Классный час "Конфликты и способы их разрешения"
классный час (6, 7 класс) по теме
Данный классный час рассчитан на учащихся 6-7 классов. В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием конфликта и способами его преодоления. Благодаря самостоятельному обыгрыванию предложенных учителем конфликтных ситуаций и совместному обсуждению способов их преодоления учащиеся исследуют свое поведение в той или иной конфликтной ситуации, осознают собственные чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_konflikty_i_sposoby_ih_razresheniya.doc | 682.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Классный час
«Конфликты и способы их разрешения»
Колганова Евгения Александровна
I категория
социальный педагог КОУ «РШООВЗ»
2015 год
Классный час
«Конфликты и способы их разрешения»
Анотация
Данный классный час рассчитан на учащихся 6-7 классов. В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием конфликта и способами его преодоления. Благодаря самостоятельному обыгрыванию предложенных учителем конфликтных ситуаций и совместному обсуждению способов их преодоления учащиеся исследуют свое поведение в той или иной конфликтной ситуации, осознают собственные чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу.
Цель:
Развивать умение учащихся понимать причины конфликтов и способы их разрешения.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием конфликта и способами его преодоления;
- Сформировать навыки выхода из конфликтных ситуаций.
Форма проведения:
Занятие проводится в форме классного часа с элементами обыгрывания ситуаций и обсуждения с учащимися той или иной ситуации, в которой они могут оказаться.
Возраст учащихся:
Занятие рассчитано на учащихся 6-7 классов (12-13 лет)
Материалы для занятия:
- бумага и иголочки для визиток;
- для каждого ученика листок бумаги с изображением двух квадратов;
- 3 пачки фломастеров с шестью цветами (красный, зеленый, синий, желтый, черный, коричневый);
- тексты для разыгрывания ситуаций;
- анкеты;
- бумага и карандаши для записей;
- памятки «Как избежать обиду».
Ход классного часа:
Вводная часть.
Учащиеся рассаживаются за парты. Из числа участников занятия по желанию выбираются помощники.
Тест «Наше настроение»
Участникам раздаются листочки с квадратами и предлагается раскрасить первый квадрат любым цветом (приложение 1).
Предложенные цвета примерно соответствуют следующим эмоционально-энергетическим состояниям:
красный – энергичный;
желтый – радостный;
синий – спокойный;
зеленый – скучающий;
коричневый – замкнутый;
черный мрачный.
Этот тест позволит определить настроение учащихся до и после занятия, покажет эмоциональное состояние ребят.
Упражнение-разогрев «Делимся хорошим». Учащиеся говорят о своем настроении в данный момент и высказывают свои пожелания для участников тренинга, о том каким они хотят, чтобы у них был этот день.
Основная часть.
Учитель. Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
Диалог читают два ученика.
— Кирилл, почему ты ударил его?
— Он первый ударил меня.
— А он говорит, ты ударил его первым.
— Нет, не я. Он первый ударил меня.
— Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
— Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
— И поэтому ты его ударил?
— Он первый меня ударил...
Учитель. Что произошло?
Ученики. Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.
Учитель. Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе).
Ученики пишут на тетрадных листах, а потом читают вслух: слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу.
Учитель. Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?
Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.
Учитель. А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?
Учащиеся. Восхитительный, скучный, трудноуправляемый, неинтересный.
Учитель. Скажите, а нужны ли конфликты?
Учащиеся:
— Ой, ну зачем они нужны?
— Да, без них невозможно найти истину.
— Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.
— Конфликты причиняют боль и страдание людям.
— Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.
Учитель. Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения.
Давайте посмотрим, как мы реагируем на конфликт. Чтобы разобраться в этом, ответьте на вопросы анкеты.
Детям раздается анкета (приложение 2, 3). Анкеты обрабатываются помощниками, результаты обсуждаются с учащимися, совместно составляется список способов поведения в конфликтных ситуациях.
Учитель. Но, конечно же, в зависимости от ситуации и от типа конфликта подходят разные способы поведения из перечисленных выше. Как вы думаете, что нужно делать, для того чтобы разрешить тот или иной конфликт?
Учащиеся. Сначала нужно узнать, почему он возник, из-за чего.
Учитель. Да, чтобы конфликт принес пользу, надо узнать сначала, из-за чего он возник. Существует три вида конфликтов. К первому виду можно отнести конфликты из-за того, что не удалось что-то приобрести или получить.
Приведите примеры.
Учащиеся:
— Когда я была маленькой, я часто капризничала, если мне что-то не покупали.
— А я совсем недавно устроил родителям скандал, когда они не захотели купить мне компьютер. Сказал, что учиться не буду.
— А я не отдал своему другу диск (уж очень игра мне понравилась), мы даже поссорились и «раздружились».
Учитель. Можно ли эти конфликты уладить?
Учащиеся. Да, их очень легко уладить.
