КЛАССНЫЙ ЧАС: «Маленькие герои большой войны»
методическая разработка (6 класс) на тему

Воробьева Оксана Сергеевна

Конспект классного часа и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc56.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_vov_i_geroi.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС: «Маленькие герои большой войны»

Ход урока

  1. Орг момент

Ученик

Июнь. Россия. Воскресенье.

 Рассвет в объятьях тишины.

 Осталось хрупкое мгновенье

 До первых выстрелов войны.

 Через секунду мир взорвётся,

 Смерть поведёт парад-алле,

 И навсегда погаснет солнце

 Для миллионов на земле.

 Безумный шквал огня и стали

 Не повернётся сам назад.

 Два «супербога»: Гитлер – Сталин,

 А между ними страшный ад.

 Июнь. Россия. Воскресенье.

 Страна на грани: быть не быть…

 И это жуткое мгновенье

 Нам никогда не позабыть…

  1. Вводная часть

Беседа

Слайд 2

Что такое война?

Какие Воины в истории нашей Родины вам известны?

Как вы думаете, война это хорошо или плохо?

От кого пришлось защищать Родину?

Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Рвануло где-то рядом.

- Война!- крикнул кто-то.

- Война это, товарищи, война!

Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Дорогой ценой досталась победа нашему народу.

Слайд 8-10

Что такое блокада?  Обсуждение

Зима 1941-1942 года на редкость выдалась суровой. Блокада. Блокада Ленинграда длилась 900 дней погибло 800 тысяч человек.. В осаждённом городе оказалось 2,5 млн. гражданского населения, в том числе 400тыс. детей. Для всех осаждённых самым страшным испытанием стал голод. Пайка хлеба в сутки составляла 125 гр. (показать). От голода, холода непрерывно гибли люди. В годы блокады умерло 641803 человека. Важное значение для ленинградцев имела “Дорога жизни” по Ладожскому озеру. Старались вывести в первую очередь детей и распределить их в детские дома на большой земле. Такой детский дом с ленинградскими детьми был и в нашем посёлке.

  1. Маленькие герои большой ВОЙНЫ

“Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлении на лечение в тыл….

Слайд 11-15

Таня Савичева. Рассказ учителя с последующем обсуждением.

Татья́на Никола́евна Са́вичева— ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти близких людей. Дневник Тани Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны.

Слайд 16

Валя Котик.

К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года — в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу. В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 19

Леня Голиков

Окончил 7 классов. Работал на фанерном заводе № 2 посёлка Парфино. Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени.

13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «Луга—Псков» неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В донесении командира отряда указывалось, что Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра, однако после этого, в 1943—1944 годax генерал Виртц командовал 96-й пехотной дивизией[1][2], а в 1945 году был взят в плен американскими войсками[3]. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Героя Советского Союза. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.

Слайд 20

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой... Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь... Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она.

Ученик

В классе очень холодно,

 На перо дышу,

 Опускаю голову

 И пишу, пишу.

Первое склонение —

 Женский род на «а»,

 Сразу, без сомнения,

 Вывожу — «война».

Что всего существенней

 Нынче для страны?

 В падеже родительном:

 Нет — чего?— «войны».

А за словом воющим —

 Мама умерла...

 И далекий бой еще,

 Чтобы я жила.

Шлю «войне» проклятия,

 Помню лишь «войну»...

 Может, для примера мне

 Выбрать «тишину»?

Но «войною» меряем

 Нынче жизнь и смерть,

 Получу «отлично» я —

 Это тоже месть...

О «войне» тот горестный,

 Гордый тот урок,

 И его запомнила

 Я на вечный срок.

Слайд 21

Освенцим

ОСВЕ́НЦИМ (немецкое название Аушвиц), крупнейший нацистский концентрационный лагерь и лагерь смерти, центральное звено созданного гитлеровской Германией механизма уничтожения неугодных лиц и групп, в основном европейских евреев. Был основан по приказу Г. Гиммлера (см. Национал-социализм) в конце апреля 1940 г. в предместье Засоле небольшого провинциального городка Освенцим (Польша) в 60 км юго-западнее Кракова и в 30 км юго-восточнее Катовице (недалеко от слияния рек Висла и Сола). Первоначально создавался каторжным трудом 300 согнанных туда евреев города Освенцим и его окрестностей как относительно небольшой «карантинный лагерь», преимущественно для польских политических заключенных, и к 1 марта 1941 г. в Освенциме было 10 900 узников.

Ученик.

Мужчины мучили детей.

 Умно. Намеренно. Умело.

 Творили будничное дело,

 Трудились – мучили детей.

 И это каждый день опять:

 Кляня, ругаясь без причины...

 А детям было не понять,

 Чего хотят от них мужчины.

 За что – обидные слова,

 Побои, голод, псов рычанье?

 И дети думали сперва,

 Что это за непослушанье.

 Они представить не могли

 Того, что было всем открыто:

 По древней логике земли,

 От взрослых дети ждут защиты.

 А дни всё шли, как смерть страшны,

 И дети стали образцовы.

 Но их всё били.

 Так же.

 Снова.

 И не снимали с них вины.

 Они хватались за людей.

 Они молили. И любили.

 Но у мужчин "идеи" были,

 Мужчины мучили детей.

 Я жив. Дышу. Люблю людей.

 Но жизнь бывает мне постыла,

 Как только вспомню: это – было!

 Мужчины мучили детей!

Слайд 22-24

Это правда жизни!!!

