Главные вкладки

    Сценарий классного часа для 6 класса «Маленькие герои большой войны»
    материал (5, 6, 7 класс) по теме

    Хайруллина Надежда Васильевна

    У всенародного подвига в годы Великой Отечественной Войны немало детских лиц.

    Трагическое, но героическое время чеканило характеры детей и подростков решительно и жестко. В суровые дни войны Родину защищали мальчишки и девченки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekst_deti_voyny.docx24.34 КБ

    Предварительный просмотр:

       Сценарий классного часа для 6 класса «Маленькие герои большой войны» 
     У всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны немало детских лиц.

       До войны они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел грозный час. И наравне со взрослыми приняли они на свои детские плечи тяжесть испытаний и горя военных лет. И не согнулись, показали, какими огромными могут быть сила духа и мужество, когда в сердцах горят священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Маленькие герои великой войны повсюду сражались рядом с отцами и братьями. На переднем крае, как сыны полков. На боевых кораблях, как питомцы Соловецкой школы юнг. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В подполье, как Володя Щербацевич, Марат Казей, Люся Герасименко, Валя Котик и многие другие.  В тылу…

        Трагическое, но и героическое время чеканило характеры детей и подростков решительно и жестоко. В суровые дни войны вместе со взрослыми Родину защищали мальчишки и девчонки.

    Ученик:          

    Горнили «К бою» трубы полковые.

    Военный гром катился над страной.

    Вставали в строй мальчишки боевые,

    На левый фланг в солдатский строй.

    Великоваты были им шинели,

    Во всем полку сапог не подобрать,

    Но все равно в боях они умели

    Не отступать, а побеждать.

    Жила в сердцах их взрослая отвага,

    В двенадцать лет по-взрослому сильны,

    Они дошли с победой до рейхстага –

    Сыны полков страны.

    …А нам не довелось играть в войну,

    Не мы в неё – она играла с нами:

    На фронт мы  убегали пацанами,

    С вагонов крыш смотрели на страну.
                                                                         И.Пантюхов

    Учитель:  Многие школьники сражались с врагом, находясь в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота. Это были сыновья полков и юнги.

        В военные годы больше всего досталось детям. Маленьким, слабым, беззащитным. Сколько мужества и героизма проявили они, встав вровень со взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли. 

    Песня «Орленок»



    На доске эпиграф: «В те дни мы в войну не играли – 
    Мы просто дышали войной.» 
    1 чтец. Я недавно смотрел старый фильм о войне 
    И не знаю, кого мне спросить. 
    Почему нашим людям в нашей стране 
    Столько горя пришлось пережить. 
    Почему сыновья не вернулись домой, 
    Столько жен потеряли мужей? 
    Отчего красны девицы ранней весной 
    Шли гулять без любимых парней? 
    Дети детство узнали в руинах домов, 
    Эту память вовек не убить, 
    Лебеда – их еда, и землянка – их кров. 
    А мечта – до Победы дожить. 
    Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, 
    Чтобы не было войн и смертей, 
    Чтобы мамам страны не пришлось хоронить 
    Вечно юных своих сыновей. 

    1 ведущий. Тысяча четыреста восемнадцать дней – война, 
    А за ней 
    Тысяча тысяч ненайденных звезд, 
    Несбывшихся жизней. 
    Война – 
    Это жизни безумный оборот, 
    Время, текущее назад, а не вперед. 
    Война – это разлука, 
    Война – это злейший враг человека. 

    2 ведущий. Какими они были, солдаты 1941 года? 
    Грянул 41 год, ударил огнем, 
    Подпоясал мальчишек солдатским ремнем, 
    А им бы еще петь, любить и быть любимыми. 
    Но судьба распорядилась иначе. 

    2 чтец. Мальчики, еще не герои… 
    Еще вас не знает страна. 
    Но близится двадцать второе… 
    Стоит на пороге война. 
    Какими вы юными были, 
    Красивыми были – когда 
    Часы еще те не пробили, 
    Но рядом стояла беда!... 
    3 чтец. (На фоне довоенной мелодии) 
    Последнее мирное лето. 
    На улицах песня гремит. 
    И как все нарядно одеты: 
    От белого солнца слепит! 
    Еще ваши голуби реют, 
    Садятся на старый сарай, 
    И мама на кухне вам греет 
    На примусе утренний чай. 

    4 чтец. Вы эту минуту продлите – 
    Как будто беда далека. 
    Спешите, пока не убиты 
    Допеть, долюбить, дописать, 
    Из бронзы потом, из гранита – 
    Ни слова уже не сказать. 

    Песня «Мы шли под грохот кананады…»

    3 ведущий. Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. 

    5 чтец. Его я узнал не из книжки – 
    Жестокое слово – война! 
    Прожекторов яростной вспышкой 
    К нам в детство ворвалась она. 
    Смертельными тоннами стали, 
    Сиреной тревоги ночной. 
    В те дни мы войну не играли – 
    Мы просто дышали войной. 

    6 чтец. А мы не стали памяти перечить. 
    И, вспомнив, дни далекие, когда 
    Упала нам на слабенькие плечи 
    Огромная не детская беда. 
    Была беда и жесткой и метельной, 
    Была судьба у всех людей одна, 
    У нас и детства не было отдельно, 
    А были вместе детство и война. 

    7 чтец. И нас большая Родина хранила, 
    И нам Отчизна матерью была. 
    Она детей от смерти заслонила, 
    Своих детей от смерти сберегла. 
    Года пройдут, но эти дни и ночи 
    Придут не раз во сне тебе и мне. 
    И пусть мы были маленькими очень, 
    Мы тоже победили в той войне. 