Учитель. Второй вид конфликтов — это конфликты потребностей: сталкиваются различные интересы людей. Приведите примеры.
Учащиеся:
— Я помню, как переживала, что ко мне ребята из класса относились хуже, чем к той девочке, которая училась намного хуже меня. Я считала, что она недостойна такого отношения ребят к ней.
— А я до сих пор не могу понять, почему меня в том классе невзлюбили. Я и дискотеки устраивал, и к себе домой водил ребят, чтобы на компьютере позаниматься, и палатку приносил на турслет. А ребята в классе все равно меня не уважали, даже били, часто издевались, совсем на переменках не общались со мной.
Учитель. Такой конфликт сложнее, так как причины не так просто выяснить. Третий вид конфликтов - это конфликт ценностей, то есть когда человек видит угрозу своему благополучию и поэтому с особым жаром отстаивает свои позиции. Все мы преследуем те или иные цели, а степень упорства при этом свидетельствует о том, какую ценность представляет для нас каждая из наших целей. Как вы думаете, к какому типу относится следующий конфликт: двое ребят смотрят и не могут решить, чья очередь кинуть мяч.
Учащиеся. Потребность во власти, в силе, оба претендуют на ограниченные ресурсы.
Учитель. Скорее всего - и то, и другое. Различия иногда очень трудно обнаружить. Но если мы обозначим вид конфликта (то есть найдем причину его возникновения), то нам это поможет выбрать подходящие способы его разрешения.
А вот еще пример: Коля, весьма популярный ученик, подозревает Мишу, не пользующегося среди ребят симпатией, в том, что... (послушаем их разговор).
Ребята читают диалог.
К. Ты взял мои деньги на завтрак!
М. Твои деньги пропали, и ты предполагаешь, что их взял я?
К. Да.
М. Почему ты думаешь, что это я?
К. Ты должен был остаться в классе. Света проходила мимо двери и видела тебя около моей парты. Все знают, что ты воруешь.
М. Нет, не все. Я этого не знаю. Я не брал твои деньги.
К. Но ты же был возле моей парты?
М. Да, но только потому, что проходя мимо, задел парту, упали бумаги и я их поднял. Вот и все.
К. Надо обыскать тебя.
М. А ты хорошо искал в своей парте, в портфеле?
К. Я не делал этого. Деньги лежали сверху.
М. Почему бы не поискать деньги еще раз? (Коля ищет и находит у себя деньги.)
М. Так, что теперь ты должен делать?
К. Прости меня, Миша.
М. Хорошо, но ты обвинил меня перед всем классом.
Учитель. Итак, здесь уже конфликт потребностей перерос в конфликт ценностей. Почему?
Учащиеся. Была затронута честь, доброе имя
Учитель. Конфликт завершится на этом? У мальчика и так неважный авторитет. Что должен еще сделать Коля?
Учащиеся. Извиниться, чтобы слышали другие ученики. А иначе может быть большая драка.
Учитель. А теперь я попрошу вас еще раз посмотреть ваши записи. В начале занятия вы записывали свои воспоминания, связанные со словом «конфликт», и свои эмоциональные реакции на конфликт. Прочитайте. Представьте, что эти записи исчезают. А теперь зачеркните их. Удалось ли вам увидеть, как исчезают те эмоции, которые там записаны? Что приходит им на смену? Какие чувства вы испытываете?
Учащиеся. Радость, облегчение, успокоение, как будто груз свалился с плеч.
Учитель. Иногда можно уменьшить свои переживания следующим способом. Нужно написать слова, обозначающие наше отрицательное настроение, а потом эту бумажку сжечь или разорвать. Можно писать слово столько раз, сколько длится чувство обиды или злости: «Я злюсь, я злюсь, я злюсь...» И постепенно (а иногда вдруг) чувство это проходит и приходят успокоительные мысли: «Чего я злюсь? Все это глупости. Я уже успокоился и внимания больше обращать на это не буду». На следующих занятиях мы попробуем найти другие способы улучшения своего состояния. Хотелось бы вам узнать о приемах разрешения конфликтов? Почему?
Учащиеся:
— Было бы хорошо, если бы мы научились правильно реагировать на конфликтные ситуации, научились разрешать конфликты.
— Нам это поможет в любой жизненной ситуации.
— Мы могли бы поменьше ссориться с друзьями, с родителями.
Учитель. Знания о приемах разрешения конфликтов укажут нам на безопасный путь смягчения отрицательных эмоций.
- Упражнение в кругу «Импульс»
Ведущий предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.
В конце занятия участники тренинга заполняют карточки настроения (приложение 1) и получают памятки «Как избежать обиду» (приложение 4).
Упражнения, которые можно вставлять во время занятия
- Упражнение «Закончи фразу»
Ведущий предлагает участникам закончить фразы:
- Простить - это...
- Когда мне отказывают в моей просьбе, я...
- Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...
