Статья «Формирование сотрудничества ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии со взрослым».
методическая разработка по теме

Медведева Светлана Викторовна

В данной статье представлены основные этапы формирования сотрудничества со взрослым  детей с тяжелыми нарушениями в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

 «Формирование сотрудничества ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии со взрослым».

         Сотрудничество ребенка с ограниченными возможностями здоровья со взрослым основывается на  эмоциональном контакте.  Контакт является центральным звеном, формирующим  мотивы для деловой формы общения. В работе с детьми важно владение некоторыми приемами аттракции, которые помогут в    эффективном взаимодействии и обучении. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе.

Для «особого» ребенка характерно отсутствие способности к совместной деятельности. После налаживания эмоционального контакта   формируют действия по указательному жесту,  параллельно развивается функция внимания. Данный этап подготавливает ребенка к подражанию движениям и действиям с предметами. Сотрудничество предполагает совместные действия с различными предметами и игрушками, а так же рисование под музыку, игры с песком, с водой, с природными материалами и др. Постепенно размер помощи взрослого  уменьшается и формируется истинное подражание. 

Ребенку, отстающему в психофизическом развитии, для усвоения способов ориентировки в окружающем, для фиксирования и выделения свойств предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем другим детям. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Важное условие результативного использования игр и упражнений в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр и упражнений. Следует учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Подбор игр для каждого этапа зависит от степени готовности ребенка. Одновременно с предметными действиями развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук. 

Одним из главных требований к занятиям на всех этапах работы выступает включение речи в предметную деятельность. 

          После того, как подражание становится осмысленным, можно начать формировать у ребенка поисковые способы ориентировки, в частности метод проб и ошибок. В свою очередь, данный метод и подражание подготавливают ребенка к овладению действиями по образцу.

        Таким образом, условия формирования сотрудничества ребенка со взрослым следующие:

        *эмоциональный, визуальный и тактильный контакт взрослого и ребенка;

        *постановка перед ребенком учебно-воспитательных задач в доступной ему форме;

        *подбор способов передачи ребенку социокультурного опыта, соответствующих уровню его актуального развития.

        Выделяют следующие способы усвоения воспитанниками общественного опыта:

        *совместные действия взрослого и ребенка;

        *указательные жесты (вид стимулирования деятельности);

        *подражание действиям взрослого;

        *действия по образцу и речевой инструкции;

        *поисковые способы ориентировочной познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

         Формирование совместных действий  в дальнейшем станет основой для обучения  ребенка.

        Подготовила учитель-дефектолог

ГБС(К)ОУ школы-интерната №2 г. о. Жигулевск

Медведева С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционных занятий с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

В статье я делюсь своим опытом по организации индивидуальных занятий с детьми со множественными нарушениями в развитии....

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».

В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....

"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии математике. Мотивация к обучению и способы ее повышения. Из опыта работы.

Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они  (программы) содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня  общеобр...

«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»

В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...