    Песня «»

    2 ведущий. Конечно, историки могут скурпулезно подсчитать количество дивизий, 
    участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у 
    которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. 

    1 ведущий. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это 
    ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много. Об этом смогут рассказать они сами. 


    Мальчик. Мы – маленькие очевидцы, 
    Последние из могикан, 
    Нам до си пор тревога снится, 
    И до сих пор отбой не дан. 
    Из теплой, полной снов постели, 
    Из комнат, где цвели цветы, 
    В бомбоубежища и щели 
    Мы ночью с бабушками шли. 

    Девочка. Мы слез тогда уже не лили, 
    Мы знали вкус полынь-травы. 
    И с вами всю беду делили, 
    Как с нами хлеб делили вы. 
    Но что же, мы зато узнали, 
    Что значит выжить в трудный год, 
    Что значит – .Родина за нами 
    И что такое наш народ. 

    2 ведущий. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных 
    городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском 
    лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. 

    8 чтец. Четыре года было мне 
    В тот страшный день и час, 
    Когда в июньской тишине 
    Он шел убить всех нас. 
    Он шел, сжигая города, 
    Осатаневший зверь. 
    И трудно виделось тогда 
    Далекое теперь. 
    Года немыслимых атак 
    Еще пройти суметь! 
    Так далеко стоял рейхстаг… 
    И очень близко смерть… 

    1 ведущий. Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей. 

    Мальчик. В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. 

    Девочка. И вдруг война, страшная война. А мне – 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших, за слезы матерей, детей. Я испытала и страх и ужас, в плену прошла моя юность. 

    Мальчик. Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9 с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й Армии… 

    9 чтец. Сыны полка… Голодных и промерзших, их привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего мальчишки молчали. Их все-таки отправляли. Но через неделю-другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. 

    10 чтец. Горнили к бою трубы полковые. 
    Военный гром катился над страной. 
    Вставали в строй мальчишки боевые 
    На левый фланг, в солдатский строй. 
    Великоваты были им шинели, 
    Во всем полку сапог не подобрать, 
    Но все равно в бою они умели 
    Не отступать и побеждать. 
    Жила в сердцах их взрослая отвага, 
    В 12 лет по-взрослому сильны, 
    Они дошли с победой до рейхстага – 
    Сыны полков своей страны. 

    Орленок


    11 чтец. Память, стой, замри – это надо! 
    То из жизни моей, не из книжки! 
    Из блокадного Ленинграда 
    Привезли седого мальчишку… 
    Я смотрела на чуб с перламутром 
    И в глаза его очень взрослые! 
    Среди нас он был самым мудрым, 
    Поседевший от горя, мальчишка-подросток. 

    2 ведущий. Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза. 

    3 ведущий. «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. 



    1 ведущий. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. 

    Мальчик. Девчонка руку протянула 
    И головой упала на край стола. 
    Сначала думали: уснула, 
    А оказалось, умерла. 
    Никто не обронил ни слова, 
    Лишь хрипло сквозь метельный стон 
    Учитель выдавил, 
    Что снова занятья после похорон. 
    Под шелестом опущенных знамен 
    Лежат бок о бок дети и солдаты. 
    На пискаревских плитах нет имен, 
    На пискаревских плитах только даты. 
    Год сорок первый… 
    Год сорок второй… 
    Полгорода лежит в земле сырой. 

    12 чтец. Пусть дети повсюду встречают рассвет 
    Улыбкою ясной, спокойной. 
    Давайте же скажем все вместе – нет! 
    Нет, нет, нет! 
    Нет – грабительским войнам. 

    13 чтец. Чтоб снова на земной планете 
    Не повторилось той зимы, 
    Нам нужно, чтобы наши дети 
    Об этом помнили, как мы! 
    Я не напрасно беспокоюсь, – 
    Чтоб не забылась та война: 
    Ведь эта память – наша совесть. 
    Она, как сила, нам нужна… 

    Выходят дети с плакатами. 
    – Я нарисую яркое солнце! 
    – Я нарисую синее небо! 
    – Я нарисую свет в оконце! 
    – Я нарисую колосья хлеба! 
    – Мы нарисуем осенние листья, 
    Школу, ручей, друзей беспокойных. 
    И зачеркнем нашей общей кистью 
    Выстрелы, взрывы, огонь и войны. 

    Ведущий. Поднимите рисунки выше, 
    Чтоб все их видеть могли, 
    Чтобы всем был сегодня слышен 
    Голос юных граждан Земли. 
    Исполняется песня «Не отнимайте солнце у детей» 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    классный час "Маленькие герои большой войны"

    Классный час для учащихся 6 класса...

    КЛАССНЫЙ ЧАС: «Маленькие герои большой войны»

    Конспект классного часа и презентация...

    Сценарий проведения литературно-музыкальной композиции "Маленькие герои большой войны"

    Предлагаем методическую разработку, которая посвящена событиям ВОВ....

    КЛАССНЫЙ ЧАС: «Маленькие герои большой войны» 5 класс

    Знакомим учащихся с ВОВ;Развиваем кругозор, мышление, ответственность за свои поступки;Прививаем любовь к Родине и ее героям;Воспитываем  в учащихся такое качество как патриотизм...

    Классный час по теме "Маленькие герои большой войны"

    Литературно-музыкальная композиция...

    Урок внеклассного чтения в 6 классе "Маленькие герои большой войны"

    Кризис исторической памяти проявляется в разрушении исторической культуры, вандализме, безнравственном отношении к ветеранам. Именно поэтому, очень важно на уроках литературы, на уроках внеклассного ч...