Форма составления СИПР для учащихся с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями в развитии)
материал

Лаврененко Лариса Александровна

Специальная индивидуальная программа развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ФИО ученика (в родительном падеже)

год обучения, класс

20..-20.. учебный год

  1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО

Дата рождения

Адрес проживания

Члены семьи/ответственные за воспитанника

Наличие/отсутствие инвалидности

Заключение ПМПК

Потребность в уходе и присмотре (нужное подчеркнуть)

Полная, постоянная

Частичная,  постоянная

Периодическая

Минимальная

по возрасту

Необходимые технические средства для обеспечения жизнедеятельности ребенка

Форма обучения            (классно-урочная; надомная; комбинированное занятие)

  1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

План характеристики:

  • Особенности статодинамической функции (особенности положения тела, возможности передвижения, параличи, парезы, возможность удерживать, ощупывать  предмет и пр.).
  • Соматические нарушения
  • Особенности сенсорных функций (зрение, слух, обоняние, осязание).
  • Особенности психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли). Степень истощаемости/работоспособности.
  • Способность к обучению: способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и пр.); овладение навыками и умениями (социальными, культурными, бытовыми). Описание того, что достиг ребенок за предыдущий год обучения в учебной деятельности.
  • Способность к трудовой деятельности: наличие/отсутствие самостоятельной предметно-практической деятельности, деятельность по образцу, деятельность по инструкции и пр.
  • Способность к ориентации: способность определяться во времени и пространстве.
  • Коммуникативные  возможности (контактность, понимание обращенной речи, использование альтернативной коммуникации, неспособность к общению).
  • Способность контролировать свое поведение: способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм и возраста.
  • Способность к самообслуживанию: способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены (в сравнении с возрастными нормами).


3.  Базовые учебные действия (БУД).

БУД

Сформированость (формировать, продолжить формирование,сформировано)

Конкретизация

Освоение социальной роли ученика (ориентировка в школе, классе, на своем рабочем месте, в портфеле и пр.)

Формирование учебного поведения (направленность взгляда, умение выполнять инструкции, использование учебных материалов, умение выполнять действия по образцу,  по подражанию, по инструкции и т.п

Формирование умения выполнять задание

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии с расписанием, алгоритмом действия и т.п.

  1. Индивидуальный учебный план (кол-во часов в неделю) учащегося.

Образовательные области

Предметы

(компоненты обучения)

Кол-во часов в неделю/год

1. Язык и речевая практика

1.1Развитие речи

1.2Чтение

1.3Письмо

2.Математика

2.1 Математические представления

2.2Математика

3.Естествознание

3.1 Ознакомление с окружающим миром

3.2 Окружающий мир

3.3 Мир животных

3.4 Мир растений

3.5 Мой край

4.Человек

4.1 Социально-бытовая и пространственная ориентировка

4.2 Человек

4.3 Основы социальной жизни

4.4Основы религиозных культур и светской этики

5.Искусство

5.1Музыка и движение

5.2 Изобразительная деятельность

5.3 Ручное творчество

6.Физическая культура

6.1 Адаптивная физкультура

7.Технологии

7.1 Гигиена, самообслуживание.

7.2 Ручной труд

7.3 Домашний труд

7.4 Обслуживающий труд

Итого: максимальная нагрузка учащихся

Коррекционные технологии

8.1. Двигательная коррекция

8.2.Логопедия

8.3.Ритмика

8.4.Развитие психомоторики и сенсорных процессов

  1. Содержание учебных предметов

Предметная область

Предметы

Формируемые представления/знания, умения, навыки

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

Письмо

Русский язык

Чтение

Устная речь

Развитие речи

Математика

Математические представления

Математика

Информатика

Естествознание

Окружающий природный мир

Человек

Домоводство

Окружающий социальный мир

Ознакомление с окружающим миром

Окружающий мир

Мир животных

Мир растений

Мой край

Мир природы и человека

Развитие речи и окружающий мир

Природоведение

Биология

География

Человек

Социально-бытовая и пространственная ориентировка

Человек

Основы социальной жизни

ОРКСЭ

История отечества

Обществоведение

Социально-бытовая ориентировка

Этика

Искусство

Музыка и движение

Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)

Ручное творчество

Музыка

Рисование

Изобразительное искусство

Музыкально-ритмические занятия

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

Технология

Профильный труд

Гигиена, самообслуживание

Ручной труд

Домашний труд

Обслуживающий труд

Труд

Профильный труд

Черчение

  1.  Содержание курсов коррекционно – развивающей области.

Курсы коррекционно – развивающей области

Постановка конкретных задач на учебный год по коррекции и развитию функций центральной нервной деятельности и моторики

Сенсорное развитие

Предметно-практические действия

Двигательное развитие

Альтернативная коммуникация

Коррекционно-развивающие занятия

Логопедия

Ритмика

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Психокоррекционные занятия

Двигательная коррекция

  1. Коррекция поведенческих проблем.

Проблемы поведения

Методы  коррекции поведения, формы коррекционной работы

«Полевое»  поведение

Агрессивное поведение (агрессия на других, самоагрессия)

Гиперактивность/заторможенность

Трудности коммуникации

Аффективные реакции (для достижения цели; для привлечения внимания и пр.)

Асоциальное поведение

Другое

  1.  Организация реализации потребности в уходе и присмотре.

Организацию приема детей, двухразового питания, обеспечение соблюдения ребенком личной гигиены и режима дня во время пребывания обучающегося  в образовательном учреждении осуществляет (учебное заведение)  Во  время занятий с ребенком используются здоровьесберегающие технологии.

  1. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

От (учебного заведения) с ребёнком работают:

  1. Учитель-дефектолог  …
  2. Учитель физической культуры …
  3.  Учитель-логопед …

  1.  Необходимые технические средства и дидактические материалы.

Дидактические материалы, пособия, тренажеры, технические средства обучения, предусмотренные программами учебных предметов и коррекционных курсов для фронтального и индивидуального использования.

  1.  Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг осуществляется в форме промежуточного и итогового  контроля по учебным предметам. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений (знаний), действий/операций (умений) и навыков, внесенных в данную СИПР.

Фиксирование происходящих изменений в когнитивной, поведенческой сфере и личностном развитии осуществляется  в итоговой характеристике ребенка за учебный год.

Образование носит нецензовый характер.

Программа имеет четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных знаний, умений и навыков. Учебный материал максимально связан с реальной жизнью ребенка.

СИПР составлена в соответствии с зоной актуального развития ребёнка и утверждена Психолого-медико педагогическим консилиумом (учебное заведение)

Классный руководитель: _______________________________

Родители (законные представители) ______________________________

обучающегося:        

                                                                    Дата:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование сотрудничества ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии со взрослым».

В данной статье представлены основные этапы формирования сотрудничества со взрослым  детей с тяжелыми нарушениями в развитии....

Организация коррекционных занятий с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

В статье я делюсь своим опытом по организации индивидуальных занятий с детьми со множественными нарушениями в развитии....

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».

В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....

Этические принципы взаимодействия с детьми с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями развития) в условиях школы.

Этические принципы взаимодействия с детьми с ТМНР в условиях школы: людей – это залог его доверия к педагогам, основа его желания идти на контакт, развиваться, взаимодействовать с взрослыми. А здоровы...

"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии математике. Мотивация к обучению и способы ее повышения. Из опыта работы.

Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они  (программы) содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня  общеобр...