- Упражнение «Дружелюбное требование» (рефлексия обратной связи)
Ведущий предлагает высказать свое недовольство кем-либо в дружелюбной форме. Все сидят в кругу. Один участник подходит к своему обидчику и старается высказать ему свои претензии. При этом он старается не оскорбить этого человека. Остальные участники слушают, предлагая свои варианты высказываний.
- Упражнение «Копилка обид»
Участникам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой?
Ведущий говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.
Предполагаемые результаты:
- В ходе занятия учащиеся должны научиться отличать ситуацию, которая может стать конфликтной от какой-либо иной и находить способы выхода из подобной ситуации.
- Упрочение дружеских отношений в классном коллективе, формирование толерантного отношения учащихся друг к другу.
Используемая литература:
- Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.
- Обозов Н.Н. Психология конфликта. СПБ., 1999.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
Приложение 1
1 | |
2 |
1 | |
2 |
1 | |
2 |
1 | |
2 |
Приложение 2
АНКЕТА
Когда конфликт в классе, я:
1 | Прошу ребят остановиться | |
2 | Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно | |
3 | Помогаю ребятам понять друг друга | |
4 | Пытаюсь растащить ребят | |
5 | Пусть конфликт разрешится сам | |
6 | Нахожу зачинщика | |
7 | Ищу причину, из-за которой возник конфликт | |
8 | Ищу компромиссное решение | |
9 | Обращаю все в шутку | |
10 | Говорю, не делайте «шума из ничего» | |
11 | Заставляю прекратить и извиниться | |
12 | Вдохновляю на поиск другого решения | |
13 | Помогаю им решить, от чего стоит отказаться | |
14 | Стараюсь переключить внимание | |
15 | Не мешаю «сражаться», пока кто-нибудь не победит | |
16 | Ссылаюсь на правила поведения | |
17 | Предлагаю несколько вариантов решения на выбор |
Приложение 3
Инструкция к анкете
Давайте посмотрим, как мы реагируем на конфликт. Чтобы разобраться в этом, ответьте на вопросы анкеты.
Детям раздается анкета.
Учитель. Если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта - поставьте цифру «3»; если вы реагируете таким образом от случая к случаю, иногда - «2»; если редко или никогда - «1». Учащиеся работают с анкетой (анкета и бланк для ответов приведены в приложении).
Учитель. Перенесите в бланк для ответов соответствующие каждому вопросу баллы. Подсчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.
А - трезвый подход - вы стараетесь быть порядочными по отношению к ребятам, но при этом считаете, что ими необходимо жестко руководить и ребята должны знать, что «можно», а что «нельзя».
В - проблемно-разрешающий подход - вы пытаетесь совместно разрешить конфликт и принять творческое решение.
С - компромиссный подход - вы выслушиваете ребят и помогаете им выслушать друг друга, а затем убеждаете их в том, что от чего-то всегда надо отказываться, что мы не можем иметь все, что хотим, и что «немножко» лучше, чем «ничего».
D - затушевывающий (сглаживающий) подход - вы стараетесь сохранить и поддержать мир и спокойствие, насколько это возможно, тем более что многие конфликты не так уж важны и лучше не обращать на них внимания.
Е - игнорирование - вы предоставляете ребятам самим разобраться во всем и сделать соответствующие выводы для себя.
- БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Приложение 4
ПАМЯТКА «КАК ИЗБЕЖАТЬ ОБИДУ»
- Говори о другом только тогда, когда тебя об этом просят.
- Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
- Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
- Не давай оценки.
- Не давай советов.
Слова: «Я бы на твоем месте…», «Ты должен…» - под запретом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка классного часа "Конфликты и способы их разрешения"
Дпнный классный час позволяет в игровой обстановке рассмотреть вопрос конфликта, причин возникновения, способов разрешения. Классный час составлен для 7 класса....
Презентация к классному часу Конфликт и способы его разрешения.
Иллюстрационный материал к классному часу. Задания для работы в группах....
Классный час «Моделирование способов разрешения конфликтов»
Цель: обучение поиску путей сотрудничества, взаимодействию в конфликтной ситуации;Задачи:-выявить стратегии и модели социально одобряемого поведения в конфликте;- способствовать формирован...
Классный час на тему "Конфликты и способы их разрешения"
Классный час на тему "Конфликты и способы их разрешения"...
Классный час на тему : "Семья. Кофликты в семье и способы их разрешения"
Что же такое семья?Как вы понимаете это слово?Ответы учащихся. (Это два любящих человека, у которых есть дети, это маленькая часть общества, ячейка) .Правильно, семья - это союз людей, скрепленный пра...
КЛАССНЫЙ ЧАС: Семья. Конфликты в семье и способы их разрешения.
Цель мероприятия: Развивать умения правильно выражать свои мысли, рассуждать о проблеме, используя правильные грамматические формы в предложении.Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в се...