В 1963г. была найдена записка солдата С.М. Крутова: “ Дорогие русские люди, соотечественники, не забывайте нас. Мы что могли бороться, боролись с фашистским псом. Но вот пришел конец, нас захватили в плен раненых, истекаемых кровью и морят голодом, издеваются над нами, гонят нас насильно в Починки. А что дальше будет не знаем, много народу уже померло от голода и побегов. Кто найдет эту записку, пускай передаст в любые органы власти, может быть останутся люди живые кто-нибудь на русской земле. Не может быть, чтобы эти гады перебили всех. Кто после нас будет жить, пускай помнят, что люди боролись за свою Родину, любили ее как мать. Мы непобедимы.

10 октября 1941г.”

  1. Итоги урока

Могут ли дети быть патриотами?

Надо ли быть патриотом?

Ученик

Четыре года страшных испытаний...

 Потери, жертвы, искалеченные судьбы...

 Война... и тысячи людских страданий!..

 ИМЁН ГЕРОЕВ – НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДЕМ!!!

Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!

 Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!

 Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –

 ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!..

Пусть люди этот День не позабудут!

 Пусть Память свято сохранит те имена,

 Которые приблизили ПОБЕДУ –

 Своими жизнями, перечеркнув, "война"…

Четыре года испытаний страшных!..

 МИР ПАВШИМ!.. – Ушедшим... Не вернувшимся домой!..

 ПОКЛОН ТЫЛОВИКАМ!.. – на смену вставшим!..

 Всем, кто ПОБЕДУ ОДЕРЖАЛ, – ПОКЛОН ЗЕМНОЙ!!!

 

 

Полезные ссылки

http://geroy.ntv.ru/subject.jsp?sid=6002

http://www.world-war.ru/printer_443.html

http://www.all4heroes.ru/golikov.php

http://www.informatics.ru/mshp/works/heroies_gpw/kotik.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%97%D0%BE%D1%8F_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

http://www.all4heroes.ru/portnova.php


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

война 1941- 1945гг

Слайд 6

блокада ЛЕНИНГРАДА сентябрь 1941-1944гг

Слайд 8

25 января 1930 , Ленинград — 1 июля 1944 , Шатки , Горьковская область Таня САВИЧЕВА

Слайд 13

11 ФЕВРАЛЯ 1930Г- Валя КОТИК

Слайд 14

Леня ГОЛИКОВ

Слайд 15

Надя Богданова

Слайд 16

Освенцим

Слайд 17

Из письма разведчика Н.Кузнецова : “Я люблю жизнь. Я еще очень молод. Но потому, что Отчизна, которую я люблю, как свою родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя освобождения от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен русский патриот - большевик. Пусть запомнят фашистские главари, что покорить наш народ невозможно так же, как и погасить солнце… Из завещания перед боем главстаршины Усова В.Н. 20.02.1944г: “ Идя в этот бой, я клянусь, что выполню святой долг перед Отчизной, всю свою ненависть вложил в боевое уменье, она утроила мои силы! Меня нет, но мой ратный труд не пропадет. Ведь я так хотел жить, но я лучше пожертвую собой, чтобы жила и цвела моя счастливая Родина, чтобы жили другие…”

Слайд 18

Из рассказа парторга Челябинского тракторного завода Е.В.Мамонтова: “После разгрома фашистов под Москвой к нам приехал американский посол А.Гарриман. Чувствовалось, что его удивляло, откуда русские берут столько боевой техники. Уж не арсеналы ли это, созданные до начала войны? Когда мы с послом ходили по цеху, он увидел у станков девушек с торчащими в разные стороны косичками, Решил поговорить с одной из них. - Что ты здесь делаешь? - Помогаю Гитлера бить! Такой ответ был для американца неожиданным.”.

Слайд 19

В 1963г. была найдена записка солдата С.М. Крутова: “ Дорогие русские люди, соотечественники, не забывайте нас. Мы что могли бороться, боролись с фашистским псом. Но вот пришел конец, нас захватили в плен раненых, истекаемых кровью и морят голодом, издеваются над нами, гонят нас насильно в Починки. А что дальше будет не знаем, много народу уже померло от голода и побегов. Кто найдет эту записку, пускай передаст в любые органы власти, может быть останутся люди живые кто-нибудь на русской земле. Не может быть, чтобы эти гады перебили всех. Кто после нас будет жить, пускай помнят, что люди боролись за свою Родину, любили ее как мать. Мы непобедимы . 10 октября 1941г.”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Маленькие герои большой войны"

Классный час для учащихся 6 класса...

Классный час, посвященный 9 мая "Маленькие герои большой войны"

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню победы "Маленькие герои большой войны"...

КЛАССНЫЙ ЧАС: «Маленькие герои большой войны» 5 класс

Знакомим учащихся с ВОВ;Развиваем кругозор, мышление, ответственность за свои поступки;Прививаем любовь к Родине и ее героям;Воспитываем  в учащихся такое качество как патриотизм...

Классный час "Маленькие герои большой войны"

Классный час составлен в форме интеллектуальной игры. Игра построена по принципу игры из  серии BrainBox  («Сундучок знаний») выпуск «Всемирная история». Основной принцип игры – запомнить ка...

Классный час "Маленькие герои большой войны"

Классный час составлен в форме интеллектуальной игры. Игра построена по принципу игры из  серии BrainBox  («Сундучок знаний») выпуск «Всемирная история». Основной принцип игры – запомнить ка...

Классный час по теме "Маленькие герои большой войны"

Литературно-музыкальная композиция...

Классный час "Маленькие герои большой войны"

Конспект классного часа "Маленькие герои большой войны"...