Классный час по теме "Маленькие герои большой войны"
классный час (5 класс) на тему

Летуновская Евгения Николаевна

Литературно-музыкальная композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Маленькие герои большой войны131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий размещен на сайте   http://uchitelu.net

(классный час, посвященный Дню Победы)

Классный руководитель

5-г класса МОУ СОШ № 21

Летуновская Е. Н.

Мичуринск-2009

«Маленькие герои большой войны»

(Сценарий классного часа, посвященного Дню Победы, 5 кл.)

                                                              На доске эпиграф: «В те дни мы в войну не играли –

                                                                                                Мы просто дышали войной.»

1 чтец.        Я недавно смотрел старый фильм о войне

                     И не знаю, кого мне спросить.

                     Почему нашим людям в нашей стране

                     Столько горя пришлось пережить.

                     Почему сыновья не вернулись домой,

                     Столько жен потеряли мужей?

                     Отчего красны девицы ранней весной

                     Шли гулять без любимых парней?

                     Дети детство узнали в руинах домов,

                     Эту память вовек не убить,

                     Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

                     А мечта – до Победы дожить.

                     Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

                     Чтобы не было войн и смертей,

                     Чтобы мамам страны  не пришлось хоронить

                      Вечно юных своих сыновей.

1 ведущий.  Тысяча четыреста восемнадцать дней – война,

                      А за ней

                      Тысяча тысяч ненайденных звезд,

                      Несбывшихся жизней.

                      Война –

                      Это жизни безумный оборот,

                      Время, текущее назад, а не вперед.

                      Война – это разлука,

                      Война – это злейший враг человека.

2 ведущий.  Какими они были, солдаты 1941 года?

                      Грянул 41 год, ударил огнем,

                      Подпоясал мальчишек солдатским ремнем,

                      А им бы еще петь, любить и быть любимыми.

                      Но судьба распорядилась иначе.

2 чтец.        Мальчики, еще не герои…

                     Еще вас не знает страна.

                     Но близится  двадцать второе…

                     Стоит на пороге война.

                               Какими вы юными были,

                               Красивыми были – когда

                               Часы еще те не пробили,

                               Но рядом стояла беда!...

3 чтец.        (На фоне довоенной мелодии)

                       Последнее мирное лето.

                       На улицах песня гремит.

                       И как все нарядно одеты:

                       От белого солнца слепит!

                                Еще ваши голуби реют,

                                Садятся на старый сарай,

                                И мама на кухне вам греет

                                На примусе утренний чай.

4 чтец.           Вы эту минуту продлите –

                        Как будто беда далека.

                        Спешите, пока не убиты

                        Допеть,  долюбить,  дописать,

                        Из бронзы потом, из гранита –

                        Ни слова уже не сказать.

3 ведущий.   Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает».  Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей,  и  голодом, и страхом, и безотцовщиной.

5 чтец.         Его я узнал не из книжки –

                      Жестокое слово – война!

                      Прожекторов яростной вспышкой

                      К нам в детство ворвалась она.

                              Смертельными тоннами стали,

                              Сиреной тревоги ночной.                                

                              В те дни мы войну не играли –

                              Мы просто дышали войной.

6 чтец.          А мы не стали памяти перечить.

                       И, вспомнив, дни далекие, когда

                       Упала нам на слабенькие плечи

                       Огромная не детская беда.

                               Была беда и жесткой и метельной,

                               Была судьба у всех людей одна,

                               У нас и детства не было отдельно,

                               А были вместе детство и война.

7 чтец.            И нас большая Родина хранила,

                         И нам Отчизна матерью была.  

                         Она детей от смерти заслонила,

                         Своих детей от смерти сберегла.

                                 Года пройдут, но эти дни и ночи

                                 Придут не раз во сне тебе и мне.

                                 И пусть мы были маленькими очень,

                                 Мы тоже победили в той войне.    

2 ведущий.   Конечно, историки могут скурпулезно подсчитать количество дивизий,

участвовавших в том или ином  сражении, число сожженных деревень,  разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у

которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный  ботинок, глядя на трупы своих родных.

1 ведущий. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это

ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли  понять,  увидеть, запомнить дети войны?» Много. Об этом смогут рассказать они сами.

                         

                 (выходят мальчик и девочка)

Девочка.  Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба...

