Маленькие герои большой войны
классный час (5 класс)

Е.Е. Семенова

Классный час для учащихся 5 классов, посвященный детям, участникам и героям Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_geroi_bolshoy_voyny.docx76.97 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Маленькие герои большой войны»

Цель: создание условий для формирования чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к ветеранам, гордости  за победу русского народа через рассказы о ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи: 

  1. Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества. 
  2. Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны
  3. Рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
  4. Побудить учащихся к нравственным поступкам.
  5. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Ход классного часа.

22 июня 1941 года в нашу страну пришла война. Миллионы мальчишек и девчонок разделили со взрослыми тяготы войны. 13 млн. детей погибло, дети пропадали в плену и концлагерях, замерзали и голодали в блокадном Ленинграде, работали на полях и заводах, заменив ушедших на фронт отцов. Дети становились солдатами, уходили в партизаны, совершали подвиги, умирая за свою Родину. 
Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне посвящается:
5а Шоя Никита

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтаном радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Песня  5- б «Дети войны»

С самого начала войны детей и женщин брали в плен, увозили в концлагеря, использовали как рабов и для медицинских экспериментов, убивали и мучили. Люди жили в нечеловеческих условиях, сложнее всего приходилось детям. Только в Освенциме погибло более 4 млн человек

Пленные 5 – б  Настя, Катя

Папулечка! С немецкой я неволи
пишу письмо. Вложу его в конверт.
Запрячу в печке весточку о доле,    
тебе прощальный, папенька, привет.
Пятнадцать мне исполнилось сегодня.
А сколько натерпелась бед в плену!
Но даже в этой мрачной преисподней         
былое вспоминаю до минут... 
Как весело встречали дни рожденья,
и пели как с тобою в унисон.
Читала с чувством как стихотворения,
а гости танцевали вальс-бостон...
Ну, а сейчас я на скелет похожа. 
На шее номер, платье в лоскутах.
Спина в рубцах, обветренная кожа, 
и кровь спеклась на тоненьких устах.

"Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери...."
Письмо, написанное Катей Сусаниной отцу, было найдено в 1944 году, при разборе разрушенной печки, в одном из домов города Лиозно. Отданная в рабство немецкому помещику, доведённая до отчаяния, в день своего пятнадцатилетия, девочка решила покончить с жизнью.
 На конверте детским почерком было крупно написано: " « Дорогие дяденьки или тетеньки, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке». Номер полевой почты на конверте устарел, и письмо опубликовали в газете « Комсомольская правда» 27 мая 1944 года.

Блокада 5 – а Саша, Аня, Маша

Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных, или что чувствовала Таня Савичева – ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке.

Таня
Ирина Коротеева

Вот бы шоколадную конфету
И хрустящей булки с молоком,
Чтоб быстрее наступило лето
И чтоб наш не разбомбили дом»..

Под худым, протертым одеялом,
Посильней зажмуривши глаза,
Девочка в отчаянье шептала.
Бушевала за окном гроза

И писала, плохо понимая,
Тонкою, дрожащею рукой:
«Мамы нет… тринадцатое мая…»
И помедлив: «Год сорок второй…»

Беззащитные страницы раня,
Вывела на красной полосе:
«Из живых осталась одна Таня».
И ещё… Что умерли-то все…

И опять весна! И скольких в мире
Танями девчонок назовут!
Только вот в большой своей квартире
Савичевы больше не живут.

        Таня Савичева, родилась 23 января 1930 года в селе Дворищи, но как её братья и сёстры, выросла в Ленинграде. Была пятым и самым младшим ребёнком в семье. Тане Савичевой было 11 лет. В блокадном Ленинграде Таня начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В дневнике Таней было сделано всего девять последовательных записей о смерти близких ей людей. Последней из родственников умерла мама – в 7.30 утра,13 мая 1942 года.

"Старшая сестра Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Брат Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама 13 мая в 7. 30 часов утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня."


После этого Таню забрали в детский дом и переправили с эшелоном  на Большую землю.  В 1944 году по состоянию здоровья Таня была направлена в Понетаевский дом инвалидов, где и умерла через два месяца от туберкулёза. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе, как один из обвинительных документов против нацистских преступников.

Труженики тыла 5 – б Паша, Алина

 Несовершеннолетним труженикам тыла, заменившим взрослых в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.),посвящается...
Дети войны
Каретникова Наталия

Малолетние дети войны
Шли от парты к станкам, на заводы.
На колхозных делянках страны
Вместо взрослых трудились в те годы.

Не играли ни в куклы, ни в мячики.
От бомбёжек порой не до сна.
Детство кончилось. Девочки, мальчики…
Отняла ваше детство война.

Вы работали, детским трудом
Приближая наш праздник Победы,
Чтобы счастье вошло снова в дом,
Чтоб все радостью были согреты!

Партизаны, сыны полка, пионеры-герои  5 – а

Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек .Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.

Им не встать из под елей густых,
из могил из своих не подняться,
Пионеры – и тысячи их
Кто умели бесстрашно сражаться.
Кто-то в танк бросил связку гранат
Кто-то шёл с атакующим строем
На Днепре и в Крыму
И на гребнях Карпат
Возвели обелиски героям.

Зина Портнова. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике.

- Валя Котик. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов.

- Марат Казей. Партизан-разведчик, который добыл немало полезных сведений. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнется, и взорвал себя вместе с врагами.

- Боря Цариков. Выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон и уничтожил 70 танков.

- Толя Шумов несовершеннолетний партизан Великой Отечественной войны, казнённый гитлеровцами. Награждён Орденом Ленина. Причислен к пионерам-героям.

Далее учащиеся рассказывают о своих родственниках,  воевавших в рядах Красной Армии или тружениках тыла. (Показывают фотографию и рассказывают о них)

Заключение: просим ребят написать письмо в прошлое, своему сверстнику, ученику 5 класса, или погибшему родственнику, или неизвестному солдату, которых война лишила нормальной жизни и благодаря которым сейчас живем мы.

Рефлексия: Классный руководитель учит ребят складывать письмо-треугольник.

C:\Users\Андрей\Downloads\треугольники.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -презентация "Маленькие Герои большой войны"

Данная работа использовалась на классном часе, посвященном 65-летию ВОВ. На уроке речь шла о детях, которые принимали участие в освобождении нашей страны от фашистов....

Маленькие герои большой войны

Презентация к внеклассному мероприяитию, посвященному Великой Отечественной войне...

Маленькие герои большой войны

Давайте, люди, никогдаОб этом не забудем…    А. Т. Твардовский «Дом у дороги». Не щадя себя в огне войны,Не жалея сил во имя Родины,Дети героической страныБыли настоящими гер...

классный час "Маленькие герои большой войны"

Классный час для учащихся 6 класса...

презентация "Маленькие герои большой войны".

данную презентацию можно использовать на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....

КЛАССНЫЙ ЧАС: «Маленькие герои большой войны»

Конспект классного часа и презентация...

Маленькие герои большой войны

В 2015 г. наша страна  отметит 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы родились,  и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Народам  России не раз приходилось брат...