Классный час на тему "Конфликты и способы их разрешения"
классный час (10 класс)

Михайлова Валентина Геннадьевна

Классный час на тему "Конфликты и способы их разрешения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_i_sposoby_ih_razresheniya.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 20.02.2020

ФИО классного руководителя: Михайлова Валентина Геннадьевна

Класс: 10

Тема занятия: «Конфликты и способы их разрешения»

Формы работы: индивидуальная, групповая

Цель занятия: Формировать конфликтную компетентность учащихся

Задачи:

Образовательные

  • ознакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;
  • научить избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;
  • формировать представления о различных вариантах человеческого общения

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса у детей;
  • формировать социально одобряемые формы поведения

Воспитательные:

  • обеспечить нравственное воспитание учащихся;
  • воспитать уважительное отношение к окружающим людям

Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для обучающихся (анкета, карточки), плакат, листы бумаги, стикеры, фломастеры

Ход урока

Вступительное слово учителя: Добрый день уважаемые гости, здравствуйте ребята, присаживайтесь. Надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность во время нашего сегодняшнего внеклассного мероприятия.  А начать я хочу с упражнения «паутинка добра». Каждый участник группы должен обратиться к своему соседу по кругу,  продолжив начало фразы «Мне нравится в тебе…» или «Мне нравится, что ты …». Важно при этом, чтобы вы обращались друг к другу по имени и говорили искренне. Давайте начнем.

Что вы испытывали, когда вас приветствовали?

Что было легче, принимать приветствие или самому приветствовать?

Хорошо, спасибо. Итак, для того, чтобы определить тему нашего мероприятия вашему вниманию будет представлен небольшой отрывок из фильма. Внимательно посмотрите и скажите какая ситуация была представлена.

Итак, какая ситуация была продемонстрирована в данном отрывке?  Ответы учеников: Конфликтная ситуация

Верно, какой это тип конфликта?  Ответы учеников: Межличностный

Какова же тема нашего мероприятия? Ответы учеников: «Конфликты и способы их решения»

Конфликты. Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? Ответы учеников: Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушения семьи, потеря работы, тюрьма, и т.п

Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? Ответы учеников: Поиски истины, открытия, самоутверждения и т.п.

В толковом словаре слово «конфликт» означает «столкновения, серьезное разногласие, спор». Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Первая группа учащихся объясняет, кого мы называем «конфликтным человеком»?

- Человек, который решил самолично вершить правосудие при помощи вымогательств, принуждения, угроз

Вторая группа объясняет, что значит «конфликтная ситуация».

-Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению,

Третья группа определяет значение выражения «инцидент».

-Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента. Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон

Четвертая группа поясняет значение слова «компромисс».

-Компромисс — разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели, вопреки своим желаниям.

Все верно, спасибо. Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология.

Психолог Кеннет Томас выделяет 5 способов разрешения конфликта. Все они представлены на флип-чарте. Ваша задача дать определения оставшимся способам разрешения конфликта. 1-я группа даст определние соперничеству, 2-я группа – присбособлению, 3-я группа – уклонению (избеганию), 4-я группа – сотрудничесву. У вас есть 2 минуты.  Используйте стикеры на ваших столах для записи определений, после чего подходите и приклейте их на флип-чарт на доске.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. Каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются.

Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Человек, использующий стиль соперничества, не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои способности доминировать, принуждать их принимать нужное ему решение проблемы. Стремление добиться своего за счет другого.

Приспособление: принесение в жертву собственных интересов ради другого. При использовании этого стиля имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Человек не пытается отстоять свои интересы. Исход дела чрезвычайно важен для другого человека, но не для вас.

Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей. Человек не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п. Возникшая проблема не столь важна для сторон и нет нужды отстаивать свои права

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Тот, кто следует стилю сотрудничества, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.

В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу (Анкета 1), представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 – последнее место (ранг).

Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: Компромисс – 2; Уход – 3; Настойчивость – 4; Сотрудничество – 1; Приспособление – 5.

Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. У вас есть 2 минуты на заполнение таблицы.

Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

А теперь давайте попробуем наглядно продемонстрировать различные конфликтные ситуации. У вас на столах лежат карточки с конфликтными ситуациями (приложение 1), прочтите их и попробуйте разыграть данные ситуации. У вас есть 4 минуты для продумывания диалогов ваших героев.

Время истекло. Участники каждой группы по очереди выходят и представляют свою ситуацию, а остальные учащиеся должны определить способ разрешения конфликта в данной ситуации.

А теперь давайте составим памятку о способах выхода из конфликтных ситуаций. Обозначьте пути решения конфликтов, используя листы и фломастеры на ваших столах. У вас есть 4 минуты. Время истекло, представьте , пожалуйста, что получилось у каждой команды.

Спасибо ребята, последним завершающим этапом нашего мероприятия будет рефлексия. На стикерах запишите пожалуйста 3 эмоции, которые вы испытали на данном уроке, 2 понятия (определения), которые вам запомнились и 1 ключевую мыль. Стикеры клеим на доску.

 Спасибо за урок. До свидания!

        

Анкета 1

Стиль разрешения конфликта

Использую чаще всего

Владею лучше всего

Приносит наилучшие результаты

Чувствую себя при использовании наиболее комфортно

Соперничество (Я активно отстаиваю собственную позицию)

Уклонение (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)

Приспособление (Я стараюсь во всем уступать/идти навстречу партнеру)

Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)

Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа "Конфликты и способы их разрешения"

Дпнный классный час позволяет в игровой обстановке рассмотреть вопрос конфликта, причин возникновения, способов разрешения. Классный час составлен для 7 класса....

Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения

Особенности конфликтов. Причины. Стили взаимодействия педагога  в конфликте. Рассмотрены ситуации. ...

Презентация к классному часу Конфликт и способы его разрешения.

Иллюстрационный материал к  классному часу. Задания для работы в группах....

Классный час "Конфликты и способы их разрешения"

Данный классный час рассчитан на учащихся 6-7 классов. В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием конфликта и способами его преодоления. Благодаря самостоятельному обыгрыванию предложенных учителем...

Классный час на тему : "Семья. Кофликты в семье и способы их разрешения"

Что же такое семья?Как вы понимаете это слово?Ответы учащихся. (Это два любящих человека, у которых есть дети, это маленькая часть общества, ячейка) .Правильно, семья - это союз людей, скрепленный пра...

Классный час. «Конфликты: предупреждение и способы разрешения».

Классный час. «Конфликты: предупреждение и способы разрешения»....

КЛАССНЫЙ ЧАС: Семья. Конфликты в семье и способы их разрешения.

Цель мероприятия: Развивать умения правильно выражать свои мысли, рассуждать о проблеме, используя правильные грамматические формы в предложении.Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в се...