Мальчик. Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите,

                   чтоб не смотрел…

Девочка.   Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза: «Ира, мне

                   надо тебе рассказать…»

                   – Мама, я не хочу…– мне казалось, что, если она мне скажет то, что хочет, она  

                   умрет…

Мальчик.  Не прячьте мою маму в яму, она проснется, и мы с ней пойдем домой…

Девочка. Отца вытолкнули на улицу, я бежала за ним по снегу босиком и кричала:

                «Папочка, папочка…» А бабушка причитала дома: «Где же Бог, куда он

                прячется?»  Бабушка не смогла пережить такое горе, плакала все тише и тише и

                через две недели умерла на печке, а рядом спала я и обнимала ее, мертвую. В

                доме больше никого не осталось.

Мальчик.    Мы – маленькие очевидцы,

                      Последние из могикан,

                      Нам до си пор тревога снится,

                      И до сих пор отбой не дан.

                      Из теплой, полной снов постели,

                      Из комнат, где цвели цветы,

                      В бомбоубежища и щели

                      Мы ночью с бабушками шли.

  Девочка.   Мы слез тогда уже не лили,

                      Мы знали вкус полынь-травы.

                      И с вами всю беду делили,

                      Как с нами хлеб делили вы.

                      Но что же, мы зато узнали,

                      Что значит выжить в трудный год,

                      Что значит – .Родина за нами

                      И что такое наш народ.

2 ведущий.  Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то

подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных  

городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском

лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

8 чтец.    Четыре года было мне

                 В тот страшный день и час,

                 Когда в июньской тишине

                Он шел убить всех нас.

                Он шел, сжигая города,

                Осатаневший зверь.

                И трудно виделось тогда

                Далекое теперь.

                Года немыслимых атак

                Еще пройти суметь!

                Так далеко стоял рейхстаг…

                И очень близко смерть…

1 ведущий. Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей.

Мальчик.  В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

Девочка.  И вдруг война, страшная война. А мне – 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших, за слезы матерей, детей. Я испытала и страх и ужас, в плену прошла моя юность.

Мальчик.  Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9 с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й Армии…

9 чтец.  Сыны полка… Голодных и промерзших, их привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего мальчишки молчали. Их все-таки отправляли. Но через неделю-другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции.

10 чтец.  Горнили к бою трубы полковые.

                Военный гром катился над страной.

                Вставали в строй мальчишки боевые                                      

                На левый фланг, в солдатский строй.

           Великоваты были им шинели,

           Во всем полку сапог не подобрать,

           Но все равно в бою они умели

           Не отступать и побеждать.

                Жила в сердцах их взрослая отвага,

                В 12 лет по-взрослому сильны,

                Они дошли с победой до рейхстага –

                Сыны полков своей страны.

11 чтец.  Память, стой, замри – это надо!

                 То из жизни моей, не из книжки!

                 Из блокадного Ленинграда

                 Привезли седого мальчишку…

                      Я смотрела на чуб с перламутром

                      И в глаза его очень взрослые!

                      Среди нас он был самым мудрым,

                      Поседевший от горя, мальчишка-подросток.

2 ведущий. Дети блокадного Ленинграда…  Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза.

3 ведущий.  «Ленинградские дети»…  Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

Девочка.    Я к ним подойду. Одеялом укрою,

                     О чем-то скажу, но они не услышат.

                     Спрошу, не ответят…

                     А в комнате трое,

                     Нас в комнате трое, но двое не дышат.

                    Я знаю не встанут. Я все понимаю…

                     Зачем же я хлеб на три части ломаю?

1 ведущий.  Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

                                                                  Мальчик.  Девчонка руку протянула

                                                                                      И головой упала на край стола.

                                                                                      Сначала думали: уснула,                                

                    А оказалось, умерла.

              Никто не обронил ни слова,

              Лишь хрипло сквозь метельный стон

              Учитель выдавил,

              Что снова занятья после похорон.

                     Под шелестом   опущенных знамен

                     Лежат бок о бок дети и солдаты.

                     На пискаревских плитах  нет имен,

                     На пискаревских плитах только даты.

              Год сорок первый…

              Год сорок второй…

              Полгорода лежит в земле сырой.

Девочка, закутанная в шарфы, платки, выходит на передний план, собирает дрова.

