деятельности сменяется на учебу), учителями. В той немногочисленной литературе про лэпбукинг чаще все же встречаются идеи о применении данного средства обучения для детей дошкольного возраста. Но это, по моему мнению, не совсем справедливо. Пусть даже ребенок, переступивший порог школы, и превращается в ученика, и, несомненно, центральным видом деятельности уже для него является обучение, но все равно такой резкий скачок со сменой занятий неблагоприятно сказывается на личности ребенка. В этот период необходим плавный переход между ступенями развития и, поэтому, отказываться от некоторых способов и методов развития и обучения, которые были приемлемы в дошкольные годы (в частности, использование лэпбуков), не стоит. Мне кажется, что лэпбукинг можно применять вплоть до окончания детского возраста и начала юношеских лет (11 лет, 5-6 класс), поскольку, как показывает практика, учеников в эти годы еще приятно удивляют такие игровые приемы обучения.

    Конечно, лэпбук целесообразно применять на уроках закрепления, повторения, обобщения учебного материала, в конце изучения определенной темы. Это своеобразный яркий, живой итог. Кроме того, лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

    • быть информативен (содержать общие сведения по изучаемой проблеме, но вместе с тем не быть поверхностным, в нем, пожалуй, должны быть раскрыты наиболее важные понятия темы);
    • быть достоверен (информация о фактах в лэпбукене имеет права быть придуманной или предполагаемой, а подлинной, проверенной, истинной, если только речь не идет о гипотезах, сказках и т.п.);
    • быть понятен, доступен и компактен (в работе следует избегать большого текста,  замысловатых слов и лишней отвлекающей информации, придерживаться принципа краткости и соответствовать возрасту детей);
    • быть прочен и пригоден к индивидуальному или групповому использованию (все добавленные детали должны быть наклеены, пришиты или прикреплены крепко, информация должна быть не мелкой и не слишком крупной, читаемой без особых усилий);
    • быть познавателен, интересен и полезен (он должен содержать задания развивающего характера для расширения умения применять полученные знания на практике);
    • быть актуален и емок (приветствуется исследование более или менее современных тем с наличием простора для творчества);
    • быть эстетичен (должен быть оформлен аккуратно, красиво, но не слишком ярко и броско во избежание отвлечения внимания детей от содержимого лэпбука, т.к. самое главное – функциональность лэпбука);
    • быть вариативен (желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части с целью создания ситуации успеха у каждого ребенка).

    Проанализировав разную литературу по рассматриваемой в этой статье теме, можно, обобщая, выделить следующие преимущества использования лэпбуков:

    1. ребенок плодотворно и продуктивно работает: самостоятельно ищет, собирает нужную информацию, анализирует, структурирует, обобщает и оформляет ее, выступая не пассивным, а активным субъектом обучения, ведь, как говорил К.Д.Ушинский, «...Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения»;
    2. способствует развитию мотивации обучения, побуждает интерес у детей к познавательному развитию, а «интерес, по К.Д.Ушинскому, – это основной внутренний механизм успешного учения»;
    3. может разнообразить занятие, придать особую наглядность материалу, вызывает радость и положительные эмоции у детей, а  разнообразие методов обучения и форм работы, а также их позитивная оценка детьми – важнейшее условие поддержания внимания учащихся;
    4. способствует расширению кругозора ученика, обогащает его лексический словарный запас (жизненный и предметный);
    5. способствует развитию внимания и памяти (особенно если ребенок – визуал, т.к. у него хорошо развита зрительная память, и он воспринимает мир, в основном, в зрительных образах). Хорошо об этих взаимосвязанных функциях мышления сказал Д.Сэмюэл: «Запоминать умеет тот, что умеет быть внимательным»;
    6. развивает креативное (генерация принципиально новых, неведомых ранее идей – выражение “thinkingoutsidethebox” дословно означает «мыслить за пределами коробки») и творческое (создание продукта искусства) мышление, способствует развитию одаренности, достижению успехов в своей деятельности;
    7. объединяет людей (учеников с учениками, родителями, воспитателями, учителями) без необходимости принуждения на основе добровольного участия с возможностью свободно общаться и перемещаться в отведенном рабочем пространстве для увлекательного и полезного занятия (причем при совместной деятельности можно разделить виды всей работы под силу каждому и сообразно своему темпу: кто-то вырезает и приклеивает кармашки и окошки, кто-то красиво пишет, кто-то рисует и раскрашивает, что позволяет каждому ребенку проявить себя), это сотрудничество имеет личностно-ориентированную направленность, развивает взаимопонимание и, кроме того, согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, именно в совместной деятельности ребенка и взрослого формируются все специфические человеческие психические процессы;
    8. развивает мелкую моторику (вырезание, склеивание, складывание), а это в свою очередь, подтверждено психологами, способствует развитию речи (уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук);
    9. может эффективно использоваться даже по истечении времени, т.е. позволяет надежно сохранить собранный материал (при условии соблюдения вышеописанных требований к лэпбукам);
    10. и в силу всего вышеизложенного, подытоживая, заметим, что лэпбук – это не только средство обучения, а гораздо больше – оно и средство развития личности ребенка.

    Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми, построение личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком и, одновременно, изменения в социальной жизни доказали, что современному обществу необходимы люди, способные легко адаптироваться к переменам в окружающем мире, осуществлять осознанный и самостоятельный выбор, нести за него ответственность.

    На данном этапе изменения в обществе привели к тому, что увеличилось, и неизменно растет количество людей, подверженных какой-либо зависимости, дезориентированных в социальной действительности.  Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности человека, и уже в этот период начинают закладываться качества, необходимые для адаптации в окружающем мире, для полноценного общения с людьми.

    Среди потребностей ребенка, которые призван удовлетворить современный педагогический процесс, очень важна потребность ребенка в признании его достижений окружающими, так как позитивное развитие личности возможно при условии положительного самоутверждения. И здесь основная задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, так как отсутствие удовлетворения собственными достижениями, акцентирование внимания ребенка на неудачах создает ему значительные трудности в установлении положительных контактов с людьми, способствует формированию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам своей деятельности.

    Ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения с взрослым. Тем самым, важнейшим фактором в развитии личности ребенка выступает определенным образом организованная среда взаимодействия взрослых и детей. 

    Известный теоретик педагогики С.Л.Соловейчик писал, что сотрудничество - это совместная работа равных. Это и есть один из принципов построения совместной деятельности детей и взрослых. В свою очередь, крупнейший советский теоретик образования и воспитания А.С.Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». А знаменитый советский психолог Л.С.Выготский отмечал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно». Таким образом, исторически сложилось и доказано практикой великое значение совместной деятельности детей и взрослых в развитии личности ребенка.

    Список литературы:

    1. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/12524-Vidy_sovmestnoy_deyatelnosti_vzroslykh_i_detey.html 
    2. http://spdou13-syzran.ru/data/documents/Konsultaciya-dlya-vospitateley.pdf 
    3. https://studopedia.net/5_16884_sovmestnaya-deyatelnost-detey-i-vzroslih--odna-iz-form-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa.html 
    4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/12/12/organizatsiya-razlichnyh-form-sovmestnoy-deyatelnosti 
    5. https://nmcsova.ru/metod/kopilka2014/dou/dvoreckaya-lv-organizaciya-sovmestnoy-deyatelnosti-vzroslogo-i-detey-v 
    6. https://lektsii.org/12-34632.html 
    7. https://teremok15.ru/kozlova-alfida-muhamadievna/poleznye-sovety/organizacija-sovmestnoj-dejatelnosti.html 
    8. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/11/01/pedagogika-sotrudnichestva 
    9. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/10/26/vospitanie-est-protsess-sotsialnyy 
    10. http://pedlib.ru/Books/3/0397/3_0397-25.shtml 
    11. http://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/chto-takoe-lepbuk 
    12. http://www.maam.ru/detskijsad/chto-takoe-lyepbuk-i-kak-ego-ispolzovat-vsyo-novoe-yeto-horosho-zabytoe-staroe-lyepbuk-ne-isklyuchenie.html 
    13. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/02/12/lepbuk-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnyh 
    14. http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/wp-content/uploads/2017/04/%D0%BB%D1%8D%D0%BF%D0%B1%D1%83%D0%BA-%D0%BA%D0%B0%D0%BA.pdf 
    15. http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/prays-list/lepbuki 
    16. http://ds79.detkin-club.ru/editor/48/files/46a6daf6b1c3d38e60106aac9c57dd80.pdf 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль социального педагога в проектировании и развитии социально ценной деятельности детей и взрослых

    Раскрывает основные теоретические аспекты проектирования и развития социально ценной деятельности, а так же значимость социального педагога в процессе данной деятельности....

    "Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей."

    Статья по итогам совместного занятия детей и родителей в студии мультипликации "Капитошка"...

    Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Творческая мастерская»

    Иногда взрослые ломают голову: чем же заняться с ребенком? Предлагаю вашему вниманию образовательный маршрут, рассчитанный на возраст 5 -7 лет, который поможет Вам ответить на этот вопрос. Ответом мож...

    Образовательный маршрут для совместной деятельности детей и родителей в сети интернет.

    laquo;Готовность к школьному обучению. Использование интернет – ресурсов при подготовке к школе»....

    Пэйперкрафт - совместное увлечение детей и взрослых

    3D конструирование или пэйперкрафт -  яркое, интересное развивающее направление занятий с детьми...

    Общественные объединения как средства совместной деятельности детей и взрослых

    Общественные объединения как средства совместной деятельности детей и взрослых. В настоящее время общественные объединения являются одним из социальных институтов воспитания, обеспечивающих...