Девочка. Закончились у нас дрова, и я ходила  по дворам и потихоньку собирала щепки, досточки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и было очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричал. Ну, иногда где-то щепку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревочку – носила я веревочку с собой – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила…

Во время слов девочки вперед выходит бабушка, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу.

Бабушка. Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтоб фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодные умрем.

Бабушка гладит девочку по голове и осторожно разламывает кусочек хлеба и отщипывает от него. Девочка прижимается на миг к бабушке, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперед к зрителям.

Девочка.  И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой рукой и прижимая их к груди)

2 ведущий. Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

   Из воспоминаний очевидцев. В Саласписском лагере военнопленных тысячи людей находились прямо под открытым небом. Когда мороз сковал землю, люди стали прятаться в вырытых в земле ямах , тесно прижимаясь друг к другу. Многие умирали от голода… На территории концлагеря были построены стационарные виселицы, которые находились недалеко от здания комендатуры, из которой можно было смотреть «спектакль», что и делали не только представители «высшей расы» в блестящих кожаных сапогах, но и дамы в шляпах и белых перчатках. Последнее судорожное содрогание тел, раскачивание трупов на ветру – варвары наблюдали за всем этим, словно за выступлением гимнастов в цирке.

     Маленьких зачастую убивали просто палкой, чтобы зря не расходовать патроны. Часть детей, отнятых у матерей, умерли от дифтерии. Случалось, дети умирали от кислоты, которой травили блох в бараках.

Звучит фрагмент песни «Саласпилс».                    

3 ведущий.  Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации.

Девочка.  Мы жались к матерям. Они не всех убивали: не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял, и разделили: детей – отдельно, и родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала. Как-то  меня к ней пропустили. Она увидела и кричит: «Это не моя дочь! Это не моя…» Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума. Как рассказать, что я пережила?

Мальчик.  Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.

Девочка. Я видела, как у матерей штыками выбивали детей из рук и бросали в огонь.

Мальчик. Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белым, а она вся была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.

12 чтец.  Пусть дети повсюду встречают рассвет

                Улыбкою ясной, спокойной.

                Давайте же скажем все вместе – нет!

                Нет, нет, нет!

                Нет – грабительским войнам.

13 чтец. Чтоб снова на земной планете

               Не повторилось той зимы,

               Нам нужно, чтобы наши дети

               Об этом помнили, как мы!

                       Я не напрасно беспокоюсь, –

                       Чтоб не забылась та война:

                       Ведь эта память – наша совесть.

                       Она, как сила, нам нужна…

Выходят дети с плакатами.

  – Я нарисую яркое солнце!

  – Я нарисую синее небо!

  – Я нарисую свет в оконце!

  – Я нарисую колосья хлеба!

  – Мы нарисуем осенние листья,

     Школу, ручей, друзей беспокойных.

     И зачеркнем нашей общей кистью

     Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Ведущий. Поднимите рисунки выше,

                  Чтоб все их видеть могли,

                  Чтобы всем был сегодня слышен

                  Голос юных граждан Земли.  

Исполняется песня «Не отнимайте солнце у детей»

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Маленькие герои большой войны"

Классный час для учащихся 6 класса...

КЛАССНЫЙ ЧАС: «Маленькие герои большой войны»

Конспект классного часа и презентация...

Классный час, посвященный 9 мая "Маленькие герои большой войны"

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню победы "Маленькие герои большой войны"...

КЛАССНЫЙ ЧАС: «Маленькие герои большой войны» 5 класс

Знакомим учащихся с ВОВ;Развиваем кругозор, мышление, ответственность за свои поступки;Прививаем любовь к Родине и ее героям;Воспитываем  в учащихся такое качество как патриотизм...

Классный час "Маленькие герои большой войны"

Классный час составлен в форме интеллектуальной игры. Игра построена по принципу игры из  серии BrainBox  («Сундучок знаний») выпуск «Всемирная история». Основной принцип игры – запомнить ка...

Классный час "Маленькие герои большой войны"

Классный час составлен в форме интеллектуальной игры. Игра построена по принципу игры из  серии BrainBox  («Сундучок знаний») выпуск «Всемирная история». Основной принцип игры – запомнить ка...

Сценарий классного часа для 6 класса «Маленькие герои большой войны»

У всенародного подвига в годы Великой Отечественной Войны немало детских лиц.Трагическое, но героическое время чеканило характеры детей и подростков решительно и жестко. В суровые дни войны Родину защ...